Авторский блог Ян Симчера 02:16 5 сентября 2018

О качестве роста населения России

рапортуя об исправлении демографического кризиса, маскируют продолжающийся упадок человеческого потенциала страны

Естественный прирост и численность титульного населения в отдельные годы у нас стали несколько увеличиваться. Однако при более тщательном исчислении, оказывается, что происходит это всего лишь на 20—30 тыс. человек в год, в рамках статистической погрешности. Ну а качество роста населения, его «порода», здоровье, общенациональные ценности, всегда и везде составляющие сердцевину реального роста, его цель и смысл, хотя бы в указанных рамках, тоже возросли? Чтобы избавиться от угара ложных оценок и доминирующего бахвальства, давайте посмотрим на некоторые объективные факты и услышим существующие альтернативные суждения.

Известно, что рост населения обеспечивает увеличение и обновление человеческого капитала (есть кому трудиться), обороноспособности страны (есть кому служить в вооружённых силах, работать на оборонных предприятиях), рынки сбыта (есть кому продавать и есть кому покупать). И вообще, показатель демографического роста — главный показатель развития государства. Любой рост населения в России, за исключением роста числа пенсионеров и других, требующих социальной защиты граждан, воспринимается и интерпретируется чиновниками как абсолютное благо. И поэтому закономерно, что количественные показатели роста населения выступают на передний план, о них много говорят и призывают повышать, однако мало кто говорит о качестве людей, то есть об их способности созидать, работать, развиваться, воспроизводиться и воспитывать. Ещё меньше любят говорить об условиях, которые способствуют росту населения, а именно об уровне и доступности образования, медицины, работы и многом другом. Эти исходные условия качественной жизни отходят на второй план. Хотя именно они являются основой основ для формирования человека думающего, здорового и способного трудиться, а не социального иждивенца, требующего незаработанных благ у государства, то есть у нас всех. Давайте посмотрим, как с этим обстоят дела в России сегодня.

На данный момент численность населения, по оценкам Росстата, составляет 146,8 млн чел., однако прирост населения в последние годы осуществлялся не за счёт естественного воспроизводства, а посредством притока мигрантов и за счёт присоединённой территории — Крыма. Доля естественного фактора в этом приросте ниже доли миграционного прироста.

Несмотря на заявления о тренде прироста населения, рождаемости, строительстве перинатальных центров, особенно в Москве, достаточно взглянуть на те же данные Росстата, а именно показатели естественного движения населения в январе 2017 г., где число умерших превышает число родившихся. Если же сопоставить январь 2017 г. с январём 2016-го, то показатель родившихся снизился на 3,5 %, а умерших — вырос на 5,7 %. Таким образом, разговоры о позитивном тренде как минимум преждевременны.

При этом важно учитывать не механическое воспроизводство, а осмысленное, которое возможно лишь в стабильных экономических условиях, когда человек востребован обществом, а не рождён, скажем, ради получения материнского капитала или выгодного для мигрантов российского гражданства.

Другой важный вопрос — распределение населения по территориям. Если посмотреть на карту, то наибольшая его концентрация в Центральном федеральном округе, наименьшая — в Дальневосточном. Почему так? Да потому, что бо́льшая часть территории Дальневосточного округа — это Республика Саха, где не самые благоприятные условия для жизни; и то, что там живёт около миллиона человек, уже неплохо. Заселение оставшейся части необходимо, однако для этого нужны серьёзные инфраструктурные проекты для населения уже живущего в регионе, без оглядки на прибыль. Только подняв уровень жизни в регионе можно рассчитывать на то, что этот край станет привлекательным для потенциальных переселенцев. Программу «Дальневосточный гектар» назвать серьёзной нельзя, как и нельзя считать, что задачу увеличения численности населения в крае можно решить за 5 лет или даже к 2030 г.; для этого нужны десятилетия упорного труда людей и для людей.

