Авторский блог Александр Халдей 14:01 1 марта 2020

Русский вопрос российской Конституции

идёт объективный процесс формирования национального самосознания русской нации в процессе укрепления российского суверенитета
23

Процесс обсуждения поправок в действующую российскую Конституцию объективно способствовал появлению темы положения русского народа в многонациональной России. Так, представители русской национальной мысли пробуют осмыслить идентичность русских, их миссию и роль в процессе построения российской государственности.

Как относиться к русским в России, несёт ли само осмысление этой темы угрозу национальному миру в мононациональной стране, является ли русский вопрос требованием дискриминации каких-либо наций и народностей, включая самих русских, в скрытом или проявленном виде?

Тема спорная и болезненная, даже, как мы видим по дискуссии, для кого-то опасная. Проблема в том, что государствообразующий народ в мононациональной стране усилиями нескольких поколений политиков ХХ века приучили стыдиться своего доминирующего численного преобладания над другими, проживающими в России народами, в результате чего возник тезис о необходимости покаяться в «имперских замашках» и избавиться от «великодержавного шовинизма» и «имперских комплексов».

Со времён советской власти национальный вопрос в СССР считался опасным поводом возбуждения националистических тенденций в общественной мысли. В основу социального строительства был положен классовый критерий отношения к собственности на средства производства.

Тезис классиков о том, что капитализм, обладая в теории универсальными свойствами, на практике носит культурно-исторические, то есть, по сути, национальные особенности, и воплощается у разных наций по-разному, так и остался соблазном для интеллектуалов.

Диалектика классового и национального в практической политике закономерно ушла из поля зрения. Всё свелось к пропаганде дружбы народов и бесклассовому интернационализму — пролетариям всех стран было нечего терять, кроме цепей, и потому национальный вопрос считался провокацией буржуазного национализма и прямиком вёл в положение маргинала.

Такая трактовка интернационализма по факту привела к дискриминации русского национального и культурного большинства в России. Интернационализм по-советски достигался за счёт поощрения национализма всех народов бывшей Российской империи под видом помощи в национальном строительстве. Русское большинство при этом обязано было всячески затушёвывать все признаки собственной субъектности — так искупалась «историческая вина» русских за своё политическое и численное доминирование в собственном государстве. Бред? — Не для всех.

Само определение русскости довольно размытое и вызывает постоянные споры. Следует ли считать критерием русскости православность, пребывание в статусе носителя русского языка и русской культуры, оправдано ли применять здесь некие расологические конструкции — все эти критерии достаточно уязвимы и небесспорны уже потому, что не исчерпывающи. И тем не менее каждый, кто считает себя русским по крови или по духу, безошибочно назовет, почему он считает себя русскими.

Русская идея — это великая мессианская объединяющая идея, уходящая корнями в глубоко соборную сакральность. Русский — значит соборный, со всеми вытекающими отсюда трактовками. Русская идея отличается от англо-саксонской и романо-германской исключительным приоритетом коллективного над индивидуальным.

Община, род, коллектив, преобладание объединения над разделением, интеграции над дифференциацией — это суть русскости. Долгое время ассимиляция шла по линии религии, и критерием русскости было православие, к какой бы нации ни принадлежал человек.

Потом на первый план вышло определение подданства, переросшее в понятие гражданства. Но в пёстром плавильном котле многонациональной России, которую строили все населяющие её народы по мере своих сил и возможностей, каждый народ оставался самим собой и не пропал — кроме русских, которых определяли по умолчанию.

Говорить о русских в ситуации их численного превосходства в их государстве считалось неприличным — неполиткорректным, как сейчас говорят. В рамках концепции построения коммунизма, который считался проектом русских просто в силу их численного превосходства, предполагалось исчезновение классов, государств и наций.

И действительно, факт появления новой общности — «советского народа» — мы чувствуем по сей день, даже через 30 лет после распада страны, — именно этим объясняется ностальгия по СССР во всех бывших республиках у тех, кто вырос в те времена.

Но после распада советской интернациональной классовой идентичности в России на всякий случай запретили вообще всякую идеологию — ради избегания лишних споров и конфликтов. Именно отражением этого запрета и стали нынешние споры о том, надо ли в Конституции как-то определять роль русских, или эта роль по умолчанию определяется их местом в экономике, политике и роли русского языка?

