В год 60-летия космонавтики – начала пилотируемых полётов в космос Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П.Королёва – головная организация по пилотируемым полётам - 26 августа отмечает свой 75-летний юбилей. Постановление Совмина СССР от 13 мая 1946 г., подписанное Сталиным, определило бурное развитие ракетостроения в стране. 9 августа Сергей Павлович Королёв был назначен главным конструктором баллистических ракет дальнего действия, а 26 августа 1946 года утверждена структура нового института НИИ-88 в подмосковных Подлипках, в недрах которого появился отдел № 3 – зародыш будущего ОКБ-1 ныне РКК «Энергия». Руководителем его стал Королёв, а его бессменным первым заместителем и преемником – Василий Павлович Мишин.
Строго говоря, в 2022 году «Энергия», как головное предприятие по пилотируемым программам, может отпраздновать своё 90-летие. Дело в том, что НИИ-88 была поручена разработка баллистических ракет дальнего действия и зенитных ракет, а разработка пилотируемых аппаратов не поручалась. Вместе с тем, известно, что созданная в Москве энтузиастами межпланетных полётов «Группа изучения реактивного движения» ГИРД 14 июля 1932 года получила статус официальной организации. В ГИРДе были разработаны и запущены первые советские жидкостные ракеты и впервые в стране разрабатывались пилотируемые летательные аппараты с жидкостным ракетным двигателем – ракетопланы. Их разработка была продолжена в созданном в 1933 году ракетном институте РНИИ, в котором объединились московская ГИРД и ленинградская ГДЛ. В 1940 году на ракетоплане Королёва РП-318 был выполнен первый в стране пилотируемый полёт с ракетным двигателем. Основными действующими лицами в ГИРДе были Королёв и Михаил Клавдиевич Тихонравов, который станет в ОКБ-1 начальником центрального проектного отдела по космическим кораблям и аппаратам. Так что 14 июля 1932 года скорее можно отмечать как день рождения РКК «Энергия». А подвал дома 19 на углу Садово-Спасской улицы и Орликова переулка в Москве у Красных Ворот, без сомнений, можно считать колыбелью советского ракетостроения и космонавтики. Вот только жалко, что колыбель в запустении, в отличие от ленинградской ГДЛ, где без особых успехов разрабатывались, в основном, пороховые снаряды, но где работал в 1928-1933 годах В.П.Глушко. В Петропавловской крепости, где она располагалась, музей, объявленный родиной «Энергомаш» (ОКБ Глушко). В Москве ни «Энергия», ни Роскосмос, ни мэр Москвы не могут (или не хотят?) освободить тот исторический подвал и сделать там музей - символ истинной колыбели отечественной, да и не только отечественной, но и мировой космонавтики, где впервые в мире энтузиасты робкими, но весьма практическими шагами наметили путь в космос и к межпланетным полётам. За 75 лет ОКБ-1 – РКК «Энергия» вписали много славных страниц в историю отечественной космонавтики. Но было немало и печальных. И одна из них – забвение собственных грандиозных работ и истинных первопроходцев. Вспомним об одной из них.
Постановление правительства от 10 декабря 1959 г. впервые определило задачи пилотируемой космонавтики, начиная с первого полёта человека в космос вплоть до посадки на соседние планеты. В ОКБ-1 была модернизирована боевая ракета Р-7 и разработан корабль «Восток», на котором 12 апреля 1961 г. выполнил первый полёт в космос Юрий Гагарин. Одновременно шла разработка тяжёлой ракеты Н1 грузоподъёмностью 75-95 т. и тяжёлого межпланетного корабля ТМК. К концу лета 1962 г. был разработан и утверждён экспертной комиссией первый советский проект экспедиции на Марс Н1-ТМК. Конкуренты Королёва возбудили у Н.С.Хрущёва лунный азарт, и 3 августа 1964 г. была утверждена лунная программа, основная цель которой – поручить В.Н.Челомею осуществить облёт Луны раньше американцев (стать новым лидером в космонавтике, у него работал сын Хрущёва). Королёву поручено осуществить высадку на Луну. Ракету Н1 пришлось существенно дорабатывать под лунную программу и форсировать двигатели, что стало причиной их аварий во время лётных испытаний. После гибели Королёва 14 января 1966 г. работы по реализации марсианской и лунной программ продолжались под руководством Василия Павловича Мишина. Четыре пуска ракеты Н1 в 1969-1972 годах были аварийными из-за недостаточной отработки двигателей и неудовлетворительной работы системы КОРД (разработка Б.Е.Чертока). Но и эти пуски показали, что ракета уверенно летает, и подтвердили её высокие лётные характеристики. К 1974 году все замечания были устранены, требуемая надёжность двигателей обеспечена, по мнению всех участников подготовки пятый пуск, намеченный на конец 1974 года, должен был стать успешным. Президент АН СССР М.В. Келдыш, оценивая готовность ещё в 1969 г., дважды предлагал отказаться от лунной программы, вернуться к утверждённой марсианской программе и выполнить в 1975 г. пилотируемый полёт на орбиту спутника Марса на ТМК, но его не поддержали.
