Авторский блог Илья Титов 00:02 21 августа 2025

С Сирией что-то не так

Ближний Восток ходит ходуном

Всем известна тотальная неразборчивость в средствах у "правильной стороны истории". Уничтожение целого квартала в попытке достать якобы сидящего там якобы террориста — лишь частный случай. Общие же включают в себя последовательное взращивание неуправляемых и недоговороспособных сил ради борьбы с теми, кем можно было управлять и с кем можно было договариваться вне рамок идиотских принципов и культистских догм глобалистской дипломатии. Примеры этого известны всем — от Франсуа Дювалье до Усамы бен Ладена. Но очередные подтверждения того, что следующие принципу "хоть с чёртом, но против большевиков" обычно просто оказываются с чёртом, впрок не идут, и цикл повторяется, невзирая на мистеров в Белых домах, фрау в Берлемонах и мсье в Елисейских дворцах. Сирийская история последнего года — образец последствий такого подхода: решив, что уничтожение Башара Асада стоит того, чтобы работать с джихадистами, горе-демиурги ближневосточной политики получили на свою голову целое государство джихадистов, неспособное функционировать и не устраивающее вообще никого. Месяц назад у нас выходил материал, где в контексте кризиса вокруг друзов в Эс-Сувейде делался вывод, что самопровозглашённого президента Сирии Ахмеда аш-Шараа, стремительно взлетевшего из полевых командиров до гостей саудовского принца и американского президента, будут сливать, поскольку договориться с Израилем у него не получилось, к Турции он не слишком лоялен, а карлики из Залива всегда могут найти себе кого-нибудь ещё. Сейчас кажется, что опасность для самого аш-Шараа миновала, но перспективы Сирии от этого стали ещё более тревожными.

Международный взгляд на июльские события в Сирии — вы помните всю эту блокаду друзского города Эс-Сувейда в одноимённой провинции некогда единой страны — был на удивление хорошо нам знаком. Несмотря на поддержку друзов святым, объективно правым и онтологически неспособным на грех Израилем, все зверства макак-джихадистов списывались на провокации друзов, все выступления обезумевших бедуинов обосновывались тем, что это повстанцы и борцы за свободу, уставшие от гнёта репрессивного механизма друзского режима, все заверения в обратном отметались как ложь и пропаганда (кое-где даже умудрялись приплести Россию). Словом, знакомые нам взорвавшиеся кондиционеры и самообстрелы Запорожской АЭС — добавьте к этому то, что сторонников новой власти, на видео со зверствами которых явно видны шевроны ИГИЛ*, описывали как совсем-совсем не игиловцев, и станет понятна причина, по которой этот взгляд так хорошо нам знаком.

Тем не менее к концу первой трети августа случилась перемена сердца, и внезапно глобальная пресса обнаружила, что что-то в этой Сирии не так: поскольку для абстрактного разговора о тенденциях потребители этой прессы слишком тупы, им выдали один конкретный случай и добавили, как говорит Дональд Трамп, "many such cases", то есть "и такое там повсюду". Этим случаем стала июльская расправа над пациентами и персоналом одной из больниц Эс-Сувейды. Главврач Мухаммед аль-Бахсас — волонтёр, красавец и знаток своего дела, настоящий цвет терпящей катастрофу нации — оказался одним из десятков убитых в результате этой резни. Как позже поведали очевидцы в материале "Би-би-си", террористы застрелили даже восьмилетнего инвалида, очевидно, посчитав его угрозой национальной безопасности и очагом друзского сепаратизма. В ответ на волну этих материалов Дамаск объявил, что произошёл перегиб на местах, виновные будут осуждены и вообще фу-фу такими быть. Точно так же, кстати, обещали наказать "перегибщиков" после резни на побережье.

Меж тем на середину августа блокада города продолжается, но блокада весьма вялотекущая: грузовики за отдельными исключениями в город пропускают, банды бешеных бедуинов берут беспечных бедолаг и увозят их в безвестность пустыни, ни света, ни воды стараниями миньонов сирийского государства на территории этого самого государства нет (подстанции взорвали). В целом положение ужасное, но намного более предпочтительное, нежели судьба меньшинств на сирийском побережье, где до сих пор руководствующаяся принципом "горе побеждённым" толпа бандитов продолжает похищать женщин и стрелять в мужчин.

Тем временем турецкие войска, если верить наблюдателям в соцсетях, были замечены в районе Алеппо, что косвенно может намекать на подготовку очередной волны наступления на курдов.

