Третий день над полигоном хозяйничал дождь. Капли дождя, словно крошечные альпинисты, скользили вниз по башне бронемашины. В ямке под корпусом БМП образовалась небольшая лужа, в которой плавали неизвестно как попавшие туда, обломанные ветки.
Журналисты, стараясь не цепляться своими шлемами за смотровые устройства, высадились из БМП и заняли места рядом со стрелками. Один из корреспондентов, попытался без команды осуществить перебежку за бетонное укрытие, рядом с бронемашиной, за что был «наказан» ранением в ногу. Стрелки «наваливали» по противнику, поэтому одна из коллег раненого должила «у нас трёхсотый…» но замешкались, пытаясь определить по циферблату, в каком направлении валяется раненый.
В это время второй коллега (оператор–постановщик одного из каналов) приказал раненому ползти за БМП, благо, расстояние было небольшое, - метра два. Назначенный раненым отыгрывал свое ранение на совесть, - мычал, стиснув зубы. Он переместился из «красной» зоны, в «жёлтую», под прикрытие брони, где его коллега остановила угрожающее жизни кровотечение, (достав турникет из подсумка раненого).
- Птица! – сообщил инструктор.
- Вот теперь наша «жёлтая» зона превратилась в «красную»! – пояснил я журналистам. – Скоро сюда воткнётся коптер.
- Держу! – сообщил первый инструктор, «наваливая» холостыми по противнику.
- Иду! – второй инструктор переместился за укрытие, занял позицию и «открыл огонь».
- По одному ко мне! – скомандовал журналистам второй инструктор.
- Иду! – девушка – корреспондент сорвалась с места, совершила перебежку и занял позицию за укрытием, рядом с первым инструктором, коснувшись того рукой, но не удержалась на ногах, подскользнулась и шлёпнулась на пятую точку.
- Красный! – один из инструкторов менял магазин, пока второй прикрывал.
- Никто никуда не бежит! – сообщил я журналистам, - никто никуда не бежит без команды, пока один из стрелков перезаряжается. Оператор привстал на правое колено, раненый, - на левое, положив руку на плечо товарища.
- Держу! – инструктор поменял магазин, и возобновил огонь по противнику, - ко мне!
Поскольку раненый не мог, по условиям задачи, идти самостоятельно, то оператор-постановщик помог коллеге переместиться за укрытие. Шёл третий час семинара.
Перед инструкторами – методистами стояла непростая задача: за шесть часов семинара продемонстрировать основные процедуры работы в критических условиях шестерым сотрудникам СМИ.
Компания подобралась интересная, - трём корреспондентам, двум операторам – постановщиками и одному фотографу не терпелось облачиться в средства индивидуальной бронезащиты, и побегать по полигону.
Для корреспондентов, которые ещё не выдвигались в командировки на линию боевого соприкосновения, первый контакт с тренировочным пространством представлялся чем-то вроде игры в «Зарницу». В принципе, инструктора так и решили для себя - делать программу семинара в виде одной непрекращающейся задачи. Полигон для проведения тренинга инструкторам предоставили коллеги из одного ведущего ВУЗа. Он представлял из себя пространство военно–учебного центра специальной подготовки, насыщенное бронетехникой и зданиями с лабиринтами «киллхаусов». В стороне от зданий простирался ретраншемент с трубами, который можно было использовать в качестве «опорника». За траншеями находилась полоса препятствий, которая представляла из себя комплекс стен для перелезания, рукоход, стену из покрышек, и многие интересные элементы для того, чтобы слушателям не было скучно осваивать премудрости военного дела.
Для сотрудников СМИ методисты приготовили неброскую одежду, головные уборы, защитные очки и активные наушники, радиостанции, а также средства индивидуальной бронезащиты - бронежилеты и шлемы.
Автору, как человеку, имеющему и боевой опыт, и опыт работы оператором на боевых действиях, выпала честь поделиться с коллегами. Я не стал перегружать их ненужными подробностями, но настоятельно посоветовал для выезда на передовую, иметь свои собственные средства индивидуальной бронезащиты, свои личные средства защиты глаз и ушей (очки и активные наушники).
Инструкторы напомнили журналистам, что одежда сотрудников СМИ не должна быть вырвиглазных расцветок, чтобы не демаскировать подразделение, к которому прикреплен некомбатант. Даже ветрозащита на микрофоне должна быть, по возможности, защитного цвета. Сильно контрастные, на фоне окружающей среды предметы, делают носящего их человека прекрасной мишенью. Инструктора раздали одежду слушателям, потом объяснили устройство бронежилета: чехол с системой быстрого сброса, устанавливаемые в чехол бронепластины, желательно не ниже пятого класса, и пакеты из сверхвысокомолекулярного полиэтилена, которые предназначены для защиты человека от осколков.