После высадки американцев на Луну в 1969 году группа специалистов во главе с Б.Е.Чертоком, замом Мишина, тайком у него за спиной наобещала секретарю ЦК КПСС Д.Ф.Устинову реванш – создать через год впервые в мире орбитальную станцию. Устинов соблазнился и заставил Мишина, несмотря на его сопротивление, заниматься станциями. Реванш с треском провалился: две станции были потеряны, американцы в 1973 году вывели на орбиту станцию «Скайлэб» и в 1973-1974 гг. провели три экспедиции, на нашей станции успешные работы начались только в 1975 году. Инициаторы смены курса, опасаясь наказаний за провал, в клеветническом письме в ЦК свалили свои грехи на Мишина. Их поддержал Глушко, который рассорился с Королёвым и добивался прекращения работ по Н1, и Устинов, который с их подачи обманул ЦК с реваншем. В мае 1974 г. энтузиасты орбитальных станций добилась отстранения Мишина от руководства предприятием. Сменивший его Глушко самолично запретил запуск лунного комплекса Н1-Л3, две, собранные ракеты Н1, вся материальная часть и техническая документация были полностью уничтожены. Сам факт существования марсианского проекта Королёва вычеркнут из истории советской космонавтики. Фантастический проект, во многом реализованный, заменён мифом о том, как мы проиграли американцам лунную гонку, которой в действительности никогда не было, что виноваты в этом неудачники Королёв, Мишин и Тихонравов. Специалисты НПО/РКК «Энергия», сменившие цели в советской космонавтике в 1974 году, продолжают почти полвека полёты на станции на ракете и корабле «Союз», созданным при Королёве. Они навязывают затею создания лунной базы, чтобы исключить попытки вернуться к межпланетному проекту Королёва, уйти от вопроса: кто и почему полвека назад уничтожил реальную программу высадки советского человека на Марс?
По случаю юбилея, как и в день космонавтики 12 апреля, мы вспоминаем, что первыми выполнили полёт человека в космос. В создание знаменитой «Семёрки» и корабля «Восток», на которых был выполнен легендарный полёт, а также других средств для его подготовки, была вовлечена огромная кооперация. Главные конструкторы – разработчики составных частей ракетно-космического комплекса, руководители сотен предприятий разных министерств и ведомств, тысячи инженеров, рабочих, строителей, военных, должны были действовать согласованно, выполняя конкретные порученные им задания. Дирижировал этим мощным ансамблем главный конструктор Сергей Павлович Королёв, возглавлявший головную организацию ОКБ-1, в недрах которой были разработаны все космические проекты, реализованные в первые десятилетия космической эры. Его ближайшими помощниками были Василий Павлович Мишин и Михаил Клавдиевич Тихонравов. Они непосредственно отвечали за разработку проектов ракетно-космических комплексов, на основании которых формировались задания для всех участников работ.