Что же до мозгового центра этого государства, то там живо продолжается торговля главным экспортным продуктом джихадистской Сирии — лояльностью. Увы, поскольку это лояльность режима, не контролирующего даже своих бойцов, торгуется она по поллиры за ведро. В рамках норм поведения марионеточных режимов считается, что залогом выживания являются иностранные инвестиции, и этих инвестиций "свободной и демократической Сирии" пообещали просто море. Начиная от обещаний французских вложений в латакийский порт (недвусмысленно намекавших, что кому-то другому придётся из Латакии убрать базу своего флота) и заканчивая совершённой на днях встречей в Дамаске. Там хозяева новой власти из консорциума турецких и катарских компаний встретились с Томасом Барраком и решили строить в древнем городе метро, потому как у процветающей и богатой страны задач насущнее просто быть не может. Томас Баррак — человек интересный сам по себе: как и многие в трамповском окружении, католик, из семьи ливанских эмигрантов, торговал недвижимостью, играл в сквош с саудовскими принцами, задружился с Трампом, стал его представителем в Ливане и в Турции, а также спецпредставителем по всему Ближнему Востоку, то есть как бы неофициальным послом и в Сирии. В кругах профессиональных дипломатов его деятельность вызывает ужас и стыд, но да что эти прихвостни "дипстейта" могут знать?

Результатом давления Баррака на Дамаск стало согласие новых властей на проведение парламентских выборов. Многие пиарщики нового сирийского режима эти назначенные на сентябрь выборы сейчас подняли на знамя: смотрите, мол, как мы демократичны и свободны. На деле же всё, разумеется, будет как всегда на Востоке: сирийское большинство (его в целом-то устраивает произошедшее с жителями побережья и происходящее с друзами) радостно проголосует за то, что будет единственным вариантом вместо "Баас". Так что на выборы смотреть незачем: это лишь очередная попытка дипломата-дилетанта скомкать сирийское единство из центробегущих составляющих трещащего государства, которое с каждым днём всё больше напоминает дикое поле.

Детищем эмиссара Трампа стал ещё и политический кризис в Ливане. После прошлогодних ударов Израиля по активам "Хезболлы" правительство Ливана — а есть там, как ни странно, и такое — набралось смелости и только к августу 2025 года потребовало распустить боевые порядки организации под видом "разоружения всех вооружённых формирований" (но все поняли, о ком речь). Зная, что у Ирана не осталось путей для сухопутного снабжения лояльной структуры, главный дипломат Ливана Юсеф Раджжи потребовал у Тегерана прекратить вмешательство во внутренние дела страны кедров и окулистов. В среду в Бейруте побывал Али Лариджани, секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана и советник верховного лидера аятоллы Хаменеи. Побывал, встретился с ключевыми чиновниками страны и как смог постарался купировать конфликт: рассказал, что Иран всегда поддерживал не конкретно "Хезболлу", а Ливан в целом, что группировка, которую так хочет разоружить глава МИД, защищает страну от повторения той истории, когда Израиль взял Бейрут за один день, — а ведь сейчас Израиль куда агрессивнее. Короче, Ливану нужен Иран, и ливанцам очень повезло иметь такого друга.

Здесь стоит присмотреться к знакомому нам Юсефу Раджжи, который и запустил всю эту историю с разоружением "Хезболлы" фактически против воли президента страны: Юсеф занял свой пост в феврале стараниями партии "Ливанские силы", возглавляемой знаменитым командиром католической партии "Катаиб" времён гражданской войны Самиром Джааджаа. В данном случае правые христиане, имеющие в парламенте большинство, действуют в интересах знакомого нам Томаса Баррака, который в начале июля запустил волну с разоружением "Хезболлы", сделав официальное предложение от лица Вашингтона. Итогом этого стала кампания по требованию разоружения "Хезболлы", временно поставленная на паузу усилиями Лариджани.

Разумеется, силовое решение этого конфликта ливанскому правительству не по зубам, но попортить крови персам американцы через своих ливанских друзей-товарищей вполне способны. Широко разошедшиеся в середине прошлой недели сведения арабоязычных СМИ о том, что во время встречи на Аляске Владимир Путин и Дональд Трамп якобы договорятся о размещении в Южном Ливане российских миротворцев, не стоит воспринимать всерьёз: даже если Трамп вдруг решит последовать своей давней идее вывести силы ООН из региона, едва ли Путин согласится на замену их нашими солдатами, особенно в условиях тотальной нестабильности по всему региону и шаткости нашего плацдарма в соседней Сирии. Полное отсутствие упоминания ближневосточных дел по итогам аляскинской встречи намекает на зыбкость пустынных миражей, тиражировавшихся арабской прессой всю неделю.

