Посещение Владимиром Путиным Кубы, Никарагуа, Аргентины и Бразилии стало, по сути, первым его полноценным зарубежным визитом после начала "украинского кризиса" в феврале текущего года. И визит в Китай 20-21 мая, и "десант в Нормандию" 5-6 июня, и австро-итальянское турне 24-25 июня были скорее тактически необходимыми и точечными "акциями быстрого реагирования", но не решали каких-то фундаментальных, стратегически важных вопросов.
Сейчас же речь идет, как прямо заявил российский лидер на пресс-конференции 10 июля, о формировании "полицентричного мироустройства", важнейшей составной частью которого должна стать "сильная, экономически устойчивая и политически независимая, сплочённая Латинская Америка". Иными словами, о максимальном ослаблении влияния США в регионе, который Вашингтон считает своей вотчиной едва ли не со времён провозглашения "доктрины Монро", то есть с начала XIX века.
Сам факт этой поездки примечателен сразу по нескольким причинам.
Во-первых, президент России почти на неделю покинул страну, у границ которой больше двух месяцев идут полномасштабные боевые действия с применением тяжёлой техники, включая авиацию. Тем самым он продемонстрировал полную уверенность в том, что ситуация ни в Кремле, ни в России, ни в Донбассе, ни на Украине за это время не выйдет из-под контроля. Что заставляет предположить возможность более активных действий России "на украинском фронте" (кстати, во время "войны 08.08.08" Путин также находился вне пределов РФ, на Олимпийских играх в Пекине).
Во-вторых, заявленный ранее финансово-экономический аспект этой поездки (списание долгов Кубы, многочисленные двухсторонние и многосторонние проекты, включая создание банка БРИКС и т.д., о чем речь пойдет ниже) показывает: за свободу своих действий на международной арене Россия готова платить не только запрошенную США и их союзниками "цену санкций", но и гораздо большую. Готовы ли те идти дальше и платить больше — уже "их проблемы".
Наконец, в-третьих, эта поездка показала, что западная блокада России не имеет никаких шансов на успех, означая на деле всего лишь сужение зоны влияния "вашингтонского обкома", которое, скорее всего, будет продолжаться и в информационно-идеологическом, и в военно-политическом, и в финансово-экономическом измерениях.
А теперь по порядку.
КУБА
Президент России начал свое латиноамериканское турне с Кубы. И не просто с Кубы — он встретился с Фиделем Кастро. И если принять известные путинские слова: "После смерти Махатмы (Ганди) и поговорить не с кем", — за правило, то здесь мы имеем дело как раз с подтверждающим данное правило исключением. Лидер Острова Свободы, более полувека стоявший во главе социалистической Кубы и благополучно переживший десятки покушений на себя со стороны спецслужб США, продолжает оставаться живым символом сопротивления американской гегемонии, — как раз тот человек, с которым не только можно, но и нужно "поговорить".
Учитывая нынешние, более чем напряженные, отношения между Москвой и Вашингтоном, более веской и оскорбительной символической пощечины Бараку Обаме Путин нанести не мог. Впрочем, пощечина была не только символической.
Списание 90% кубинской задолженности перед Россией на сумму в 31,5 млрд. долл. может быть связано с восстановлением — под видом станции слежения ГЛОНАСС — работы российского радиоэлектронного центра в Лурдесе, зона действия которого перекрывает практически всю территорию США. Не исключено, что одним из руководителей этого центра может оказаться небезызвестный Эдвард Сноуден.
О возможности размещения российских (или переданных Гаване) ракет, способных поразить не только Вашингтон с Нью-Йорком и Бостоном, но и Чикаго с Сиэтлом, и Сан-Франциско с Лос-Анджелесом, после Карибского кризиса 1962 года вплоть до нынешнего времени никто даже не заикался, но полностью исключать подобную возможность — например, в связи с дальнейшим обострением американо-российской конфронтации и развитием конфликта на Украине — уже не стоит.
Весьма показательно, что вторым номером в ряду подписанных в Гаване двухсторонних документов является совместное российско-кубинское заявление о неразмещении первыми оружия в космосе. Как известно, Куба — не самая большая космическая держава мира, и появление такого документа с её участием именно сейчас может говорить только о том, что а) России известны планы третьих государств по размещению оружия в космосе — скорее всего, со стороны США; б) Россия готова к ответному выводу своих систем вооружения в космическое пространство. Поскольку параллельно прошла информация о возобновлении работ над сверхтяжелой ракетой-носителем "Энергия", которая использовалась в проекте "Буран" четвертьвековой давности, данное предположение выглядит еще более обоснованным.