И поможет ли такое закрепление прекращению демографической катастрофы государствообразующего народа перед лицом демографического взрыва других народов, живущих в России и переселяющихся в неё? Или исчезновение русских в их государстве зависит от других, не связанных с Конституцией причин?

Инициаторы русского вопроса возвращают нас в состояние до Октябрьской социалистической революции, когда русский вопрос и место русских относительно других народов были предметом жарких дискуссий философов и писателей.

Большевиков упрекают в том, что СССР, созданный в виде федерации, раскололся по национальным границам. Однако при этом забывают, что Российская империя также раскололась, будучи совершенно унитарным государством. Сейчас унитарная Украина раскололась как раз из-за нежелания идти на федерализацию, учитывая специфику регионов.

Получается, что не форма государственности является залогом его устойчивости. Государство стоит до тех пор, пока оно является продуктом усилий национального большинства.

Византия была единым государством-империей до тех пор, пока там преобладали греки. Когда они сравнялись с численностью народов национальных окраин, Византия пала. Рим перед этим пережил такую же судьбу. Современная история говорит нам, что все африканские государства, где десятилетиями не стихает гражданская война, не имеют доминирующей по численности национальной группы, а там, где такое доминирование есть, царят спокойствие и достаток.

Чем будет Россия, если русские станут в ней нацменьшинством? Сталин при всём интернационализме большевиков в Конституции РСФСР оставил упоминание о русских. Советский гимн начинался словами «Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки Великая Русь».

Тост Сталина за русский народ, принесший наибольшее количество жертв на алтарь Великой Победы, остался в исторической памяти народов СССР. Никаких ущербов другим народам констатация очевидной истины не нанесла и межнациональных споров ни тогда, ни сейчас не вызывает.

Нынешняя Конституция принималась в ситуации зависания на грани распада страны. Уже в 1990 году из неё убрали всякое упоминание о русском народе. В 1993 году Россию по Конституции строил её многонациональный народ. О государствообразующем народе упоминать было запрещено, «чтобы прочие народы не обиделись».

При этом такая ситуация приводила к абсурду: по сути продекларированное право наций на самоопределение создавало риск распада страны «вплоть до выхода». Но русским это право не дано, так как им из России идти некуда: Россия и есть их государство, и на новом месте возникнет такая же Россия.

Именно об этом говорится в Открытом письме президенту России, членам рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию, депутатам Государственной думы, членам Совета Федерации, собравшем огромное количество подписей.

Так надо ли как-то отражать этот факт в Конституции, или жупел нарушения равенства народов касается в России всех, кроме русских?

Отсутствие идеологии, бегство государства от любого более-менее конкретного идеологического конструкта современной России и России будущего, не даёт ориентиров для такой полемики. Но никакие запреты на дискуссии по причине их несвоевременности не помогают запретить мысль — «бороду-то мы сбреем».

Идёт объективный процесс формирования национального самосознания РУССКОЙ НАЦИИ в процессе укрепления российского суверенитета. И в центре этой проблемы встаёт вопрос о роли русского народа в этом процессе.

Когда директор Института стран СНГ Константин Затулин поднял этот вопрос публично, на него обрушился шквал критики экспертного сообщества, приписав ему эти самые «несвоевременные мысли». Геворг Мерзаян утверждает, что Россия — многонациональная страна, и потому выделение русских из ряда прочих народов России создаёт повод понимать это как ущемление их прав.

Газета «КоммерсантЪ» опубликовала статью под названием «Русские и другие. Эксперты рассказали «Ъ», почему при правке Конституции не стоит отказываться от термина «многонациональный народ». Все усилия направлены на доказательство опасности внесения в преамбулу Конституции любого упоминания об особом статусе русского народа в условиях многонационального государства, так как якобы возникает риск разделения народов России на главный и второстепенные.

Но давайте посмотрим, что предлагал К. Затулин. Его формулировка такова: «Мы, русские, в союзе с другими братскими народами сплотившиеся в многонациональный народ Российской Федерации». Чем это не «Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки Великая Русь»? Почему, по сути, аналог первых строк советского интернационального гимна должен привести к межнациональным раздорам, если они не приводили к ним в СССР?

