Авторский блог Вахтанг  Сургуладзе 23:22 26 июля 2019

«Сестра Анжелика» Джакомо Пуччини

Постановка Летней оперно-симфонической лаборатории New Opera World на Камерной сцене Большого театра 25 июля 2019 года

Почему-то у меня было предчувствие, уверенность, что этот одноактный оперный раритет мне понравится! Где-то мелькали мрачные цветовые решения монастыря и одеяний монахинь, золотая маска в виде черепа на статуе Девы Марии, но несмотря на это было ощущение, что в общем и целом спектакль понравится и мне захочется посмотреть все четыре представления.

Думаю, что причин для подобных ожиданий было несколько. Прежде всего сама музыка Пуччини. Две великолепные постановки "Триптиха" («Плащ» и «Джанни Скикки», одной из составных частей которого и является «Сестра Анжелика»), много лет идущих на Камерной сцене в постановке Бориса Покровского, Игоря Меркулова и Валерия Федоренко. Кроме того, остались положительные впечатления от постановок Летней оперно-симфонической лаборатории 2018 года – «Кармен» и «Царской Невесты». Остались в памяти некоторые неприятные нюансы в виде сцен раздевания Хосе и удушения его пластиковым пакетом, но теперь без таких новшеств и спектакль, по-видимому, – не спектакль. А «Царская Невеста» так вообще получилась замечательной, так как солистов одели в костюмы из коллекции Вячеслава Зайцева, который посетил спектакль. Самое главное в молодёжных постановках – желание участников работать, большой энтузиазм, задор и стремление к творчеству, особое настроение. Может быть будоражащего волнения начинающих артистов, которое передаётся залу? Кроме того, зная, что выступать будут артисты молодые, начинающие, от спектаклей заранее не ждёшь чего-то выдающегося, прощаешь условность декораций, оформления, заметные изъяны вокала и игры. Но в то же время, ожидая немногого выходишь тем более довольным, когда спектакль неожиданно нравится.
В этот раз репертуар оперной молодёжной программы поразил новым измерением, «Иоланта» Чайковского и «Сестра Анжелика» Пуччини - произведения духовной направленности, их можно назвать религиозно-этическими. И в этом отношении они совершенно не вписываются в «тенденции» и «моду». Причём, если «Иоланту» достаточно просто увидеть и с самого начала она зажила достаточно успешной самостоятельной жизнью, то про «Сестру Анжелику» такого сказать нельзя. Задуманная композитором как один из спектаклей «Триптиха» и исполнявшаяся как его вторая часть во время премьеры в Нью-Йоркской Метрополитен Опере в 1918 году, одноактная опера не снискала популярности. Думается, что произошло это по двум причинам: 1) непоседливой публике трудно три часа смотреть три очень разные оперы и 2) сюжет. «Плащ» тоже трагичен, но там кипят страсти, любовный треугольник, тогда как в «Сестре Анжелике» происходит ужасная несправедливость, трагедия особенно горькая ввиду того, что по большому счёту героиня могла жить тихо и относительно счастливо, ничем не заслужила произошедшего. В общем на фоне бурного и страстного «Плаща» и весёлого «Джанни Сккики» «Сестра Анжелика» оказалась невостребованной, редко исполняемой оперой. И этот факт вызывает особое уважение и благодарность режиссёру-постановщику Андрею Цветкову-Толбину и всей команде, взявшейся за постановку этого малоизвестного шедевра.

Вдвойне приятен тот факт, что данная постановка в определённой степени оказалась данью уважения глубоким, серьёзным театральным, постановочным и этическим традициям Камерного театра, заложенным Борисом Александровичем Покровским. Московский государственный академический Камерный музыкальный театр славился своими раритетными постановками и в этой связи симптоматично, что именно на этой сцене осуществлена молодёжная постановка неизвестной публике «Сестры Анжелики».