Что же касается четырех энергоблоков единичной установленной мощностью 200 МВт для кубинских ТЭС на сумму 1,2 млрд. евро, это означает и гарантированные поставки нефтепродуктов для их работы, которые, скорее всего, будут осуществляться из Венесуэлы, а Россия будет продавать аналогичные объёмы "черного золота" или газа европейским потребителям. Хотя разработка "Бока де Харуко" и других шельфовых месторождений Острова Свободы действительно может снизить его потребность в импорте энергоносителей.
Но еще важнее выглядит восстановление особого характера российско-кубинских отношений, о чем заявил младший брат Фиделя Кастро Рауль, ныне возглавляющий правительство в Гаване: "Те события, которые происходили в Советском Союзе в 90-е годы прошлого века, раскачали те силы, которые держали равновесие во всём мире. После начала нового века эти силы начинают обновляться. Результаты этих процессов уже можно заметить. В первую очередь эти процессы можно наблюдать в тех отношениях нового типа, которые налаживаются между российским и кубинским народами… Мы полностью поддерживаем ту политику, которую проводит российская сторона в настоящий момент на международной арене. Мы уверены, что мы и дальше будем совпадать с российским народом и с той политикой, которую проводит российское правительство. Имею в виду новый этап, который только начинается в наших отношениях".
Вряд ли этот новый-старый этап будет с удовлетворением воспринят в Вашингтоне. Более того, достигнутые на Кубе договоренности де-факто дезавуируют договоренности конца 2000-начала 2001 годов, согласно которым России пришлось ликвидировать свои базы в Лурдесе (Куба) и Камрани (Вьетнам), а также затопить орбитальную станцию "Мир", — не столько ради участия в проекте МКС, сколько ради включения в схему "глобального нефтедолларового насоса", на полную мощность запущенную мировым финансовым интернационалом после событий 11 сентября 2001 года.
НИКАРАГУА
Изначально посещение этой страны в программе не предусматривалось, поэтому решение Путина из Гаваны отправиться не в Буэнос-Айрес, а в Манагуа, было расценено как главная неожиданность латиноамериканского турне российского президента. В медиа-пространстве широкое распространение получили версии о том, что президент Никарагуа Даниэль Ортега, герой "сандинистской" революции 70-х годов против диктатуры Анастасио Сомосы, обратился к Путину за поддержкой в реализации проекта Никарагуанского канала, который во всем мире рассматривается как альтернатива находящемуся под американским контролем Панамскому каналу. Якобы речь шла о военно-техническом обеспечении безопасности строительства, а также о привлечении российских специалистов, имеющих опыт сооружения крупных гидротехнических сооружений.
Отдельно рассматривался вопрос о строительстве на территории Никарагуа наземных станций слежения системы ГЛОНАСС — вероятно, способных осуществлять не только более точную "привязку" к местности, но и выполнять какие-то дополнительные функции.
Реакция Даниэля Ортеги на приезд российского президента оказалась, можно сказать, выходящей за рамки строгого дипломатического протокола: "Мы очень рады приветствовать Вас на нашей земле. Считайте, что это и Ваша земля". Трудно сказать, означает ли это, что для Никарагуа открывается "крымский вариант" с образованием нового, Центральноамериканского федерального округа РФ, но появление или, вернее, восстановление еще одной "зоны влияния" России, "перерезающей" латиноамериканский перешеек — даже не сейчас, но в обозримой исторической перспективе, — тоже никакого восторга в США не вызовет.
АРГЕНТИНА
С президентом Аргентины Кристиной Фернандес де Киршнер Путин за последние два года встречался неоднократно: и в Мексике на саммите "Большой двадцатки", и в России. Помимо совместных проектов в сфере энергетики между российским "Газпромом" и аргентинской YPF (крупнейшим из которых является разработка "нетрадиционного" нефтегазового месторождения Vaca Muerta ("Мертвая корова") на севере страны с доказанными запасами около миллиарда баррелей нефтяного эквивалента), а также строительства АЭС на территории Аргентины, у руководителей двух государств есть немало других тем для общения.