Россия вошла в период длительного собирания временно распавшихся исторических земель. И окраина, и Белая Русь будут нашими. Как бы местные князьки этому не упирались. Тенденция — она и в Африке тенденция.

Всегда такое соборное действие было добровольной миссией русского народа. Больше того — народа Великорусского, ибо Малороссия и Белоруссия включались в этот процесс, но никогда его не инициировали. И если бы не великоросское мессианство, русских (украинцев, белорусов) как особой цивилизации уже давно бы не было. Растворились бы в западных и азиатских этнических океанах.

Пришедшая на смену советской интернациональной идентичности концепция евразийства лишь на первый взгляд выглядит некой интеграционной моделью СССР-2 без советской идейной подкладки. На самом деле евразийство опасно уже тем, что учитывая демографическое преобладание Азии, русские просто растворяются в этом азиатском океане. Евразийство — это идеология растворения русской сущности в сущности азиатской.

«Противоречивость и сложность русской души, может быть, связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории — Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное».

Эти строки из работы Н. Бердяева «Русская идея» лучше всего характеризуют несводимость России как мира русских ни к Европе, ни к Азии. В обоих из этих миров Россия прекращает своё бытиё.

Духовный поход России на Запад всегда кончался для неё катастрофой. Запад считает лучшей «русской идеей» ученичество у Запада. Мы могли в 80-х испытывать наивные иллюзии по этому поводу, но сегодня они неуместны. Ученичество у Запада для России означает колонизацию и расчленение. И если Россия считает важным для своего спасения начать борьбу за суверенитет, понимаемый как объединение потерянных русских земель, то без идеологии эту миссию никак не обосновать.

А обоснование идеологии вытекает из формул Конституции. Чтобы никто и никогда просто так не взял и по умолчанию не отрёкся от суверенитета ради своего понимания «русской идеи как вечного ученичества у Запада».

Такая угроза может долго тлеть в русском обществе в силу промежуточного положения России между Западом и Востоком. И удержать страну в этом положении могут только русские. Просто другие народы не смогут сами, без России и без русских, отстоять свою независимость. И ничего обидного в этой констатации нет. А если она есть, то и отражать ее должна Конституция нашего государства.

Публикация: ИА REGNUM

Комментарии Написать свой комментарий
1 марта 2020 в 14:42

Русские люди этнически (генетически) ближе к Европе. С Азией близость только географическая. Никто не загоняет Россию в объятия Е. или А. - пусть она берет лучшее у обеих. А главное - ускоренно увеличивает численность своего населения (русского прежде всего, что естественно) для освоения своей азийской части. И так устраивает свою жизнь, чтобы европы, азии и прочии америки не совались к нам с советами или оружием, но учились многому у нас.

1 марта 2020 в 15:40

Омск перемешан с казахами. Новосибирск перемешан со Средней Азией. Иркутск якшается с монголами и бурятами а Д Восток с Китаем Японией и Кореями. При всем притом "поскреби русского и найдешь татарина" . Вот и выходит что совсем тут не географическая близость с Азией. А КРОВНАЯ и МЕНТАЛЬНАЯ. При всем притом что Киплинг говорил о "генетически близком к Европе русском" как о чистейшем азиате.
"Генетически близкая Европа" русских не понимает.
В остальном=Согласен. Только "Русские" как мартышка с очками...все копирует но ничему не учится.

1 марта 2020 в 15:29

Болтовня. И нужно то всего: ты ЗА русских? или ПРОТИВ? а растекся пустотой по пустоте.

1 марта 2020 в 18:40

Сейчас главный вопрос о ВЛАСТИ:
КТО будет управлять страной? Олигархи и ПУТИН (который поправками к конституции подстилает соломку для сохранения личной власти)? или же ЛЕВОЕ БРАТСТВО, объединяющее все прогрессивные силы (русских, украинцев, казахов, ....)?
Каков будет ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ, который ПРЕДАТЕЛИ: ЯКОВЛЕВ, ЕЛЬЦИН, ГОРБАЧЕВ, ПУТИН и др. - узурпировали и разграбляют экономику России...?

