Авторский блог Александр Елисеев 13:22 19 августа 2018

Садко и торговая талассократия

Весьма удивительно, как такая «антикапиталистическая» былина родилась в торговом Новгороде с его могущественной олигархией.
Весьма удивительно, как такая «антикапиталистическая» былина родилась в торговом Новгороде с его могущественной олигархией. Хотя, может быть, потому и родилась, что «родные язвы» - виднее.
В начале Садко был бедным-несчастным гусляром, который, в один «прекрасный» момент, как сказали бы сейчас, лишился «заказов». Тут-то его и охмурил царь Морской, сказавший, что хочет наградить гусляра за его прекрасную игру. Садко побился об заклад, что видел в Ильмень-озере чудесную «рыбу- золоты перья». Ему не поверили, а он повел к озеру, где Морской царь и показал эту самую «рыбу». Так бедный гусляр и разбогател. Более того, он попытался скупить все товары на «свете белом», то есть стать неким магнатом номером один, властелином торгового строя. И ему удалось купить все товары новгородские, но тут подоспели товары из Москвы, что и стало причиной грандиозного фиаско. Символично, что данному торгашескому триумфу мешает самодержавная, военно-земледельческая Москва. (В другом варианте Садко всё же скупает все товары, включая даже битые горшки.)
Несмотря на неудачу, Садко продолжил «реализацию масштабных проектов». Он нагрузил товарами 30 кораблей и двинулся в «синее море». На обратном пути корабли внезапно остановили своё движение и разразилась мощная буря. Садко понял, что сие есть проделки Морского царя и попытался откупиться, бросая в пучину бочки с золотом, серебром и жемчугом. Но выяснилось – царю нужны живые люди. Жребий пал на самого Садко, очутившегося в палатах царя и вынужденного играть для него на гуслях. От этой игры море взволновалось так, что корабли затонули – и погибло много людей.
Таким образом, водный царь выступает и как повелитель морской стихии, и как источник торговой прибыли. Можно даже сказать, что он повелитель капитализма – «торгового строя». (Ж. Аттали) Сама морская стихия очень даже соответствует капитализму, ведь капитал есть нечто ликвидное, он переливается из одной точки мира в другую - подобно водным потокам. (Не случайно же, в авангарде капитализма всегда стояли талассократические страны – Венеция, Голландия, Англия, США.)
Водная стихия символизирует изначальный, недобытийный хаос, из которого возник оформленный мир вещей. («Земля же была безвидна и пуста, и тьма над

бездною, и Дух Божий носился над водою». Книга Бытия, 1.2)). Капитализм с его рыночной стихией («Незримой рукой Рынка»), является такой же темной стихией. И данная стихия весьма разрушительна. К слову, и игра Садко, плененного Морским царем, вызывает губительную бурю.

Сам «Богатый гость» символизирует творческую силу, которая пленена Капиталом – персонификацией коего и выступает Морской царь. Последний действует Обманом – действенным орудием плутократии. И Об-ман всегда сопровождается об-мен-ом, стремлением по-мен-ять все на вся. А также из-мен-ить всё, чтобы распространить свою власть над совершенно новым миром. И понятно, чтобы создать такой мир нужно полностью разрушить мир старый. И, прежде всего, сокрушить государства и нации. А тут уже требуется Из-мен-а, крайне распространенная в мире, где всё можно об-мен-ять – купить и продать.
Садко всё-таки сумел вырваться из плена Морского царя. В этом ему помог Микола Можайский (Николай Чудотворец) – заступник путешествующих на воде. Он научил его – как обойтись с Морским царём. Подводный пленник разорвал свои гусли, отказавшись играть для подводного владыки.
Тогда от Садко потребовали жениться на одной из морских девиц. Он выбрал (из 900 претенденток) последнюю - некую «девицу Чернавушку». Тем самым он высказал своё презрение к иерархии торгового «морского царства». Садко также «не творил блуда» с молодой женой, отказавшись соединиться с морской стихией. Потом он оказался вблизи Новгорода и увидел, как туда подплывают его спасенные корабли. После данного приключения Садко уже не ехал в «синее море» - он отказался от торгашеской талассократии.
Любопытный «момент» - Садко вмешивается в спор морского царя с царицей, которые дискутируют на тему, что дороже на Руси «золото» или «булат». Бывший купец решает его в пользу булата, тем самым отрицая торгашеский капитализм во имя воинско-героической доблести.
Сам Морской царь есть анти-Царь - Морской (Мировой) Змей, которому приносили человеческие жертвы, в частности в Венецианской республике, очень похожей на Новгородскую.
Также по теме
И капитализм, несомненно, строй Мирового Змея
Ну, и также
1.0x