Под качеством населения следует понимать не деление людей по «сортам», уровню доходов, социальным статусам и т.д., а мотивацию к труду, учёбе, повышению квалификации, увеличению своего благосостояния и, как следствие, — благосостояния всего общества. При этом необходимо отличать людей, стремящихся к развитию и способных к труду, от социальных иждивенцев, которые сознательно ограничивают своё развитие и трудовую активность в расчёте получать незаработанные блага, то есть людей деградирующих, которых, к сожалению, в последние 15 лет не становится меньше (причём независимо от их номинального социального статуса). Таким образом, под качеством мы понимаем некий эталон человека, к которому в идеале должно стремиться всё общество.

Однако одной мотивации человека недостаточно, более того — становление качественного человека невозможно без базовых вещей, а именно: образования, здравоохранения, жилья, безопасной среды и возможности работать и получать адекватную зарплату. Именно в этом задача государства — формировать благоприятную среду, инвестировать в социально значимую инфраструктуру и проявлять реальную заботу о человеке, который, в свою очередь, развиваясь, сможет обеспечить процветание себя и самого государства. На деле же картина в современной России прямо противоположна: с одной стороны, государство в лице правительства декларирует необходимость воспитания такого человека, с другой, своими решениями оно готово тратить средства на что угодно, даже на откровенно убыточные предприятия типа олимпийских строек, мостов на остров Русский, «Силу Сибири» и т.д., и говорить о недостатке средств для людей, живущих и содержащих это государство. Всё это не только ухудшает условия человеческого существования сегодня, но, главное, будущего поколения, которое будет вынуждено не жить, а выживать.

Итак, давайте посмотрим на данные, характеризующие среду, в которой живёт гражданин РФ на протяжении 15 лет, любезно публикуемые Росстатом, и ответим на вопрос: можно ли в таких условиях рассчитывать на подъём экономики и улучшение качества и продолжительности жизни людей? Поскольку показатели проданной нефти, газа, никеля и зерна, равно как и прибыли банковских институтов, никак не влияют на условия жизни большинства, всё же не все трудовые ресурсы России в количестве 76,6 млн заняты в этих отраслях.

Образование

Можно наблюдать сокращение количества учителей в общеобразовательных учреждениях: с 2000 года их число сократилось на 700 тыс. чел., а общее число таких учреждений сократилось на 25 тыс. Но при этом детей меньше не стало. Где они будут учиться и как? Число профессиональных образовательных организаций, обучающих квалифицированных рабочих и служащих, с 2005 г. также сократилось в три раза — до 1000. Нетрудно догадаться, что и количество получивших такое образование значительно ниже, да и зачем оно, если рабочих мест по специальности нет, а варить кофе или работать не по специальности можно вообще без образования. В высшем образовании дела обстоят так же, поскольку образование там рассматривается не как обучение специалистов, а как место работы самих преподавателей с соответствующим подходом. И действительно: зачем вкладывать знания в людей, которые в большинстве не получат работу по специальности? А сами студенты рады, что можно учиться не напрягаясь, всё равно диплом получишь. Отсюда качество специалистов, разбирающихся в Twitter и Instagram, но не знающих разницу между Первой и Второй мировыми войнами. (Ни к чему держать это в голове, если есть смартфон и «Википедия»). Сегодня мы имеем дело с образованием, ограниченным массовой штамповкой дипломов, а не качественной подготовкой самостоятельно мыслящих людей, представляющих цвет и гордость нации.

Здравоохранение

Число больничных организаций с 2000 г. сократилось в 2 раза, поликлиник — в 1,2 раза, станций скорой помощи — в 1,2 раза; количество врачей с 2000 по 2011 гг. выросло на 53 тыс. чел., но уже к 2015 г. оно сократилось на 60 тыс., число среднего медицинского персонала практически осталось неизменным — 1,549 млн. Уровень и качество условно бесплатных медицинских услуг каждый обратившийся может оценить сам. В 2015 г. было зарегистрировано 113,927 млн больных, обратившихся впервые за диагнозом. К 2015 г. количество больных с злокачественными новообразованиями выросло в 1,2 раза, с сахарным диабетом — в 2,2 раза, с повышенным кровяным давлением — в 3 раза, больных ВИЧ — в 7,4 раза. Количество инвалидов по всем группам на 1 января 2017 г. достигло 12,259 млн человек (из них детей-инвалидов — 640 тыс.), около 2,5 млн из них числятся работающими. Отдельная категория — наркоманы и алкоголики, здесь нет точных статистических данных, за исключением состоящих на учёте в организациях Минздрава. Например, наркозависимых — около 800 тыс., а по экспертным оценкам — в разы больше; впервые употребивших наркотические средства — до 7 млн. Алкоголиков на учёте — около двух миллионов. Можно ли надеяться в условиях увеличения безработицы, реальной, а не «сделанной» специалистами Росстата и Минтруда для высших руководителей страны, что их количество снизится, а не возрастёт?