До сих пор мне приходилось слушать «Сестру Анжелику» в записи Римского оперного театра 1957 года. Музыка замечательная, очень атмосферная, передающая настроение, происходящие в опере события и великолепно вписывающаяся в богатейшую мозаику образов, созданных Джакомо Пуччини в «Триптихе». Без «Сестры Анжелики» «Триптих» похож на роскошно изданную книгу, из которой кто-то варварски выдрал клок страниц, сохранив первую и третью историю, но оставив нас в полном неведении относительно второй. Благодаря постановке Летней оперно-симфонической лаборатории этот пробел отчасти восстановлен. Вслушиваясь и всматриваясь в этот спектакль я вспоминал постановки «Плаща» и «Джанни Скикки» и думал насколько удивительно, что композитор смог наполнить час звучания таким объёмом содержания. Одноактные оперы Пуччини недлинные, но настолько насыщенные и законченные, что исполняемые по отдельности ложатся в сознание как вполне «полноценные», то есть большие, продолжительные по времени оперы. Это интересный эффект восприятия времени. Всего час, но ощущение, что намного дольше.

Постановка силами Летней лаборатории «Сестры Анжелики» на Камерной сцене большое морально-этическое и художественное событие, а кроме того акт справедливости по отношению к композитору и его художественному замыслу. Очень жаль, что нет театра, который бы решился поставить все одноактные оперы «Триптиха» Пуччини в изначально задуманном виде.

Молодёжные спектакли часто недооцениваются. В них действительно может не хватать оформления, декораций, вокального и актёрского мастерства, многие мои знакомые театралы достаточно высокомерно и с пренебрежением относятся к таким постановкам. Однако, мне кажется, что они очень важны для общества, общего уровня культуры, а самое главное важны для будущего театра и оперы в России. И хочется, чтобы это будущее формировалось на лучших образцах высокой культуры, а не попытках самовыразиться на пустом месте, часто за счёт опошления авторского художественного замысла.

Постановка «Сестры Анжелики» Андрея Цветкова-Толбина – приятно удивила многим – продуманным, музыкально осмысленным сценическим действием, живым, совсем не статическим характером спектакля, его динамичностью и насыщенностью при, казалось бы, монотонном течении монастырской жизни. Декорационные и световые решения также очень уместны. Не понравилась маска-череп на Деве Марии. Можно было просто развернуть статую, не утрируя трагической несправедливости происходящих на сцене событий, не подчёркивая извечных и неразрешимых вопросов теодицеи – оправдания зла в мире. Но это частность.

Приятно поразил энтузиазм артистов, их индивидуальность – все девушки в чёрных одеждах, казалось бы, совершенно одинаковые, однако каждой удалось передать характер, показать свою особенность. Характеры прописаны в музыке, но многое остаётся недосказанным, отданным на волю творческого переосмысления исполнителем и здесь важность обретают актёрские возможности, таланты, умение чувствовать, переживать, воплощать и делиться со зрительным залом эмоциями своего персонажа. Молодым артистам всё это здорово удалось. И хочется пожелать им успехов на нелёгком творческом пути и побольше талантливых и смелых режиссёров-постановщиков. Смелых быть честными, смелых быть чистыми, смелых быть верными искусству как высшей самостоятельной ценности.

«Сестра Анжелика» как и другие постановки на морально-этические или религиозные сюжеты может быть легко опошлена, осмеяна, изувечена и испорчена, «переосмыслена» в чуждом композитору и либреттисту духе. Так, например, произошло с постановкой «Иоланты», идущей сейчас на Новой сцене Большого театра, в которой совершенно нарушены внутренние мотивационные связи между смыслом, содержанием текста и музыки и происходящим на сцене. То, что постановщики «Сестры Анжелики» не пошли по этому пути – уже победа, потому что сегодня постановка классического, качественного, гармоничного и по форме, и по содержанию спектакля сама по себе кажется событием, подвигом, смелостью.

Если таких спектаклей будет больше, а у начинающих артистов появится возможность попробовать себя на настоящей сцене в хорошем классическом спектакле, поставленном на веками выверенных нравственных и художественных принципах, то и будущее нашего оперного театра будет внушать оптимизм, веру в возможность созидания вечного, разумного, доброго.

1.0x