Времена, когда наша страна почти официально именовалась "самой читающей в мире", давно прошли. И прошли, судя по всему, безвозвратно.
На выставке-ярмарке "Книги России", традиционно организованной на ВВЦ/ВДНХ Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям (Роспечать), особого наплыва посетителей не наблюдалось. Часы работы выставки полностью соответствуют началу и концу стандартного трудового дня, т.е. книжную выставку в будни заведомо может посетить намного меньше народу, чем хотело бы, а сместить эти часы на более позднее время, видимо, нет ни желания, ни нужды. Зато в субботу и воскресенье можно будет сделать красивую "телекартинку" для втирания очков: мол, вот как всё хорошо организовано, вот какой интерес к выставке! Потемкинские деревни...
А в разгар рабочей недели кому охота ехать на метро до станции ВДНХ, топать пешком до главного входа, а там или садиться в спецавтобус (цена вопроса — 30 рублей), или совершать променад еще километра полтора по узким обледеневшим тропинкам (что за странная гигантская конструкция из стальных труб, отдаленно напоминающая трамплин для "летающих лыжников", перегородила почти все дороги вглубь ВДНХ, выяснить так и не удалось)? Вход на выставку тоже платный — 100 рублей с читательского носа, пенсионерам и прочим социально уязвимым категориям наших сограждан после 14.00 полагается послабление на целых 40 рублей. Итого, если считать со стоимостью дороги в оба конца, непосредственное знакомство с книжными новинками обойдется вам минимум в 200 рублей или же в лишний час потерянного времени.
Казалось бы, сколько стоит беличья доха, а сколько — книга? Но, наверное, именно поэтому всё так и организовано: для небедных покупателей шуб и шапок можно организовать бесплатный проезд (его цена будет заложена в цену товара), а вот для небогатых любителей книги — нет. Их ведь и больше намного, автобусов на всех не напасешься, зато покупают они — кот наплакал. Не на десятки тысяч, а хорошо, если на сотни рублей: ведь на фоне ускоренного роста тарифов ЖКХ, потребительских цен, налогов и штрафов уже приходится выбирать между куском хлеба и новой книгой. А цены на выставке-ярмарке, хоть и намного дешевле, чем в обычных книжных магазинах, всё равно "кусаются".
Но, спрашивается, как им не кусаться, если за неделю аренды стандартного бокса в 9 квадратных метров организаторы выставки-ярмарки устанавливают цены от 2600 у.е. и выше (это без учета НДС)? То есть в целом это почти 100 тысяч рублей, или примерно 1500 рублей за метр квадратный в день. Если это называется "государственной поддержкой отечественного книгоиздания", то что такое "обдираловка" и что такое "беспредел"?
Конечно, можно возразить, что эта выставка — не для розничных покупателей и даже не для книгоиздаталей, а для оптовых продавцов; что раз издательства, несмотря ни на какие цены, всё-таки участвуют в работе выставки, — значит, это им тоже каким-то боком выгодно. И так далее, и тому подобное.
Какая-то доля истины в подобных утверждениях, несомненно, присутствует. Но так ведь и в валенке можно дышать, не правда ли? Но что-то я нечасто вижу на улицах людей, разгуливающих с валенками на голове. А тут читателям — на голову валенок, издателям — на голову валенок, и — дышите глубже, уважаемые!
Можно возразить еще, что традиционная бумажная книга безнадежно проигрывает в битве с новейшими электронными носителями информации: один раз собрал несколько тысяч рублей на нетбук или планшет — и читай себе, хоть залейся... Но, честно говоря, даже страшно подумать, к каким последствиям может привести элементарный и почти неотвратимый в рыночных условиях "блэкаут" с веерными отключениями потребителей от электроэнергии.
Есть и третья сторона вопроса, самая главная. Если бы наша "самая читающая" страна в мире была в 80-е годы еще и "самой знающей", "самой думающей" и "самой работающей" — никакие "перестройки" и "рыночные реформы" ей были бы не страшны и не нужны. Читать можно по-разному. Гоголевский Петрушка тоже "читал". Но толку от этого чтения не было ни для него, ни для окружающих.
Поэтому среди всех минусов выставки "Книги России" назову и один огромный плюс: серьезной литературы у нас стали издавать намного больше, а развлекательной — намного меньше. Что внушает определенные надежды на будущее.