1 марта 2020 в 18:43

Записать можно, что собственно изменится ? Перестанут гореть и вырубаться леса ? А может для своих, для русских, начнёт дешеветь бензин, как он дешевеет у " западных партнёров" в связи с падением цен на нефть и газ ? Уверен, что для русских он подорожает, т.к. надо будет " компенсировать недополученную прибыль" за счёт именно русского народа. Записали, закрепили в конституции...
Рождаемость конечно повысится, " утекающие мозги" тут же изменят направление течения, прекратятся аборты, суициды, появятся наконец то " 25 миллионов рабочих мест", вырастут зарплаты, перестанут выводить капиталы за рубеж, уменьшится социальное неравенство...?
Что изменится в жизни простого труженика ?

1 марта 2020 в 18:45

Правильный ответ - НИЧЕГО.

1 марта 2020 в 19:11

Народ слишком беден, чтобы иметь возможность изменить государственную социальную составляющую с учетом интересов всех жителей России.

1 марта 2020 в 19:07

Оголтелая русофобская и советофобская статья.
С 90 годов так задурачили и унизили русский народ, что вся надежда осталась только на конституцию, чтобы защитить русский народ от вымирания.
Могу точно констатировать, что в Советском Союзе никто не стыдился русской национальности, это ваши демократы в ненависти к советскому строю придумали очередной тезис -
" Проблема в том, что государствообразующий народ в мононациональной стране усилиями нескольких поколений политиков ХХ века приучили стыдиться своего доминирующего численного преобладания над другими, проживающими в России народами, в результате чего возник тезис о необходимости покаяться в «имперских замашках» и избавиться от «великодержавного шовинизма» и «имперских комплексов».
А стыдиться своей национальности и заставить каяться русского человека - это стремление современных идеологов унизить Великий русский народ, сделать из него быдло родства не помнившего.
В советское время всегда подчеркивалась руль русского человека, но это делалось деликатно и осторожно, без выпячивания, так чтобы другие народы не обидеть. И все народы, населяющие Советский Союз знали это, уважали русских и брали пример с них.
Это ваши демократы разожгли национальный вопрос, в результате которого русский стал неуважаемым.
А рассуждения типа европейский или азиатский русский народ - это рассуждение провокатора.
Мы РУССКИЕ и нам не указ ни Европа ни Азия, своё многонациональное государство мы будем строить сами на принципах уважения к другим национальностям и другим народам, при этом в своём государстве терпеть неуважительного отношения к нашим национальным традициям никому не позволим.

1 марта 2020 в 23:23

Виктор, правильное замечание на все 100% поддерживаю.
С такой Россией какой она является сейчас, с ней никто не желает объединятся, наоборот, центробежные силы отталкивают от России все больше и больше государств, которые в Советской время стремились сблизиться с Советами а следовательно перенять культуру советского народа, во главе которой был русский этнос.

1 марта 2020 в 21:47

Основная проблема русского народа - в том, что ни путинисты, ни коммунисты ни либералы, ни националисты, не могут предложить никакого решения демографического кризиса в России. А без этого никакого будущего у России не будет. Ни либерального, ни патриотического, ни православного, ни коммунистического, ни националистического - вообще НИКАКОГО.

Поэтому я настоятельно рекомендую прочесть мою книгу "Решение демографического кризиса в России" - там я доказываю, что замена феминизма на патриархат повысит рождаемость в 2-5 раз. А сухой закон и пропаганда трезвости снизят смертность в 2-9 раз. Да, алкоголь - это яд, наркотик и канцероген.

В демографии надо брать пример с демографически успешных мусульман, а это - патриархат и трезвость. Хотите вы того или нет, но даже такой атеист, как я, понимаю, что для выживания русским надо вписать Суру Корана 4:34 в Конституцию РФ и Семейный Кодекс. И добавить: мужчина всегда прав, все решения брака и развода принимает не суд, а только муж. Также надо запретить аборты, алименты и прочие перлы феминисток. При этом совсем не обязательно кричать в мечети и на митингах "Аллах акбар", но жить при патриархальных законах и тотальной трезвости обязательно.