Что же касается "агрессивного как никогда" Израиля, чьи действия прямо или косвенно запустили описанные выше два сюжета, то главной темой вокруг еврейского государства стало неосторожно озвученное в 20-х числах июля обещание взять под контроль территорию Газы. Это решение, что характерно, имело политический источник: вопреки советам военных его озвучил премьер Биньямин Нетаньяху. В Газе как раз в конце второго месяца лета началось очередное обострение: участились удары по гражданским, и искусственно усилили голод прикручиванием поставок гуманитарки. 10 августа ЦАХАЛ ракетным ударом убил группу "Аль-Джазиры", мотивировав это тем, что корреспондент был агентом ХАМАС, внедрённым в телекомпанию. Столь показательное и собственноручно описанное как намеренное действие — убийство агента "информационной сабли катарского эмира" — можно считать открытым вызовом Дохе, куда более открытым, чем затянувшаяся "двухдневная операция" против финансируемой тем же Катаром организации. Тычок в адрес Катара — агрессивный жест против контролирующей Катар сети, самым заметным элементом которой наряду с французским лё президентом и британским зэ Тони Блэром является английский король Карл, ранее известный как уэльский принц Чарльз. И вот что занятно: несмотря на декларируемую поддержку всяких чудаков типа Найджела Фараджа, забыв про все обиды на несправедливо выкачивающий ресурсы из США глобальный миропорядок, плюнув на извечный спор с Парижем и британскими лейбористами Блэра, под крыло коронованного пернатого приполз некто Дональд Т. Именно в Британии — причём не где-нибудь, а в своём гольф-клубе, расположенном вплотную к резиденции Карла, — этот Дональд, если помните, недавно принимал символическую капитуляцию германской аристократки Альбрехт, известной также как фон дер Ляйен. Почему она символическая, рассказывалось в материале про вторичные санкции в начале августа — это сейчас не так существенно, как фокус на Ближнем Востоке. Нетаньяху, конечно, в глазах Вашингтона свят и неприкосновенен: дошло до того, что американский аналог МЧС решил отказывать в предоставлении после ураганов своих скудных ресурсов городским сообществам, поддержавшим бойкот лояльных Израилю компаний. Но именно сейчас, на фоне обострения отношений Израиля с завязанной на Лондон сетью, в мировой прессе всплывают подробности про внутренний разлад в верхушке еврейского государства. Свой ответ на обещания Нетаньяху захватить Газу дал израильский начальник генштаба Эяль Замир, который, как ни странно, оказался если и не за мир, то против эскалации войны: в конце прошлой недели он открыто заявил, что попытка взять под контроль всю территорию анклава перегрузит и без того истощённую армию. На Эяля гавкнул Нетаньяху-младший, которому июньское обострение с Ираном сорвало свадьбу: он обвинил генерала в попытке переворота. К попытке — если можно так её назвать — присоединились и руководители израильских спецслужб, потребовавшие у Биби прекратить огонь, потому как цели достигнуты, а ХАМАС истощён. В ответ на это уже Нетаньяху-старший гавкнул на этих самых руководителей, обвинив их в том, что они проморгали события 7 октября 2023 года.

Заполировал все эти высокие отношения наш друг Дональд, который, если верить изданию "Аксиос", вместе со своими топ-чиновниками назвал Нетаньяху безумцем, а потом и вовсе наорал на него по телефону — сравните это с тем, как услужливо он двигал Биби стульчик и дарил ключи от Белого дома во время визита того в Вашингтон весной.

Конечно, как и в случае с аналогичными сведениями о разладе между лучшей парой проекта в июне, это может быть нехитрой уловкой, рассеивающей внимание к подготовке новой атаки, тем более что Рейтер 13 августа сообщило, что Эяль Замир теперь Эяль Завойну и готовит-таки план тотального взятия Газы под контроль.

Но куда интереснее телефонной ругани и вездесущих щупалец Вашингтона здесь выглядит другое: фактическая неспособность Израиля выкорчевать корни ХАМАС из пропитанной кровью мучеников земли Газы. Из тоннелей и развалин стёртых в пыль кварталов вырастет новый враг, жаждущий отмщения и готовый вершить его в моменты любой нестабильности этого ходящего ходуном региона.

*запрещённая в РФ террористическая организация

1.0x