По состоянию на 2025 год, инструкторы стали выдавать слушателям полный комплект СИБЗ вместе с «напашником», потому что работать со жгутом или турникетом, останавливая кровотечение из нижних конечностей, сотрудникам СМИ, скорее всего придётся в таких условиях, когда «напашник» будет мешать. Чтобы это не было неожиданностью, и не привело к летальному исходу, мы приняли решение тренировки проводить в конфигурации СИБЗ, максимально приближенной к реальной.
- А какую функцию выполняют наушники? – поинтересовался корреспондент.
- Активные наушники дают возможность расслышать тихие звуки, но при выстрелах и подрывах защищают ваши уши от пиковых нагрузок, потому что после того, как рядом с человеком без наушников начать интенсивно стрелять, происходит микроконтузия, которая у неподготовленного человека чревата дезориентацией в пространстве. Вопросов нет, многие специалисты работают без наушников, но задача некомбатанта – чётко выполнять команды специалиста, за которым он закреплён. А для того, чтобы в грохоте боя не оглохнуть, и понять, что тебе приказывают, бюджетные активные наушники просто необходимы. То же самое касается и очков: в глаза летит всякая гадость, грязь, гильзы, осколки стекол, щепки, песок, поэтому лучше привыкать работать в очках, снимая их только там, где безопасно.
Слушатели учились регулировать выданные им бронежилеты и шлемы, потом осваивали одевание СИБЗ в правильной последовательности, - сначала пояс, потом бронежилет, очки, наконец шлем. На операции с бронёй ушло чуть больше времени, чем планировали. Наша задача, как инструкторов, была – познакомить слушателей с часто встречающимися элементами экипировки, не сосредотачиваясь на подробностях. Закончили процедуры по работе с экипировкой тем, что каждый участник семинара расстегнул аварийный сброс на себе, снял бронежилет, затем самостоятельно надел, застегнув сброс, после чего коллеги разбились на пары, и повторили процедуру аварийного снятия бронежилета, с той лишь разницей что один человек расстёгивал «сбросы» и снимал броню с товарища.
Инструктор показал каждому слушателю, где на его бронежилете находятся подсумки с кровоостанавливающими турникетами, и мы переместились по лестнице в подвал, в тир.
Специальные операционные процедуры при работе с огнестрельным оружием и правила оружейной безопасности инструктора стрелкового комплекса стали включать в обязательную программу подготовки сотрудников СМИ не случайно. Любой некомбатант, хоть и не должен брать в руки оружие, но должен представлять себе, как работает автомат. Ведь при оказании догоспитальной помощи раненому комбатанту (а такое случается во время боевых действиях), крайне важно поставить оружие раненого бойца на предохранитель, чтобы не произошло случайного выстрела. Поэтому наши слушатели включили наушники и приступили к усвоению правил оружейной безопасности и выполнению специальных операционных процедур: безопасное положение оружия, (направлять оружие только на то, что является мишенью и относиться к оружию, как к заряженному, даже если оно разряжено). Освоили коллеги и то, что называется у стрелков триггер–дисциплиной (палец ложится на спуск только в момент, когда мишень находится в прицеле). За полтора часа в тире журналисты освоили операции по заряжанию оружия, смене магазина, формированию хвата, удержанию, прицеливанию, обработке спуска. Ближе к концу второго часа занятий, слушатели по команде инструктора самостоятельно досылали патрон в патронник, снимали оружие с предохранителя, производили выстрел в мишень, а услышав сухой щелчок, самостоятельно делали замену магазина, при этом не забывали докладывать «красный».
Инструкторы посчитали, что участникам семинара имеет смысл быть осведомлёнными в структуре индивидуальной и групповой подготовки, для того, чтобы понимать, как происходит боевая работа, а также, чтобы понимать смысл подаваемых команд. Завершили занятие в тире тем, что инструктора продемонстрировали базовый элемент работы военнослужащих в малой группе - «накат». Сделано это было максимально доступно и с подробнейшими комментариями для того, чтобы каждый представитель СМИ понимал, конфигурацию маневра, когда один боец ведёт огонь по противнику, а второй боец перемещается, после чего второй боец «кроет», давая первому возможность переместиться.
И только разобрав, и продемонстрировав базовый элемент, инструктора показали каким образом возможно перемещение некомбатанта, прикреплённого к боевому подразделению. Единого алгоритма такого рода перемещений нету, так как в подразделениях всё происходит по индивидуальной схеме, однако принцип перемещения из пункта «А» в пункт «Б», можно сформулировать как «ведущий» (военный специалист) – «ведомый» (некомбатант). Данная схема, с различными вариациями, наиболее эффективна. Главная задача сотрудника СМИ на передовой - не создавать своими действиями помех, не мешать выполнению боевой задачи.
