Хотелось бы снова вернуться к вопросу экспорта энергоносителей, или как я их называю запросто и по-военному – ГСМ.
Германия и лично Шольц попали в капкан, который Путин и его ближайшие советники расставили для «партнёров» настолько искусно, что из непосвящённых до сих пор никто ничего не понял, а те, кто поняли, всё равно будут надувать щёки и рассказывать о своей «перемоге».
Итак, Президент подписал указ о правилах торговли газом с недружественными странами. По словам Путина, новые правила продажи российского газа «недружественным странам» начнут действовать с 1 апреля, а также уточнил, что страны Запада должны открыть счета в российских банках, чтобы приобретать газ из России. Он добавил, что отказ стран платить за топливо в рублях будет считаться неисполнением обязательств, и в таком случае действующие контракты будут остановлены.
Однако после некоей «оперативной паузы» выяснилось, что германским импортёрам разрешено расплачиваться в традиционных валютах. Немедленно активизировался Шольц, который громко прокричал, мол, германские предприятия «хотят, могут и будут» платить за российский газ в евро.
По его словам, Путин в концовке разговора заявил, что для европейских партнеров ничего не изменится — платежи будут производиться в евро и переводиться в банк, на который не распространяются санкции, а затем конвертироваться в рубли.
Но тут начинается самое главное: Шольц не согласился на эти условия! Вопрос: почему? Если Россия отступила от первоначальных планов, то почему Шольц отказался, точнее, пока отказался? (он еще согласится).
«Мы посмотрели договоры, оплата там производится в евро и долларах, я сказал Путину, что так оно и останется», — отметил Шольц. По его словам, Германия, вероятно, в течение года избавится от зависимости от импорта нефти и угля из России, но не газа.
Естественно, всё вообще обстоит не так. Политики (не только Шольц) и журналисты всё переврали. Вопрос был совершенно не в том, чтобы заставить ведущие европейские государства униженно стоять на Московской бирже в очереди в кассу после завершения торгов.
Давайте посмотрим, какая процедура приобретения газа, допустим, той же Германией была до этого? Соответствующие компании перечисляли деньги в "Газпромбанк", но не в Россию, а в его филиал в Германии. Наши активы, фактически оставаясь в стране-импортёре и продолжая работать на немецкую экономику, по сути превращались в часть впоследствии замороженного российских золотовалютных резервов (ЗВР) на Западе.
Что же предложил Путин, о чём умалчивает Шольц, и что не совсем вписывается в его бодрый рассказ о «перемоге»? Оказывается, в основном, всё так же, как и раньше, но, в связи с тем, что теперь отпуск голубого топлива осуществляется строго за рубли, схема несколько трансформируется. Компания-импортёр переводит валюту в "«Газпромбанк", но банк должен купить рубли, поэтому он «загоняет» немецкий транш на счёт Московской межбанковской валютной биржи, после чего получает назад рубли, которые на этот раз целиком и полностью остаются в России, и на них никто, ни одна собака, не может наложить лапу. То есть политес соблюден, немцам не придётся самостоятельно приобретать российские деньги.
"Газпромбанк" откроет спецсчета в рублях для покупателей газа из недружественных стран и будет продавать валюту для конвертации в рубли за оплату газа на торгах Московской биржи, таким образом, деньги остаются работать в нашей экономике, и вот от этого Шольца и прочих западных лидеров колбасит, а вовсе не от перехода на «рублёвые расчёты». А они собирались продолжать их «подмораживать» в наших ЗВР! Вот истинная причина западного ступора, им придётся принять новые правила игры.
Теперь чуть другая тема, но всё о том же. Мало того, что Соединённые Штаты вопреки всем клятвам и резолюциям нарастили закупку российской нефти до 100 тысяч баррелей в сутки, так пару дней назад ещё были сняты санкции на российские минеральные удобрения.
Отключили эти санкции только по одной причине: стремления избежать галопирующего дефицита, а стало быть, роста цен. Минфин США вывел из-под ограничений российские минеральные удобрения – они попали в список жизненно необходимых продуктов и товаров. Выданная лицензия разрешает любые торговые операции с товарами из этого списка. По мнению ряда экспертов, в принципе, экономические санкции против РФ могут быть смягчены американскими властями «в самых чувствительных сферах».
Минеральные удобрения попали в список жизненно необходимых продуктов наравне с сельскохозяйственной продукцией, лекарствами и медицинскими изделиями. Кроме того, из-под ограничений в США вышли продукты питания (кроме морепродуктов и алкоголя), витамины, пищевые добавки, бутилированная вода, а также живые животные и корма.
В США 6% калийных, 20% диаммонийфосфатных и 13% карбидных удобрений — российские. Европа зависит от химии из РФ ещё сильнее — примерно в 2-3 раза.
В целом, на фоне возможной переориентации российских производителей на азиатские рынки, изменение товарных потоков может привести к нескольким месяцам дефицита удобрений в Европе и Америке (заметьте, для этого потребовался всего один месяц эмбарго, новые контракты заключили — и вся любовь). Запад, пытаясь сделать зависимыми всех вокруг, сам впал в зависимость от большого количества экспортёров, логистики, а, главное, вырождения (а порой, даже безумия) своих политиков.
Мировые цены, а соответственно, доходы российского бюджета будут только расти, и это не искрящийся оптимизм, не шапкозакидательство, а объективная оценка большинства ведущих мировых экспертов по совершенно разным рынкам, начиная от нефти и заканчивая продовольствием.
Но пока успокаиваться рано, надо дожать, дожать наследие перестройки и 90-х. И отстроить принципиально новую экономику.