С Мишиным Королёв познакомился в Германии, где изучали немецкую трофейную ракетную технику. С 1946 года Мишин 20 лет был единственным бессменным первым заместителем Королёва. За создание наших первых боевых ракетных комплексов он одним из первых был удостоен звания Герой Соцтруда. В постановлении 13 февраля 1953 г., по которому создавалась основа нашего покорения космоса – боевая ракета Р-7, Сталин персонально назначил Мишина заместителем главного конструктора межконтинентальных баллистических ракет, и тот, как талантливый конструктор, внёс особый вклад в создание «семёрки», ставшей по сей день основой не только для первого, но и всех последующих полётов космонавтов на орбиту. Став в 1966 году преемником Королёва, он обеспечил выполнение беспрецедентного объёма работ: введены в эксплуатацию ракета и корабль «Союз», завершены лётные испытания ракеты Н1, подготовлен к беспилотной экспедиции на Луну лунный комплекс Л3, проведена серия испытаний систем жизнеобеспечения на макете ТМК в ИМБП с участием испытателей в условиях, имитирующих межпланетный полёт. Мишин принял ряд важных решений, существенно повысивших эффективность процесса создания крупномасштабных изделий и в полной мере использованных при создании комплекса «Энергия-Буран».
Тихонравов смолоду, как и Королёв, - конструктор рекордных планёров. Вместе они создавали ГИРД, где была запущена в 1933 г., сконструированная Тихонравовым первая советская жидкостная ракета. Уже в 1946 г. им разработан проект высотной капсулы для полёта человека на высоту 190 км – прообраз корабля «Восток», одобренный Сталиным, но не реализованный из-за отсутствия в то время подходящей ракеты. Михаилом Клавдиевичем Тихонравовым были проведены исследования пакетной схемы составных ракет, принятой при разработке ракеты Р-7. Подготовлена записка в правительство с обоснованием необходимости запуска искусственного спутника. В центральном проектном отделе ОКБ-1 под его руководством спроектировано всё, что летало в космос в первое десятилетие космической эры, в том числе спутники, автоматические станции для полётов к Луне, Марсу и Венере, корабли «Восток», «Восход», «Союз», ТМК, разработан первый в стране проект пилотируемой экспедиции на Марс.
12 апреля, прославляя подвиг Гагарина, иногда вспоминают Королёва, а Мишин и Тихонравов, как правило, не упоминаются в прессе и на телевидении. И это не случайность. Их фамилии вычеркнуты из истории советской космонавтики сознательно, чтобы вписать вместо них другие фамилии. Так, в энциклопедии космонавтики не упомянута фамилия Мишина среди тысяч имён, таким образом выходит, что ОКБ-1 после Королёва 8 лет оставалось без руководителя. Я шесть лет был подчинён непосредственно Василию Павловичу, как ведущий конструктор по лунному комплексу, могу утверждать с полной ответственностью: вряд ли другой руководитель, в том числе и Глушко, которого я также видел в работе многие годы (как ведущий конструктор по комплексу «Энергия-Буран»), справился бы со всем клубком проблем более успешно. Королёв 20 лет не «за голубые глаза» держал Мишина единственным первым заместителем - таким опытом не обладал никто. Останься Мишин у руля – успехи нашей космонавтики, без сомнений, были бы куда более успешны.
У монумента покорителям космоса у ВДНХ установлены бюсты причастных к покорению космоса. Бюстов Мишина и Тихонравова нет. Получается – не покоряли они космос
Дело, разумеется, не в памятниках, которые кому-то забыли поставить или кому-то поставили зря. Дело в том, что после Королёва, Мишина и Тихонравова новые стратеги из «Энергии» ничем, кроме модулей орбитальных станций, не порадовали советскую и российскую космонавтику и наш народ. Комплекс «Энергия-Буран» – блестящая разработка инженеров РКК ( не тех, что играли в орбитальные станции) – это не космонавтика, это всего лишь средство выведения в космос, а чего и зачем - выяснить так и не удалось). По случаю юбилея РКК «Энергия» остаётся лишь вспоминать былые шумные успехи ОКБ-1 в космосе и особо отметить вклад в эти успехи их главных творцов Сергея Павловича Королёва, Василия Павловича Мишина, Михаила Клавдиевича Тихонравова и их верных соратников, не изменивших межпланетным идеям К.Э.Циолковского.
двойной клик - редактировать галерею
Загл. илл. Пилотируемый космический комплекс для экспедиции на Марс. Старт с околоземной орбиты.