Авторский блог Александр Балтин 00:09 19 ноября 2023

Сапгир

к 95-летию со дня рождения

1

Сходились – в фокусе Сапгира – обэриуты: изломанный словарь, - необычность взрослой мультипликации, крепкая основа основных красок:

лежит красавец
впалый живот
рыжеват —
мертвый на совесть
все есть
и все не живет
говорит патологу анатом
"привезли из Чечни
под фольгою учти" —
да ведь я их слышу почти —
их сердца под белым халатом…

Верёвочно-закрученный стих, в чём-то перекликаясь с дервишем русской поэзии Хлебниковым, представит своеобразную меру абсурда бытия, всегда гораздого на игру – по клавишам судеб.

…оттого так странно мерцают иные стихи Сапгира: словно вспыхивая китайскими тенями, будто старый философ, увидевший во сне мотылька, не может понять, кто он – философ, или мотылёк, проникший в сон философа:

Налету поймала кошка саранчу,

В темноте играла кошка с саранчой,

Саранчой хрустела кошка на свету,

В темноте пожрала кошка саранчу,

Налету поймала кошка темноту,

В темноте играла кошка с темнотой,

Темнотой хрустела кошка на свету,

В темноте пожрала кошка темноту…

Вероятно, кольца темноты закручены, чтобы выбросить читательское сознание к свету: к осознанию бытия, как факта непременного участия в оном.

…слово порой становится строкой: сумма слов таких – трагедией:

И времени больше не стало...

Это не ново.

Это случается часто –

По заявлению Иоанна Богослова

И примечаниям Екклезиаста.

Под синим небом Вострякова

Белело

Неузнаваемым лицом

То,

Что было

Моим

Отцом.

Молнией смерти отца расколотое сознание не играет: боль сильна, требуются скупые слова силы, жёстко и точно рисующие картины.

Краткость звучит полифонично.

Стих Сапгира – кручёный, как правило: порою – резкие изломы определяют суть выразительности: всегда даваемой сильным образным лучом.

Сапгир много играл в поэзии: но – совершенно всерьёз.

И игра эта раскрывалась интересными цветами вечности.

2

Хаос рассеивается – благодаря усилиям творческой воли поэта, и круги перечисленного без знаков-препинаков только усиливают ощущения феномена: рождения поэзии из глобального хаоса:

Звезда ребёнок бык сердечко птичье –

Всё вздыблено и всё летит – люблю –

И на лету из хаоса леплю

Огонь цветок – всё – новые обличья

Моё существованье фантастично

Разматываясь космос шевелю

И самого себя хочу настичь я

Стремясь из бесконечности к нулю

Мощная ритмика Г. Сапгира глобальна: представляется колосс, поднимающий к звёздам огонь-цветок, представляется огромный человек, столь познавший космос, как удавалось только…древним халдеям.

Легендарным мудрецам, ведавшим, как и из чего слеплен мир.

…юмор Сапгира особого свойства: под названием «Душа» архитектурно выстраивается сонет, повествующий о бытовании рубашки, которая:

Меня вращали в барабане

Пытали в щёлочном тумане

Под утюгом мне было тяжко!

И вот обняв чужую шею

Я снова девственно белею

И пахну свежестью – рубашка!

Резкие его сонеты: ни на чьи непохожие!

…а вот – специфический киносеанс: выхваченный из истории Союза: киносеанс, разворачивающийся прихотливым узором строчек:

В церкви выключили свет.

Люди ждут,

А света нет.

Зашумели зрители:

– Мы любви не видели!

– Сапожники!

– Тише вы, безбожники!

Безбожники внесли икону.

Осветила половину

Дома.

Сразу стало меньше шума.

Тут со сцены говорят:

– Прослушайте доклад

На антирелигиозную тему.

Слова-строка.

Своеобразная механика поэтического текста.

Вспышки его: острые, как лезвие.

…многое совмещал поэт, впускал абсурд в свои стихи, оттенял их иронией, выстраивая свою метафизическую вселенную, играющую столькими красками, сколько, кажется, и у радуги нет.

Фото: Дмитрий Савицкий (1989)

1.0x