Сергей Любенко. Павловский Триумф. – «Профессионал», Москва, 2021. – 104с., илл.
Композиция «Поэт и Царь» в Русском культурно-историческом контексте, можно сказать, константна… Но понимание оной, особенно, в последние век-два, редуцировало до довольно плоского «социологизирующего» и «политизирующего» ракурса, коему, однако, доступна лишь «поверхность вещей» (и то, в лучшем случае), но не их «глубина»… Коснёмся краткословно сих «глубин»… «Высшее значенье Монарха прозрели у нас поэты, а не законоведцы», отметил Н.Гоголь. Се – воистину так, но в подмеченном Николаем Васильевичем «факте», просвечивала древнейшая Традиция, быть может, для Европейского ареала, имевшая наиболее рельефное выражение в традиции северной, где сакрально-политический «статус Поэзии» был особо велик. Каждый «уважающий себя» Конунг почитал необходимым «привечать» Поэтов («скальдов», или как бы они не назывались). Скальд может написать такой стих, что принесёт «удачу», а может, напротив, написать такое, что ляжет «проклятием» на Конунга и его «дом»… Поэт может «прославить» имя и деяния Монарха, а может, «обезславить»… В России XVIII-начала XIX вв., сия древнейшая Традиция обрела «второе рождение». Наши пииты того времени охотно и часто писали стихи, посвящённые Венценонсным Особам, и се – не была банальная «лесть». Говоря пушкинским словом, «се – была «свободная хвала» Царю… Последним представителем сей «Традиции», коий не только сам осознавал свой сакральный статус, но и имел признание сего «статуса» со стороны самого Царя – и был Пушкин… После него, пути «Поэтов» и «Царей» стали «расходиться», к ущербу, кстати, как для Поэзии, так и для Царства… Можно назвать в сей период, пожалуй, лишь Тютчева, коий сам-о-себе мыслил, как о Поэте-Vates (да и действительно был таковым), вот только «признания» со стороны Царя этого своего «статуса» Феодор Иванович так и не обрёл… Только лишь Серебряный век вновь открыл для себя эту древнюю «связь». В том числе, ведь «большое видится на разстояньи», поэзии Серебряного века стал открываться подлинный, исполинский масштаб Личности св. Царя-Мученика Павла Петровича (отметим особо посвящённые ему тексты Б.Садовского). Русская Поэзия (в вышеотмеченном, «сакральном» сегменте ея), вообще крайне сильно задолжала именно Императору Павлу (а до него – его венценосному отцу, Петру III, тоже Мученику). Возможно, от того, что в краткое Царствование Государя Павла I, «рядом с Троном» не обрелось равновеликого сему удивительному Монарху – Поэта, Царствование сие оказалось и кратким, и трагическим (наверняка, се «не единствненная причина», но всё же, всё же…).
Нынешний период Русской поэзии нецие сравнивают с «Бронзовым веком»… Что ж, ежели принять сие членение, то поэт «Бронзового века» Сергей Любенко своей книгой "Павловский Триумф" возвращает «долг» Русской поэзии Государям-мученикам – Петру и Павлу… Возвращает щедродательно: не одним-двумя стихами, но полновесным Сборником оных… «Русский, стойко за волю бейся, / Нашей чести cпешат резервы: / Императоры-европейцы – / Петр Третий и Павел Первый!»… Как то многократно случалось в Истории, «слово Поэта» может «поиметь вес» на Тех Весах, что взвешивают Судьбы… В нашем случае Судьбы Руси-Европы… Магический Призыв, Поэтическая «инвокация» Императоров-Рыцарей, Императоров-Европейцев, свершённая Сергеем Любенко, мы чаем, не останется «безответной»…
двойной клик - редактировать изображение