В России более 42 млн пенсионеров. Пенсии не индексируются или лишь притворно индексируются. В связи с этим 15 млн пенсионеров, большая часть которых — больные люди, чтобы выжить, вынуждены трудиться. Улучшить качество роста населения и повысить темпы нашего развития при сохранении таких показателей перспектив нет.

Жилищные условия

По данным Минстроя, около 50 % жилых домов нуждаются в капитальном ремонте, а количество людей, проживающих в них, составляет около 45 млн человек. В ветхих и аварийных домах проживают по меньшей мере 3 млн человек. За последние 15 лет построено 16 млн квартир, однако доступность жилья в условиях общей экономической нестабильности крайне низка. Альтернативные варианты, такие как аренда жилья на долговременной основе, практические отсутствуют — по тем же причинам. К тому же строительство новых домов рассчитано на людей, имеющих средства приобретать в них жильё, что в условиях сжатия экономики невозможно. Ипотека стала не возможностью купить жильё, а лотереей с неизвестным победителем: либо это ипотечник, либо это банк. При этом инфраструктура ЖКХ (канализация, водопроводы, электрические сети) изношена на 70 %, капитальный ремонт домов производится с минимальными затратами, с нарушениями технологий, без гарантий от производителя работ. Плюс ко всему — повышение налогов на недвижимость и постоянно растущие ставки как на содержание домов, так и на коммунальные расходы. И, наконец, последнее изобретение — взносы на капитальный ремонт — окончательно усугубляют удручающее положение. Содержание жилья становится обременительным, уменьшая и так недостаточные доходы людей. По данным того же Минстроя, более 35 млн чел. вынуждены получать ежемесячное социальное пособие на оплату ЖКХ. И, несмотря на такое состояние дел, ВЦИОМ прогнозирует рост уровня удовлетворённости качеством услуг ЖКХ к 2020 г. до 80 %. Вместо реальных улучшений — надоевшие всем циничные обещания изменить положение к лучшему, которые всего лишь усугубляют положение.

Преступления

Число преступлений, по статистическим данным МВД и далее Росстата, снизилось в 2015 г. по отношению к 2000 г. на 19 % (включая убийства, грабежи, смертельные ДТП и т.д.). Однако количество лиц, совершивших повторное преступление выросло на 5,7 % (по состоянию на 2015 г. их число — 688,8 тыс. чел.), а лиц, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения — на 76 %. На 1 января 2017 г. в местах лишения свободы находилось 627,7 тыс. чел. Таким образом, число преступников составляет треть численности российской армии. Это — зарегистрированных правонарушений, число которых в России в два раза ниже фактически совершаемых. По всей видимости, количество преступлений на бумаге, по аналогии с безработицей, в кабинетах чиновников будет снижаться, а по факту, если не предпринимать особых мер, как и в прошлом, будет расти.

Работа и доходы

Зарегистрированных безработных в России 6 млн чел., но это без учёта фрикционной и скрытой безработицы; при этом пособие по безработице составляет от 850 до 4900 рублей. И это без учёта более 30 млн самозанятых, среди которых, увы, большая часть проживает с минимальными доходами. Бедное население, которое насчитывает 19 млн чел., имеет доходы ниже прожиточного минимума, то есть около 8 тыс. рублей в месяц. Доходы пенсионеров варьируются: так, 21 млн пенсионеров по старости получает среднюю пенсию 12 080 рублей, а 15 млн пенсионеров работают и в дополнении к своей пенсии получают зарплату. Пенсии по инвалидности в среднем размере 8 тыс. рублей получает 10 млн инвалидов. Конечно, существуют доплаты и социальные льготы, но они не превышают 20 тыс. рублей; а с учётом того, что инвалидность сопряжена с постоянным лечением, вряд ли можно назвать эту сумму достаточной. Сумма же средней зарплаты по стране — 35 тыс. рублей; если мерить по медианному доходу, что точнее, то 22 тыс. рублей. Но с такими удручающими показателями новым поколениям России нет места в будущем!

