Авторский блог Игорь Шумейко 15:21 22 ноября 2018

Юрьев день

наш крестьянин вынужден работать более аврально, артельно, что имеет важнейшие, даже и политические, следствия

Советолог №1 Ричард Пайпс, книга "Россия при старом режиме": "Каково же было положение русских крепостных? Это один из тех предметов, о которых лучше не знать вовсе, чем знать мало!"

Кто закрепостил крестьян? Без тени иронии отвечаю: кто вам угодно… Выберите из политиков примерно с конца 1400-х по середину 1600-х любого, например, вам неприятного, обратитесь к историкам, "первоисточникам" и найдёте "пруфы": именно он… так его! Иван III, Иван IV, Фёдор, Годунов, Шуйский, первые Романовы.

Школьно-памятный тезис — "Юрьев день, единственный, когда крестьянин мог уйти от помещика — доказательство закабаления". Сегодня факт такого "тотального ограничения передвижения человека" представляется "кошмарным насилием". Знаменитая "прописка" легко подвёрстывается.

Да, Судебник Ивана III (1497 г.) ограничивал срок перехода крестьян: неделя до и после Юрьева дня. То есть свобода перемены мест — лишь с 19 ноября по 3 декабря. Теперь представим жизнь, годовой цикл, вселенную тогдашнего крестьянина. До окончания осенних работ — весь результат его труда лежит на поле, "на земле". Крестьянин, прежде всех был заинтересован быть надёжно "прикреплённым к земле" до уборки урожая! Судебник-1497 строго запрещал землевладельцам прогонять крестьян с земли. Потом — две недели на расчёты, крестьянин — собственник урожая, должен рассчитаться по договору! Это "порядная" с помещиком, что б тот мог остаться служилым, явиться на зимний сбор или войну при оружии, сам-конь, с вооружённым слугой/слугами (в зависимости от величины поместья). Крестьянин, реализовав свою часть урожая, мог две недели ходить-искать нового места.

Далеко за две недели, да при том транспорте, не уйдёшь? Да… но далеко уходить опасался и сам земледелец, потому что все его сельскохозяйственные знания, навыки могли быть опровергнуты сильно отличающейся природой. Факт из книги "Ближний Дальний Восток. Предчувствие судьбы" (2012). В конце XIX века крестьяне, расселившись в Уссурийском крае, сначала радовались: кошмар европейской части страны, засуха, Приморью точно не грозила! Но оказалось, при таком изобилии влаги в воздухе и почве "колосовые хлеба слишком растут в стебель и листья, а развитие зерна задерживается; чрезмерно размножаются грибки, паразитирующие на растениях и производящие различные болезни и особенно гибельный "пьяный хлеб". Только мощное содействие государства (транспорт, агрономы, врачи, учителя) позволило переселенцам выжить и со временем подобрать подходящий для Дальнего Востока набор сельхозкультур.

А уж в XIV—XVI веках перемещение на 250 вёрст для земледельца было сродни выходу в открытый космос. Большие броски — это казаки, "своеужинные" охотники за пушниной. Земледельцу такая "свобода передвижения" была, мягко выражаясь, не нужна.

Однако ж, Юрьев день был отменён. Начиная с Татищева, считалось, что отменено право крестьянского выхода указом царя Фёдора Иоанновича 1592 г., который не сохранился, но который подразумевается в указе 24 ноября 1597 г. (о пятилетнем сыске крестьян), за который очень корят Бориса Годунова. Кстати, для справки пишущим о "непрерывном нарастании рабства, постоянном усилении эксплуатации": в 1601 г. Борис Годунов, будучи уже царём, снова разрешил переход крестьян по всей России (кроме Московского уезда), но только от мелких владельцев к мелким. Последний пункт раскрывает и причину предыдущих запретов: переходы от мелких хозяев к крупным, особенно к монастырям, лишали экономического обеспечения основную массу служилых, то есть "дворянскую поместную конницу" (тогдашнюю русскую армию). Такие переходы остались под запретом и после 1601 г.

И уж после царя Бориса новый царь Василий Шуйский пишет в своём указе, обвиняя предшественника: "Царь Феодор, по наговору Бориса Годунова, не слушая совета старейших бояр, выход крестьян заказал". Нужно отнестись с осторожностью к словам царя Василия, одного из главных неудачников русской истории. Он, критикуя Бориса Годунова за указ 1597 г., забывает упомянуть указ 1601 г.

После Татищева и Костомаров возлагал ответственность за отмену Юрьева дня на указ царя Фёдора (по факту — Годунова).

Погодин, Ключевский делают акцент: Юрьев день не отменялся законом. Виновата тяжесть социально-экономических условий, задолженность крестьян. Ключевский: "Право выхода замирает само собой, без законодательной отмены… крестьяне уже до указа царя Феодора Иоанновича фактически не пользовались правом выхода".

Так от темы "вековечного русского рабства" уйдём к главной "рабской зависимости" — от Природы. Юрьев день и его отмена, крепостное право и его отмена, всемогущая сельская община и её отмена, колхозы и их отмена… Надеюсь дотянуть пунктир до новостей 2018-го — это всё реплики России, её фразы в мечтательном, неспешном (по-русски) разговоре с Создателем.

Выражаясь высокопарно: Предписавший орбиты небесным светилам, Отделивший сушу от моря, Давший направление Гольфстриму… решающим образом повлиял на развитие российской деревни.

Период, пригодный для сева и уборки урожая на широте Твери и выше: четыре месяца в году. На широте Москвы — чуть более пяти. В Западной (не северной) Европе земля сельхозпригодна девять месяцев, в большей части скот пасётся круглый год, не нужна громадная часть русского сельхозсезона — заготовка сена.

Имея в году в разы меньше времени, наш крестьянин вынужден работать более аврально, артельно, что имеет, если проследить тщательно, важнейшие, даже и политические, следствия.

1.0x