Русское чудо открыл Международный конкурс юных вокалистов Елены Образцовой. Юлия Лежнева произвела фурор. "Это новая Мария Малибран! — не скрывал восторга ценитель вокала. — Или Чечилия Бартоли!" Елена Образцова не скрывала слез на глазах. Юной певице всего лишь пятнадцать… Прошли, как пишут в романах, годы… Статус звезды мировой оперы утвердил эксклюзивный контракт Юлии Лежневой с звукозаписывающей компанией Decca.
Триумф Юлии Лежневой. Космический старт карьеры… Она — желанный гость на самых престижных филармонических площадках, сценах театров мира. Она завораживает публику на Зальцбургском фестивале, ошеломляет в Роял Альберт Холле (Лондон), Фестшпильхаусе (Баден-Баден), Венском Концертхаусе… По приглашению леди Кири Те Канава стать её преемницей она исполняет вместе с великой дивой оперы арию из "Девы озера" Россини на церемонии вручения британской награды Classical Brit Awards в области классической музыки. В чем секрет?
Есть такая история-легенда. Верди посоветовали одну певицу: "Поёт как тридцать лет назад!" "Мне нужно, — парировал композитор, — как шестьдесят лет назад". Так вот, голос (сопрано) Юлии Лежневой напоен трелями небес XVIII века, а в самой улыбке нет-нет, да и промелькнёт, напоминание об улыбке Моны Лизы. Стоит ли удивляться в таком случае турне певицы по Европе с концертами, виртуознейшим, до обмирания сердца, исполнением сочинений Генделя, Вивальди, Порпоры, Альбиони, Моцарта…
Сегодня Юлии Лежневой и 25-ти нет. Она родилась 5 декабря 1989 года, в Южно-Сахалинске, в семье потомственных геофизиков. "И может собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов российская земля рождать". Ход русской истории не остановить.
"ЗАВТРА". Юля, в 16 лет вы выступили на сцене БЗК с оркестром под управлением Спивакова и хором Минина. Что за чувства охватывали вас после такого дебюта?
Юлия ЛЕЖНЕВА. Для меня было огромной честью дебютировать именно в "Реквиеме" Моцарта под управлением Владимира Николаевича Минина. Владимир Николаевич был невероятно добр, снисходителен ко мне, он был как отец родной. И это был поистине незабываемый опыт.
"ЗАВТРА". Выбор "Реквиема" Моцарта не самый тривиальный для юной девушки. На ваш взгляд, достаточно ли школы, тесситуры, постановки голоса для исполнения музыки Моцарта или же необходимо что-то еще? И что — в таком случае?
Юлия ЛЕЖНЕВА. Я с детства тяготела к барочной музыке и музыке Моцарта. Для меня эта музыка всегда была и остается чистой, естественной. Мне кажется — это не вопрос школы. Если музыка отзывается в вашем сердце, душе — она сама подскажет и направит вас. Для меня главное — естественность в движении и фразировке в музыке Моцарта, и это никак не противоречит разным школам пения.
"ЗАВТРА". Встреча с Еленой Васильевной Образцовой оказалась для вас знаковой. После победы на конкурсе Образцовой о вас заговорили, вы проснулись знаменитой. Что значит для вас имя Образцовой? Интересна ли эпоха Образцовой?
Юлия ЛЕЖНЕВА. Для меня встреча, занятия с Еленой Васильевной остаются сильнейшим впечатлением в моей жизни. Елена Васильевна обладает совершенно космической энергией, она всегда полна жизнерадостности, она вся отдается нам — молодым, и истинно служит музыке. Победа на конкурсе была, конечно, невероятно важной для меня, но главным остается общение с этим невероятно светлым, добрым, отзывчивым человеком. Недавно она пригласила выступить в Большом театре на её творческом юбилее, и я уже скучаю и жду новой встречи с этой великой женщиной.
"ЗАВТРА". Список школ, где вы проходили обучение, список педагогов, у которых вы брали уроки, весьма внушителен. С чем связан такой факт? вы долго находились в поисках своего педагога?
