Германские средневековые авторы описывают один из славянских Триглавов (вообще же, их было много). Три головы означали, что это божество повелевало тремя мирами – небом, землей и подземельем. Речь тут, конечно, идёт о трех божествах – одном едином и о двух его проявления – Перуне (земля) и Велесе (подземелье, точнее, Навь, - Аид, Хель). А вот в греческой триаде (Зевс, Посейдон, Аид) говорится о небе, море и подземелье.
Как очевидно, огромнейшую роль играет Море и его повелитель – Посейдон. А ведь море и вода – символы первобытного, бесформенного хаоса, из которого был сотворен наш мир. Налицо ориентация эллинов на водную стихию, которая, конечно же, сыграла важную роль в становлении позднейшей талассократии (конечно, в качестве одного из факторов). Запад (по сути, синоним глобального капитализма) возник из античности с её «посейдонизмом». Это океаническая, водная, торговая цивилизация (цивилизация русская, напротив, речная).
Сама по себе, Магия Капитала основана на работе с Водой. Сам капитал с его ликвидностью, символически ближе именно к стихии воды. Показателен и образ капитала, переливающегося из одной точки мира в другую; капитала, размывающего национальные границы. Кстати, не случайно капитализм создавался усилиями «морских» сообществ. Еще К. Шмит указывал на связь капитализма и морской стихии. История демонстрирует эту связь со всей очевидностью: Венеция, Голландия, Англия и США — все эти оплоты торгового строя теснейшим образом связаны с морской экспансией и морской торговлей. (К слову, о Венеции.)
Посейдон – повелитель Атлантиды, что также весьма символично. Этот древнейший Остров был центром некоей глобальной, «каиновой» цивилизации, погибшей в водах Потопа. Эту цивилизацию сейчас упорно восстанавливают. Причем, выдвигают именно Трансатлантический проект, который стал бы реинкарнация утонувшей Атлантиды, её символическим поднятием со Дна. Правда, здесь у транснационалов произошла серьезная пробуксовка. Нацбюры пока что сопротивляются радикальному трансатлантизму, справедливо видя в нём мощнейший инструмент ликвидации всех и всячески государств. Поэтому ТТИП «отложили в ящик стола». Но это только пока.
Конечно же, было бы странным, если Посейдон не имел связи со змеиной темой. Согласно Овидию, он изнасиловал Медузу Горгону, которая изначально была девушкой с красивыми волосами. За это её (а не Посейдона) и наказали, волосы Медузы были превращены в гидр, змей.
Интересно, что в русских апокрифах упоминается некий зверь Горгоний, препятствующий людям входить в рай. Несомненно, это змеепес Кербер, который находится на границе с нашего мира и Аида. А его образ связан с образом Лернейской гидры.
Кроме того, Посейдон насылает на людей морских чудовищ. Так он поступил с жителями Трои. Морской дракон Кето («Кито», св. с «кит») был послан и для того, чтобы атаковать Эфиопию – родину Андромеды.
Посейдон-Гиппий повелевает лошадьми, очевидно, такова была его изначальная «функция». Но потом, уже в рамках инверсивной эллинской традиции, он стал божеством морских бездн. То есть, культ Коня наложился на культ Моря.
Конь символизирует Движение – в огненной колеснице едет Бог Грозы (Перун), разящий Противника. На солнечной колеснице едет и бог Солнца. Точнее, один из богов – славянорусский Хорс (ср. с англ. horse – «конь», чей символ Солнце, «взятое» как солнечный круг. (Даждьбог – бог солнечного Света, Ярило – бог весеннего, пробуждающегося, возвращающегося Солнца). Сам ход, или даже бег, Солнца символически выражает смену времен, воспроизводство Настоящего (Бытийного). Настоящее становится Прошлым, но сменяется Будущим. Тем самым продолжается, воспроизводится само наше Бытие. Движение здесь круговое, циклическое, а ведь и сам Круг – символ бытийной Полноты.
Конь-Движение покоряет Пространство, эту низшую бесконечность, холодное чудовище Космоса. Движение делает бесконечное пространство конечным, сближая разные его точки, преображая не(до)бытие разверзнутых просторов в бытие обжитого, возделанного поля (символ Полюса; кстати, конь возделывает и целину). Это Движение подобно исхождению нетварных божественных энергий (логосов, идей-волений), которые поддерживают бытие мира. К слову, Конь еще и символ нетварной вертикали Мирового Древа (Иггдрасиль – «конь Игга», т. е. Одина).
Однако, символизм Коня, как и любой другой символизм – двойственный. К слову, божественные близнецы (Диоскуры, Ашвины) представляются в виде двух коней. А тема близнечности – это тема двойственности, расколотости нашего мира, которая проявляется как на космическом, так и на социальном уровне. Конь выступает и как чудовище, монстр. Так, Гераклу пришлось обуздывать коней-людоедов, принадлежащих царю Диомеду. Но при этом страшные кони всё-таки сумели растерзать Абдера, сына Гермеса.
Движение Коня может символизировать и движение хаоса. Здесь уже речь идёт о необузданном Коне – точнее его обуздывают низшие, инфернальные, подчеловеческие силы. Тут управляет Невидимая Рука Рынка, которая есть хаос, чьи адепты – маги Капитала. Хаос имеет своим символом воду с её ликвидностью, очень похожую на ликвидность Капитала. И торговый строй, капитализм, возник именно как талассократия. Атлантический Посейдон – это инверсия Движения, искажение солнечного Коня. На место небесного скакуна приходит подводный гибрид гиппокампус – конь с рыбьим хвостом. На нём и разъезжает Посейдон.
Тут уже появляется конь-оборотень, фигура которого известна в мифологии. Таковым был и знаменитый Троянский Конь. Символизм его связана с темой поедания людей лошадьми. Троянцам подсунули некий культ, искажавший образ Коня. И, весьма вероятно, что речь шла именно о культе Посейдона.
Всё это вполне вписывается инверсивный контекст эллинской мифологии, о котором мне уже приходилось писать.
Тексты по теме древнегреческой инверсии.
«Мифология прогресса или оболганный Кронос»
«Зевс: история одной инверсии»