Мы коснулись проблем исключительно базовых отраслей и сфер, без которых формирование качественного человека невозможно, за скобками остались культура, спорт и другие необходимые области. Понятно, что все проблемы нужно решать в комплексе. Но как? Что для этого необходимо? В первую очередь требуется ревизия всех экономических активов в стране: необходимо знать, где что находится, сколько стоит, сколько инвестировать, скольким людям тот или иной актив может дать работу. Только на основе такого глобального плана можно определить приоритетные направления восстановления и развития предприятий и секторов, которые находятся в упадке. Например, предприятий авиационной, лесной, электронной, медицинской и целого ряда других отраслей промышленности. При этом естественные монополии должны быть исключительно государственными и работать в интересах всего общества, а для прибыли таких монополий достаточно коммерческих отделов. Только определив такие приоритеты, государство вправе сказать людям: я заинтересовано в вас, рожайте — потому что мне нужно больше людей, чтобы развиваться и работать в новых направлениях; переселяйтесь на Дальний Восток, потому что там создана инфраструктура на уровне японских стандартов, а билет на самолёт во Владивосток доступен каждому гражданину, потому что вас там ждут, потому что вы заслужили это своим трудом, потому что это наша общая страна и т.д. Теперь государство говорит: рожайте, потому что нам нужны потребители, платящие НДС, нам нужны плательщики услуг ЖКХ и налогов, страховых взносов; и особо нам нужно поддерживать монополии и олигархов; забудьте о пенсиях, займитесь бизнесом, купите себе яхту, в конце концов; у нас другие важные задачи — подготовка к чемпионату и формирование Программы-2030, которую никто никогда не только не выполнит, но и с самого начала не собирается выполнять.

Сегодня в России нет более важной и срочной задачи (и более привлекательной и доходной области инвестиций), чем задача коренного пересмотра практически всех нынешних убыточных подходов к стимулированию рождаемости и умножению таким образом численности и продолжительности жизни больного населения в нашей стране. Опыт истекших лет отчётливо показывает, что решение этой задачи выходит далеко за рамки нынешних чисто административных методов. Все усилия и деньги должны направляться не на слепое и, по сути, вредоносное разбазаривание материнского капитала и строительство перинатальных центров по безнадёжному излечению родившихся больных детей, но на реализацию упредительных, в том числе законодательно запретительных мер, в зародыше исключающих возможность появления на свет таких детей. Но каждый приходящий в этот мир младенец гарантированно должен быть не только здоровым, но и в столь же полной мере обеспеченным. А поэтому одновременно с программой рождаемости полноценных здоровых детей должна синхронно работать программа формирования их полноценной здоровой жизни. Альтернативы такой двуединой программе не может быть. Страна, населяемая растущей численностью больных детей (и далее — больных взрослых людей), не может быть сильной и не имеет будущего.

В последние тридцать с лишним лет, включая горбачёвский период, в России не произошло ни количественного, ни тем более качественного роста основ человеческой жизни и, следовательно, качественного роста населения как самого ценного и дорогого капитала. Всё сводилось к викторианским принципам оценки качеств человека и его жизни по количеству приобретённых им материальных благ. Неуёмное приобретательство, наглая нажива, тотальный гедонизм взяли верх над всем, включая совесть и веру. С такими установками о качественном росте населения можно не говорить. Поэтому без серьёзной программы создания нормальной среды и воспитания качественного человека, мы обречены на статистические манипуляции показателями уровня обеспеченности минимальной пищей и кровом.

При написании этого материала сознательно не приводилось сравнений с другими странами, например по уровню ВВП, поскольку это не даёт нам представления о реальном качестве жизни и благосостояния, а, наоборот, — уводит в сторону от решения наших проблем.

1.0x