- Даже первая помощь себе или товарищу в бою, должна подчиняться только одному правилу: выполнению боевой задачи, – начал я вторую часть семинара, посвящённую тактической медицине, - поэтому есть алгоритм, который обуславливает все действия и комбатанта и некомбатанта.
Мы вышли на открытую площадку и начался тренинг по базовым понятиям тактической медицины. Обязательная часть программы курса – информация о «красной», «жёлтой» и «зелёной» зоне безопасности. Напомнили ещё раз слушателям о том, что целеуказание на местности даётся по циферблату (главное, чтобы каждый человек понимал, где в данный момент времени основная точка отсчёта – «12 часов»). Настало время вдумчивой работы с кровоостанавливающими турникетами и жгутами. Сначала слушатели изучили устройство кровоостанавливающих турникетов и повторили правило их размещения в подсумках (там, где их удобно будет доставать и сильной и слабой рукой). Потом группа приступила к наложению турникетов сильной рукой на слабую, стоя. Следующее упражнение было более интересное: по команде слушателям надо было занять место за укрытием, доложить «ранен, работаю!» и самостоятельно наложить себе турникет на раненую конечность. Укрытия были разные, за некоторые приходилось заползать.
- Доклад, («ранен», или «я – триста») очень важен для любого человека, получившего ранение или травму, потому что существует правило: пока раненый не доложил о своём ранении, - никто не знает, что в подразделении появился раненый, - сообщил я коллегам.
Дальнейшее время второго тренировочного блока нашего семинара было посвящено остановке кровотечений из нижних конечностей с помощью турникетов. Оказывать самопомощь приходилось лёжа, после чего заползать за укрытие, и коммуницировать с инструкторами.
- Я триста, сам!
- Двигаться можешь?
- Да!
- Ползи ко мне! – и журналист, с намотанным на ногу турникетом, помогая себе «здоровыми» конечностями полз из «красной» зоны в «жёлтую», за укрытие.
Однако, с учётом современных реалий, любая теория требовала практического пояснения, в том числе и наше пояснение про то, что «жёлтая» зона может в одночасье стать «красной».
Пример был очень простой, и вполне наглядный. Журналисты и инструктора загрузились в десантный отсек БМП. После чего инструкторы, изображающие военнослужащих, высадились первыми, и используя БМП как укрытие, начали «прикрывать» высадку некомбатантов, имитируя огонь по противнику.
- Все здесь! – дал команду раненый.
Второй инструктор переместился за укрытие, пока первый вёл огонь.
Так, под взаимным прикрытием одиночных холостых выстрелов, добрались до здания. До этого мы оговорили правила нахождения в здании: двигаться только по команде, не маячить в оконных и дверных проёмах, внимательно смотреть под ноги, не трогать посторонние предметы. По ошибке вся группа скопилась в помещении, которое не было досмотрено инструкторами. В помещении, куда не надо было заходить, по условиям семинара, была установлена растяжка, и поэтому трое журналистов в очередной раз перешли в категорию раненых, и разлеглись на грязном полу, чтобы наложить турникеты на ногу. Как сообщили мне по секрету коллеги - после интенсивной беготни и ползания на карачках, полежать на полу было приятно, ноги отдыхали.
Покинув негостеприимное здание, путь слушателей и инструкторов по такому же алгоритму лежал в траншею. Пошёл дождь, и ноги разъезжались на грязи. В траншее была своя специфика перемещения, которая подчинялась одной доминанте - сохранять тактильный контакт и не мешать военнослужащим выполнять задачу. В траншее мне пришлось назначить всем ранения конечностей, чтобы слушатели приучались работать с турникетами в ограниченном пространстве. Траншея условно считалась «зелёной» - безопасной зоной. Но в небе появился коптер, ведомый инструктором, и тыл превратился в передовую. Необходимо было перемещаться дальше. Задание усложнилось- одного из журналистов «без сознания», силами коллег, под прикрытием инструкторов, нужно было дотащить до БМП, перемещая от укрытия к укрытию.
К исходу семинара на ботинки налипли комья грязи, верхняя одежда почти вся была мокрая и грязная, однако, поскольку сценарий получился интенсивным, дискомфорта не ощущалось. Мы финишировали там, откуда начинали маршрут. Девчонка–корреспондент заползла в десантный отсек БМП и приготовилась к приёму «раненого». И слушатели, и инструкторы разместились в десантном отделении. Створки кормовых люков закрылись одновременно с сигналом зуммера на смартфоне одного из инструкторов. Все задачи ситуационного тренинга были выполнены - можно было идти в раздевалку, снимать промокшее снаряжение и облачаться в сухую одежду.
В раздевалке мы подвели итоги нашего маленького семинара. С учётом последних событий, нельзя чётко разделить в тылу мы находимся, в данный момент, или на передовой: прилетели коптеры противника, и тыл превратился в передовую. Передовая сейчас - везде.
Фото: Евгения Дёмина