Министр иностранных дел России Сергей Лавров 23-27 января совершил турне по Африке. Для него эта поездка стала уже второй за последние полгода: в конце июля 2022-го он посетил Республику Конго, Египет, Уганду и Эфиопию. Если верить следовавшей за министром прессе, Лавров только и делал, что звал все африканские флаги в гости к нам: на июль в Петербурге назначен второй форум «Россия – Африка», перенесённый с лета 2022 года. Сначала министр прилетел в столицу ЮАР Преторию, где встретился с главой южноафриканской дипломатии Наледи Пандор и с президентом ЮАР Сирилом Рамафосой. Визиту предшествовала долгая, но не особенно активная кампания в западной прессе, крайне возмутившейся по поводу анонсированных на конец февраля военно-морских учений. Поводом для возмущения стал тот факт, что в учениях у восточного побережья страны примут участие российские и китайские военные корабли. Самым ярким аккордом этого возмущения стал материал в Bloomberg, где теневой министр обороны страны (альтернатива действующему министру от оппозиции) и член партии «Демократический альянс» (имеющей в ЮАР репутацию партии белых либералов) Кобус Марэ объявил решение о проведении учений «плохой идеей и национальным позором». Кобус и Bloomberg напоказ беспокоятся о южноафриканской торговле, ведь США, Германия и Британия, отношениям с которыми могут навредить учения, входят в топ-15 торговых партнёров ЮАР, а Россия – нет. Малозначимая деталь, которую не упомянули демократические борцы за торговлю (забыли, наверное), состоит в том, что с огромным отрывом топ-1 является Китай. На пресс-конференции Лаврова в Претории мадам Пандор объявила, что вопросы о составе участников учений являются внутренним делом ЮАР.
В Эсватини, ранее носившем имя Свазиленд, Лавров надолго не задержался: пообщался с местной руководительницей МИД Тули Дладлой да передал королю Мсвати Третьему приглашение на петербургский саммит. После этого российский министр отправился в Анголу, где встретился с президентом Жоау Лоуренсу. Из Луанды он отправился в последний пункт своего маршрута – Асмэру, столицу Эритреи. Большинство СМИ разнесли кадры возложения цветов к памятнику Пушкину (Эритрея как бывшая часть Эфиопии считает себя прародиной нашего всего), совершенно проигнорировав суть визита. Установление хороших отношений с Эритреей критически важно не только в силу исторических факторов: они не забыли, что именно СССР поддерживал Эфиопию в ходе эритрейских попыток обрести независимость. Причина проста – база ВМФ на острове Нокра, ныне являющемся частью Эритреи. Ввиду укрепления отношений заброшенная база может быть восстановлена и таким образом станет важным элементом российского влияния в Восточной Африке и на Ближнем Востоке. Находящаяся под санкциями и отчаянно нуждающаяся в любой внешней поддержке Эритрея смотрится куда более надёжным вариантом для обеспечения присутствия российских кораблей в Красном море, нежели Судан, так и не ратифицировавший соглашение о строительстве базы.
В начале января посол Эритреи в России Петрос Цеггай дал интервью, где заявил, что о восстановлении базы на Нокре не может быть и речи. Тем не менее стремительно поляризующийся мир вот-вот подтолкнёт страну на побережье Красного моря к главному выбору – его сегодня делают все те, кого ещё недавно называли «третьим миром» или «глобальным Югом». И 18% общего товарооборота с Китаем намекают, что этот выбор будет сделан не в сторону Запада.
Поездка Лаврова от начала и до конца сопровождалась стандартными для любого российского топ-чиновника напоминаниями о западном колониализме и о желании США подчинить всех своей воле. В конце концов, это то, что хотят слышать местные президенты и царьки. Лавров стал проводником альтернативы, которую готова предложить Россия. Его презентация, описывающая подлость и коварство Запада и приправленная ностальгией по временам освободительной антиколониальной борьбы, щедро спонсировавшейся советскими деньгами и кадрами, должна стать прелюдией к саммиту, что пройдёт летом в Петербурге. Но следует помнить, что на одном отрицании западного подхода и воспоминаниях о славном прошлом далеко не уедешь: надо предлагать что-то весомое, способное составить конкуренцию американским деньгам и китайским товарам. Мали, ЦАР, Ливия, Буркина-Фасо и Судан разглядели, что́ именно несёт Россия разрываемому бесконечными войнами Чёрному континенту – безопасность.