Авторский блог Илья Титов 00:07 5 декабря 2024

Дым Алеппо

чем ценен опыт сирийской катастрофы

Одной из главных тем недели стала сирийская катастрофа. Боевики сразу множества террористических организаций выползли из своего защищённого соглашениями с Турцией от 2020 года загончика в Идлибе и резкой атакой захватили некогда крупнейший город Сирии - Алеппо. Существенно расширив зону своего контроля, они остановились только на подходах к городу Хама, что неподалёку от Хомса, спустя почти двое суток непрерывного продвижения вперёд. Коллапс сирийской обороны нащупал своё дно только там, в ста двадцати километрах к югу от Алеппо.

Вместе с предпринятой атакой из зоны турецкого контроля на северо-западе страны – атакой, возглавлявшейся организацией «Хаят Тахрир аш-Шам»*, - в движение пришли и недодавленные группировки на юге Сирии: например, на второй день атаки поступили сведения о том, что в колыбели сирийской гражданской войны, в городе Даръа, начались волнения. Всё это происходит на фоне сложного положения основных игроков: Россия из-за Украины вывела значительную часть группировки из Сирии, иранские структуры отвлечены и ослаблены войной с Израилем, да и сам Дамаск потратил время относительной передышки не понятно на что.

Во-первых, стоит обратить внимание на то, кто именно позволил боевикам пройти так далеко. Да, у каждого работавшего в Сирии российского военнослужащего есть не одна история о том, как «садыки» (так в период активной фазы сирийской кампании наши бойцы называли солдат регулярной армии САР) сидели на блокпостах и тянули кальян, а услышав про приближение противника, немедленно вставали на тапки и испарялись в противоположном направлении, словно кальянный дым. В таких историях нет ничего нового – вспомните хотя бы рассказы советских военных специалистов, помогавших сирийцам и египтянам в Октябрьскую войну.

Но здесь два дня творилось что-то такое, что не списать на простую безалаберность, дезорганизацию и военный хаос. Всё это больше напоминало сознательную сдачу позиций: спустя два дня и менее чем за сорок часов после первых сообщений о выступлении бармалеев из края своих нор огромный город, дважды с огромным трудом отвоёвывавшийся сирийцами и их союзниками – сначала персами, а потом и нашими бойцами – был почти целиком захвачен, причём враг проехал сквозь весь город, не встретив никакого сопротивления в большей его части – исключение составляют лишь курдские районы, полные беженцев из захваченного турками Африна. Громадная территория потеряна в мгновение ока, вернув ситуацию едва ли не на худшие рубежи за всё время с 2016 года. Что хуже, отступление было настолько быстрым, что в руки боевиков попали ценные трофеи в виде сирийских самолётов, персидских беспилотников и средств РЭБ.

На первый день большой атаки, 29 ноября, вскоре после новостей о прицельном убийстве в Алеппо старшего военного советника КСИР повсюду ходили сведения о том, что в хаос и смятение внесла свой вклад волна взрывов, выведших из строя средства связи сирийской армии – сведения не подтвердились, но направление мысли, учитывая сентябрьскую атаку пейджеров на «Хезболлу», понятно. Вместе с этим много где всплывали ролики, как боевики вроде бы исламистских организаций не только сбивают ёлки и громят церкви – в этом как раз ничего нового нет – но и срывают в Алеппо развешенные там палестинские флаги (иногда за них выдают флаги правящей в Сирии партии «Баас», но на некоторых видео это явно флаги Палестины). Добавьте к этому то, что израильские военные аналитики в профильной прессе прямым текстом говорят про перспективы сотрудничества с «новой властью Сирии и Ливана», а также то, что атака началась спустя два дня после заключения соглашения о прекращении огня между Израилем и «Хезболлой» - соглашением, о котором Израилю, видимо, никто не сказал, потому как бомбёжки Бейрута они продолжили как ни в чём не бывало, не забывая при этом наносить удары и по Сирии, а также мешать усилиям Ирана доставить оружие военными транспортниками.

Словом, всё по канонам классики этой подзабытой войны: яростные борцы с неверными режут по большей части суннитское сирийское население и пользуются политической и военной поддержкой сионистского режима.

Но роль Израиля второстепенна: разумеется, в корне этой атаки лежит воля Анкары. Организованный в 2017 «Хаят Тахрир аш-Шам» - не тот «аш-Шам», который мы помним по самым жестоким годам сирийской войны. Тот, ранее известный как «Джебхат ан-Нусра»*, был разгромлен, уполз в Идлиб, где, объединённый с ещё десятком террористических группировок, долгие годы насыщался турецкой техникой, наёмниками и рекрутами, которых разведка из Анкары вербовала среди сирийских беженцев и зарубежной плесени. Добавьте сюда новую итерацию «террористического интернационала»: в «Хаят» за неимением под рукой ИГИЛ* едут ваххабиты из республик Средней Азии, где их прессуют власти. Так, одним из лиц всего этого наступления стал боевик из Таджикистана Фаррух Файзиматов, который в своё время был выперт из ПТУ в городе Жуковский, а с 2016 года торчит в Сирии и служит штатным военкором у бармалеев. Он вместе с целой плеядой говорящих голов потратил много сил на создание образа вменяемых повстанцев и настоящих мусульман, борцов с тиранией алавитов – образа, который, однако, никто не воспринял всерьёз.

