Русский Монархизм накануне Второго Пришествия. – Москва, 2021 – 156 с.
В декабре 1919 г. Александром Блоком по поручению издательства "Всемiрная литература" был составлен список Русских писателей XVIII-XIX вв. и план издания их сочинений (так и не осуществлённый, заметим в скобках). В пояснительном предисловии к части 4-й списка ("Философская мысль"), А.Блок написал: «Под философской мыслью разумеем мы ту мысль, которая огнём струилась по всем отраслям литературы и творчески их питала. В России это было всегда – причудливое сплетение основных вопросов эры – социальных вопросов – с умозрением, с самыми острыми вопросами личности и самыми глубокими вопросами о Боге и мiре; Посошков и Чаадаев, Одоевский и Белинский, Герцен и Григорьев, Радищев и Леонтьев – вот вечные образцы нашего неистового прошлого, вот полюса нашей мысли… С новой силой синтетическая и огненная мысль загорелась к концу века – во Владимире Соловьёве. Все указанные имена, с прибавлением некоторых других, должны быть представлены, потому что в них горит тот самый творческий пожар, который сжигал наших художников; лучше сказать, они были не меньше художниками, как и лучшие наши художники были мыслителями».
Блока, коннечно, затруднительно безоговорочно отнести к «монархистам», но будучи «поэтом-философом», он, несомненно (не на «партийном» уровне), к данному «полюсу» Русской мысли имел прикосновение… Вышеизложенные «пояснения» Блока, как нам видится, приложимы к такому неординарному явлению «синтетической и огненной мысли», как альманах "Царскiй Опричникъ" (выходивший с 1998 по 2008 гг.; всего увидело свет 50 нумеров оного). Сие издание катакомбного Братства во имя св. преп. Иосифа Волоцкого, ныне представляет собою величайший раритет, и представляемый Сборник – есть своего рода "Антология Царского Опричника".
Монархия для России – не есть некий отвлечённый «государственный строй», а есть историческая форма и живое лицо России… Монархический принцип имеет для Руси не только историческое, но и эсхатологическое значение… Составители преднамеренно озаглавили сей Сборник как аллюзию на зело популярный в своё время православный thriller «Россия перед Вторым Пришествием»… Именно в свете «Второго Пришествия», «Эсхатона» только и возможны какие-то «размышления» и «небезсмысленные мечтания» о Русском Монархизме…
"ЦО" являл собою, поистине, «причудливое сплетение» политических, социальных, национальных, расовых вопросов – с умозрением, с самыми острыми вопросами историософии и метаполитики, и самыми глубокими вопросами о Боге и мiре… Имена, представленные в «Антологии ЦО», се – митрополит Виталий (Устинов), последний Первоиерарх Зарубежной Церкви (как «единого целого») и архиепископ Амвросий Готфский ИПХ; А.Н.Стрижёв и А.М.Макеев; А.Широпаев и А.Щедрин (alias «Николай Козлов»); С.Яшин и И.Лавриненко; А.Жуков и гр. А.Каменский etc. Из «вечных образцов нашего неистового прошлого, полюсов нашей мысли» в Сборнике представлены гр. С.Уваров (автор «триады» Православие-Самодержавие-Народность) и В.Белинский (предстающий в весьма непривычной «ультрамонархической ипостаси»).
Как Братство, так и альманах "ЦО", были, конечно, «маргинальны»… Но, История являет нам великое множество примеров того, как вчерашнее «маргинальное» становится завтрашним «центральным» (быть может, наиболее яркий пример – Христос-Спаситель и орден Его Апостолов). Не возьмёмся «пророчить», но для нас очевидно одно: струящаяся огнём мысль, заключённая на страницах "Царского Опричника", не «пропадёт», и в предопределённые сроки «возгорится с новой силой»… Перефразируя знаменитые строки из стихотворения Ганса Бауманна "Дрожат одряхлевшие кости…", можно заключить: «Ибо сегодня нас слышит Россия, / А завтра услышит весь мiр»… В речи, произнесённой в Московской университете в сентябре 1832 г. проф. М.Погодил заявлял: «Не нуждаясь ни в ком и нужная всем, может ли чего-нибудь опасаться Россия? Кто помешает ей решать судьбу Европы и судьбу всего человечества, если она того пожелает?». Конечно, к России дня сегодняшнего сии «притязательные» слова неприложимы. Но, как знать: быть может, «день завтрашний», а тем паче «эсхатологическая перспектива» и принесёт им некое «оправдание»?...