Причудливый вариант мелодии…
Отдельные звуковые линии сплетаются в столь усложнённый интеллектуальный орнамент, что музыка Шнитке даётся не сразу: требует своеобразной медитации, вслушивания, вглядывания в тайный мир: открываемый, или создаваемый им…
…первым языком Шнитке был немецкий, музыкальное образование композитора началось в Вене, куда отец, после окончания Великой войны, был командирован; по возвращению семьи в СССР Шнитке поступает на дирижёрско-хоровое отделение Музыкального училища имени Октябрьской революции.
Стволовой музыкальный лес – первая симфония композитора, гудит и бушует…
Созданная для большого симфонического оркестра: главное достижение Шнитке в алеаторике: целые фрагменты партитуры представляют собой своеобразную канву, в пределах которой музыканты могут импровизировать, внося своё; вторая часть неожиданно использует джаз, работая синкопами; комбинируя рондо и двойные вариации, композитор достигает необыкновенного звукового объёма.
О! Шнитке использовал всё и всегда – музыка стиля барокко, духовой марш, джазовые взмывы, додекафонию.
Крутая алхимия звука – где одно состояние оного переходит в другое, отливая тайнами невозможного магистерия; и нету музыкального жанра, в котором не работал бы композитор, достигая успеха.
Когда мало исполняли – писал музыку для кино: десятки фильмов украшены оной, и в ней, не допускающей музыкального поиска, он выступает в основном, как мелодист.
Полистилистика была близка ему.
Лучшей иллюстрацией к использованию оной является первый концерт: словно собираемый из отдельных частей: так, танго прозвучало в фильме «Агония», главные темы были озвучены в киноленте «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил»…
Интонации плача – нечто ветхозаветное – переполняют третью часть: наиболее тяжёлую, и соответственно – глубокую.
…Вена играла особую роль в жизни композитора: он легко откликнулся на предложение Венского театра создать оперу: явилась «Джезуальдо», переносящая реальность в Неаполь, в конец XVI столетия.
…он переносил Пер Гюнта в современность, и, создавая балет, творил музыку напряжённую, мрачно-сгущённую, жёсткую…
Казалось – заглядывал в такие бездны, из которых живым не выбраться.
…стихи покаянные, для смешанного хора к 1000-летию крещения Руси: необычность звукового ряда, гармонирующего с древностью…
Шнитке смешивал многое, штудируя современность, погружаясь в глубины былого, и свод, созданный им, настолько пространен, что представляется необъятным…