Военнослужащие российского контингента проявили себя решающим образом. Пока персидские силы только собираются в поход, пока сирийская армия только нащупывает собственные выбитые зубы на земле где-то к северу от Хамы, ВКС России вовсю лупят по скоплениям террористов. Те, не имеющие опыта СВО и полные свойственной всем в тех краях легкомысленности, всё ещё собираются в колонны, по которым бьют наши лётчики. В ходе одного из таких ударов, по данным, приведённым парой иранских и израильских – наконец-то в чём-то они сошлись – источников, погиб глава «Хаята» и основатель «Ан-Нусры» аль-Джулани. Данные по нему не подтверждаются другими источниками, но более надёжными выглядят сведения, что авиаатаками были убиты два высокопоставленных командира «Хаята».

Другие удары – например, по площадям в Алеппо или по деревням в окрестностях – стали поводом для появления видео, заставивших воспринимать сухие сводки про «триста уничтоженных террористов» всерьёз. Били даже по городу Идлиб, который до того с турками договорились не трогать – рассудили, что после турецких художеств былые договорённости соблюдать не надо. К слову сказать, турки попытались приделать какое-никакое обоснование действиям своих питомцев: их операция называется «Сдерживание агрессии» и проводится якобы в ответ на обстрелы Идлиба сирийскими войсками.

Стоит сказать, что одним из двух признаков изменившихся времён стало отсутствие попыток представить боевиков «мирными протестующими», «светской оппозицией», «демократическими повстанцами» и прочими шлягерами из репертуара Юлиана Рёпке. Нет, теперь все в целом признают, что наступают те ещё сукины дети. Ну а то, что это наши сукины дети – а участия турецких сил, израильских мощностей, американской помощи и даже украинских инструкторов никто не скрывает – то что ж вы сделаете? Подадите иск в ООО «Международный уголовный суд»? Даже официальная Анкара открестилась (или отполумесяцилась) от безумцев, и только безнадёжные дегенераты типа газеты «Киев пост» продолжают следовать методичкам 2014 года и называть режущих на камеру гражданские головы подонков «повстанцами».

Вторым признаком, отличающим нынешнее обострение от привычных реалий сирийской войны, стала однозначно выраженная Асаду поддержка со стороны арабского мира. Такое сложно было представить ещё в 2022 году, но на сей раз мантру «Асад должен уйти» не осмелились произносить вслух – видимо, проклятие стало слишком хорошо известно. Уже на второй день атаки, когда в Дамаске, согласно ряду сообщений, происходила стрельба (некоторые даже оперативно нарисовали теорию военного переворота, что объяснило бы стремительное отступление сирийской армии), а сам Асад, согласно другому ряду сообщений, сбежал в Москву в женском платье, по всему Ближнему Востоку активизировалась работа дипломатии: саудовский принц Мухаммед ибн Салман поехал в Йемен и в Эмираты, после чего предложил Ирану снизить поддержку проиранских прокси в обмен на расширение торгового сотрудничества – сейчас персы на такое точно не пойдут. Министр иностранных дел Ирана Аббас Аракчи созвонился с российским МИД, после чего рванул в Дамаск и в Анкару, дабы договориться о степени прямого вмешательства Ирана в кризис.

Заверения в том, что Сирия уже не так важна, напоминают самооправдания лисицы, для которой недосягаемый виноград оказался слишком зелен. Сирия и сейчас важна для нас как ключ к участию в ситуации на Ближнем Востоке, как витрина нашей помощи союзникам, а также как биореактор для утилизации исламистской сволочи, которая в ином случае ехала бы к нам. Но переоценивать значение арабской республики тоже не стоит: хватает своих забот на ближних рубежах, а помочь стране, чьи войска в скорости драпа дают фору Усэйну Болту, просто невозможно.

У Асада была масса времени подготовиться к опасности, годами открыто исходившей от Идлиба, но вместо этого в Сирии по-прежнему цветут поборы, мародёрства и зашкаливающая безответственность на всех уровнях, что делает эту арабскую республику наименее привлекательным направлением для вложения больших денег из Залива.

Для нас же опыт сирийской катастрофы последних дней осени 2024 ценен не только пониманием, что террористический интернационал щедро делится между собой опытом, а боевики «Хаята» врывались в Алеппо теми же мобильными группами, что ВСУ отправили в Курскую область, но ещё и ярким примером того, что следует за заморозкой конфликта и за оставлением у себя под боком заповедника террористов, щедро спонсируемых врагом.

*террористические организации, запрещённые в РФ

10 декабря 2024
26 декабря 2024
1.0x