Как известно, Буэнос-Айрес подал заявку на присоединение к БРИКС, и поддержка этой заявки со стороны Москвы по данному вопросу никак не помешает. Необходимо также вспомнить, что Аргентина в 2001 году пережила дефолт "имени Карвальо", причины которого были аналогичны российскому дефолту "имени Чубайса и Кириенко" 1998 года. То есть все "прелести" глобализации в рамках "вашингтонского консенсуса" Аргентина и Россия, расположенные на разных сторонах нашей планеты, испытали в равной мере, что привело и ту, и другую страну к более чем ощутимому неприятию американской гегемонии. И подключение нынешнего аргентинского потенциала к потенциалу БРИКС, несомненно, сыграет на руку и России, и другим членам этого, пока неформального, международного объединения.
Кроме того, Владимир Путин несколько раз подчеркнул возрастающую роль G20, куда входят и Аргентина, и Россия. О бывшей G8, стоит заметить, не было сказано ни слова — эта структура, после изгнания из неё России и возвращения к формату "Большой семерки" теперь по умолчанию рассматривается всем миром в качестве клуба не самых развитых стран нашей планеты, как раньше, а "междусобойчика" США и их стратегических союзников, оказывающего всё меньшее влияния на мировые процессы.
Учитывая достаточно сложные отношения Аргентины с Великобританией ("фолклендская" война 1982 года), возможность договоренностей о поставках Буэнос-Айресу российской военной техники могут стать неприятным сюрпризом для Лондона, который за последние месяцы вновь отметился совершенно неадекватным градусом антироссийской активности.
Особое место в ходе переговоров с Кристиной Киршнер Владимир Путин уделил сотрудничеству в изучении Антарктиды и омывающих её морей. Нынешний процесс глобального потепления и таяния полярных льдов способен уже в ближайшее время превратить "белый континент" в зону раздела со стороны крупнейших мировых держав. Аргентина уже много лет претендует на "свой" сектор территории Антарктиды, и не исключено, что из политико-правовой абстракции этот вопрос в перспективе нескольких лет займет одно из главенствующих мест в глобальной "повестке дня". И тогда российско-аргентинские договоренности по ней, конечно, обретут совершенно иное значение и совершенно иную цену.
БРАЗИЛИЯ
Вообще, России сегодня, в условиях кризисной и неустойчивой мировой конъюнктуры, попросту необходим серьезный прорыв на латиноамериканском направлении, где достаточно давно и достаточно успешно работают американские, европейские, китайские, японские и даже индийские компании. И этот прорыв невозможно совершить без углубления сотрудничества с Бразилией, производящей до половины ВВП Южной Америки. Однако доля России во внешней торговле Бразилии по итогам прошлого года составила всего лишь 1,3% — ровно столько же, сколько и доля Бразилии во внешней торговле России. А в абсолютных цифрах торговый оборот между двумя странами составил 5,7 млрд. долл. (80% от рекордного уровня 2011 года — 7,1 млрд. долл.), при этом главная формула торговли остается такой же, как и 10-15 лет назад: "Удобрения в обмен на продовольствие".
Возможно, нынешний визит Путина придаст новый импульс реализации крупных двухсторонних и многосторонних совместных проектов в энергетике, металлургии, информатике, транспорте и связи, авиакосмической и военно-технической сферах. Взаимодействие между пятой (Россия) и шестой (Бразилия) по своим размерам экономиками мира, несомненно, должно быть намного шире и продуктивнее, нежели это наблюдается сегодня.
Тем более, еще в 2011 году Россия и Бразилия ввели безвизовый режим для краткосрочных визитов своих граждан, а развитие транспортных, информационных и финансовых связей между двумя государствами — в том числе в рамках БРИКС — могут и должны привести к тому, что именно Бразилия станет главным "опорным пунктом" для России не только в Латинской Америке, но и во всем Южном полушарии.
И не только для России как таковой — в ходе переговоров с президентом Бразилии Дилмой Роуссефф речь шла об установлении с 2015 года особых отношений между Евразийским союзом и латиноамериканской зоной свободной торговли МЕРКОСУР (куда, помимо Бразилии, входят Аргентина, Уругвай и Венесуэла)
Иными словами, политическая архитектура современного мира находится очень близко к "точке фазового перехода" или к "точке катастрофы", когда медленные и почти неуловимые изменения в состоянии системы, синергетически накапливаясь, в какой-то момент приводят к необратимым качественным изменениям, после которых возврат к прежнему состоянию оказывается невозможным.