Я понимаю, что, отнимая феминизм и алкоголь у русских, рву шаблоны.
Но другого пути выжить у России нет. Мужчины должны прекратить пьянствовать, а женщины должны прекратить работать и начать рожать детей регулярно. И пускай у родителей не будет денег на айфоны для деток - главное дать детям ЖИЗНЬ и УМ, а живые и умные подростки заработают и купят себе все, что ИМ надо.

1 марта 2020 в 23:04

Довольно омерзительная фотография.
Нацисты...
Это у этих-то сложная душа?
Я эти, брызжущие слюной от восторга, рожи видел и в Грузии, и в Армении, и на Украине.
Это ли народ?
Но, что правда, с таких началось предательство Величайшего из анодов - Советского.
Предатели все на одну власовскую морду.
Кстати к графу Суворову претензий нет. Он-то Советский Народ не предавал.

1 марта 2020 в 23:17

Интересно, от чего только " граф" ? Ведь он был граф Рымникский, князь Италийский...

Хотя на своей могиле завещал надпись: " Здесь лежит Суворов". Действительно странный " патриот".

2 марта 2020 в 05:11

"Ударим русским рублем по долларам олигархов!
Ударим налогами и штрафами по загрязнению окружающей среды отходами от доходов!"
(Из выступлений на митингах и надписей на плакатах).

Все, что пишут сегодня исследователи "Русского Мира", "Русской Идеи", "судьбоносскости русского народа" увы, профанация, демагогия и ошибочная схема реально не существующих отношений в русском социуме.
Почему я начал с неприятия ко всему "русскому", хотя сам русский по национальности?
Потому что все это про "исключительность русских" - придумка пастухов, пасущих российское стадо, в котором есть нормы настрига (налоги и штрафы), есть "маточное стадо", которому положен материнский капитал для "ремонта поголовья" (демография)...
Речь не о формах отношений, по содержанию это Партхоз, полная копия "сельского хозяйства" под управлением партийных пастухов!

Пастухи эти - не только люди во власти, о прожиточных минимумах (ПМ), МРОТ, количестве в пище белков, жиров и углеводов для населения рассуждают крупные ученые, академики и известные артисты...

Откуда все это идет?
От общего устройства жизни в богатой стране, где все есть, но все это победил ген хапужничества, дурное понимание отношений (кто, если не я!), "окучивание" народа перед выборами, которое превращает отдельных личностей в толпу, в стадо, управлять которым гораздо легче, чем отдельными людьми...

Вот это и есть наша русскость, волхвовизм и светочность для всего остального мира!
Мы законно гордимся нашими полезными ископаемыми, раем на земле, куда Бог поместил русских, чтобы они не напрягались умом и телом для добывания пищи и одежды. Бери - сколько сможешь!

Я конечно, баран, но я уже менее баран, потому что хотя бы признаюсь в этом, значит, я уже ближе к человеку чем те, кто визжит (или блеет): я не баран!!! Мы не не стадо, но голосуем за Пастуха, ведущего нас на новые сочные луга и чистые воды...
Голова нужна чтобы ею есть... Сначала - челюсти, потом мозги...

Прошу меня извинить за этот пасквиль на могучем и ярком русском языке!

2 марта 2020 в 12:03

Что бы кто не болтал, очевидно одно: русское самосознание не связано с западническими суррогатами типа христианства, большевизма и либерализма. Тысячелетнее рабство должно наконец прекратиться. Понимаю, сейчас все силы направлены на то, что бы связать "русское самосознание" с православием, но это будет такое же предательство своего народа, сравнимое лишь с предательством г-на Горбачёва по отношению к СССРу.

2 марта 2020 в 17:54

Халдей. А к кому вы относите местоимение МЫ, только к Русскому народу или также к другим братским народам. Судя по тексту -только к русскому (исходя из обособления его запятыми), ну, а в таком случае и конституция получается как бы только для русских. И если конституция и для братских народов, то поправка Затулина должна выглядеть так - "Мы, русские в союзе с другими братскими народами, сплотившиеся в многонациональный народ..." И безо всяких запятых после слова "Русские". Известен афоризм -" казнить нельзя помиловать". Очень не хотелось бы, чтобы исполнение этого приказа попало в руки Халдеев и Затулиных...

1.0x