Юлия ЛЕЖНЕВА. Это получилось, думаю, случайно. Когда я училась в Кардиффе у тенора Денниса О’Нейла, он делал уникальные вещи, он приглашал почти каждую неделю на мастер-классы, уроки своих друзей — великих певцов, дирижеров, коучей. И так мне довелось заниматься с Ричардом Бонингом, Кири Те Канава, Иляной Кортубаш, Джоном Фишером, Джун Андерсон и другими. Потом, в 2009 году, я осознанно поехала в Вербье, на мастер-классы Томаса Квастхоффа — мне было очень интересно изучать больше немецкую песню. Вышло так, что в этом же месяце я победила на конкурсе имени Мирьям Хелин в Хельсинки, а сразу после этого приехала в Цюрих познакомиться с Чечилией Бартоли. Я должна была поехать на урок к её маме в рамках академии в городе Гштад, но когда Чечилия услышала мои записи — она написала, что хотела бы сама со мной познакомиться. Это было замечательно, но и абсолютно как-то по-домашнему. Мы пели и общались друг с другом несколько часов.
"ЗАВТРА". Юля, сегодня вы на вершине музыкального Олимпа Запада. Почему русская талантливая девушка уезжает на Запад? Какие преимущества предлагает сегодня Запад, и чего не хватает России, на ваш взгляд?
Юлия ЛЕЖНЕВА. Мне кажется, в России тоже много возможностей. Например, чего добились Вероника Джиоева, Венера Гимадиева — я абсолютно восхищена их заслугами именно здесь, в России. Просто, наверное, практически все (и совсем не только россияне) оперные артисты стремятся в центры музыкальной культуры — в Лондон, в Вену, Берлин, Париж, Нью-Йорк, потому что там в каком-то смысле действительно "центр" — очень много разных концертов, опер, вообще — музыки. Наверное, больше возможностей показаться разным дирижерам или продюсерам, а ведь для оперного певца важно быть востребованным в разных местах. Сейчас я стремлюсь больше выступать в России, которая всегда остаётся самым дорогим местом для меня. Здесь мои родители, родная публика, близкие друзья. И нигде так душевно не принимают и сопереживают, как у нас в России!
"ЗАВТРА". Вы предпочитаете барочную музыку — это продиктовано вашим голосом или интересом, созвучием с той эпохой?
Юлия ЛЕЖНЕВА. Я с детства была абсолютно влюблена в барочную музыку — в оратории Баха, Генделя. Я невероятно благодарна, что моя педагог по сольфеджио Елена Киракосова дарила мне многочисленные диски, и я совершенно заболела этой музыкой. Потом был диск Viva Vivaldi Чечилии Бартоли и DVD, и я просто сошла с ума, слушая все дни напролет эту музыку Вивальди, и потом почти сразу поняла, что тоже могу петь колоратуры. Думаю, эта любовь была настолько сильной, что мой голос сам адаптировался во многом под слуховые ощущения, и поэтому это было абсолютно естественно для меня.
"ЗАВТРА". Юля, ваш кумир в опере? Ваш любимый композитор сегодня?
Юлия ЛЕЖНЕВА. У меня нет кумиров, и поэтому выделить кого-то одного невозможно, но я восхищена множеством музыкантов. А все композиторы, которых я исполняю в конкретный момент — будь то эпохи барокко или романтики — все становятся любимыми. Хотела бы выделить одну личность, которая потрясает свои служением искусству, — пианист Григорий Соколов — теперь он настоящий миф, легенда во всем мире, и каждый его концерт — это как история жизни, какая-то истина, правда. Я была дважды на его выступлениях в Зальцбурге и в словах не описать впечатление от его игры.
"ЗАВТРА". Вы получаете много предложений. Есть ли условия контракта оперной постановки, с которыми вы принципиально не согласитесь?
Юлия ЛЕЖНЕВА. Я открыта к экспериментам, но если я пойму, что задумка режиссера противоречит музыке или она требует чрезмерно откровенных вещей, я вряд ли смогу участвовать. Важно не переходить грань новаторства и какой-то пошлости — но пока мне очень везло в театре, и об этом не было речи.