БРИКС ПРОТИВ "БАКСА"
В наибольшей степени это касается тех решений в сфере финансовой и банковской деятельности, которые намечено принять на VI саммите БРИКС в Форталезе (Бразилия). Озвученные недавно в связи с этим министром финансов РФ Антоном Силуановым планы вроде бы не впечатляют — на первый взгляд для многотриллионного мирового рынка создание Нового банка развития (New Development Bank, NDB, с оплаченным капиталом в 10 млрд. долл. (распределенный — 50 млрд. долл., а разрешенный — 100 млрд. долл.) — не более чем капля в море.
Но ситуация категорически меняется, если принять во внимание, что объем ВВП стран БРИКС (по паритету покупательной способности) в настоящее время превышает 27,9 трлн. долл., причем почти половина этой цифры приходится на долю Китая (12,35 трлн. долл.).
И дело здесь вовсе не в том, как распределятся взносы и квоты участников, и где: в Шанхае или Нью-Дели, — разместится его штаб-квартира. Дело в том, что создаётся международный расчетный центр, независимый от американской банковской системы и подкрепленный мощью не только почти 40% мировой экономики, но и почти 40% населения Земли (в реальном измерении эти цифры окажутся примерно вполовину больше, с учетом "зон влияния" стран-участниц БРИКС).
Иными словами, в перспективе ближайших трех-четырех лет из-под нынешней глобальной империи доллара будет "выдернута" значительная часть международных расчетов. И, само собой, необходимость производить их именно в долларах исчезнет — пусть не сразу и не полностью, но введение новой клиринговой валюты NDB (или, что менее вероятно, принятие в качестве таковой, скажем, китайского юаня), несомненно, запустит давно ожидаемый экспертами процесс "краха империи доллара". Тем более, что нынешняя кредитно-финансовая и фискальная политика Вашингтона (в частности, введение глобальной системы контроля за денежными транзакциями FATCA) резко и повсеместно стимулирует мировой спрос на недолларовые финансовые инструменты.
Ситуация, несомненно, будет усугубляться и тем обстоятельством, что доступ обладателей номинированных в валюте США активов к реальным ценностям (заводам, газетам, пароходам и т. д.) на территории стран-учредителей NDB и в зоне влияния NDB будет чрезвычайно затруднен. А это значит, что именно БРИКС, а не "бакс", рано или поздно будет устанавливать "правила игры" во всей мировой экономике. А значит — и в политике, и в идеологии.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Пожалуй, самое неприятное для Запада, вернее — для США и их европейских союзников, заключается в том, что у них нет реальных механизмов для того, чтобы воспрепятствовать подобному развитию событий. Украина — пожалуй, последний козырь, уже выброшенный на игровой стол, но оказавшийся вовсе не "самой старшей картой".
Неслучайно в Пекин буквально накануне саммита БРИКС на несколько дней прилетела канцлер ФРГ Ангела Меркель, чтобы проконсультироваться относительно дальнейших рамок взаимодействия с "китайскими товарищами". И туда же тогда же отправилась представительная американская делегация во главе с госсекретарем Джоном Керри и министром финансов Джекобом Лью. О результатах состоявшихся переговоров какой-либо значимой официальной информации нет, но в Бразилии Меркель встречалась с Путиным и согласилась с тем, что ситуация на Украине "деградирует", военная операция со стороны Киева является "несоразмерной", и конфликт необходимо решать за столом переговоров.
А Лондон вообще заботливо выстраивает "особые отношения" с Пекином, как после Второй мировой войны выстраивал их с Вашингтоном. При этом крупнейшие британские банки после возвращения Гонконга в состав КНР не только активно сотрудничают с китайскими финансовыми структурами по всему миру, но и активно содействуют утверждению юаня в качестве новой глобальной резервной валюты, идущей на смену доллару.
Иными словами, есть все основания полагать, что предстоящий Путину визит в Латинскую Америку станет временем "сбора урожая", наградой за те волю и выдержку, которые российская сторона всё последнее время проявляла в ходе развития кризиса на Украине, и за те немалые издержки, которые нашей стране пришлось в данной связи понести.