Глеб Корнилов, учредитель «Фонда помощи Новороссии», быстро согласился на интервью. Просто написал «да, давайте поговорим о Донбассе, расскажу о нашей гуманитарной деятельности». Мы встретились в холодной Москве, чтобы обсудить будни ДНР и наступающую русскую весну 2015 года
«ЗАВТРА». Глеб, как самочувствие? Слышал, ты недавно был ранен в аэропорту Донецка? Как это произошло?
Глеб КОРНИЛОВ. Доставляли гуманитарную помощь. Привезли в донецкий аэропорт в отряд Моторолы бронежилеты, мы их называем «Мечта Моторолы». Очень хорошие бронежилеты, доработанные под их сферу деятельности – штурмовую, диверсионную. И вот на третий день поехали в аэропорт, чтобы ребятам бронежилеты доставить, попали под обстрел. Мой бронежилет четыре пули выдержал, а пятая сразу под плиту попала. В донецкой больнице меня и прооперировали.
«ЗАВТРА». Наверное, ты был особенно ценной мишенью. Не удивлюсь, если тебе припомнят весенний видеоклип «Ответ украинке», который набрал 2 миллиона просмотров. Как появилось это видео-стиховторение? Почему Глеб Корнилов заинтересовался тематикой Новороссии?
Глеб КОРНИЛОВ. По-моему, ни одного нормального русского человека не может оставить равнодушным ситуация, когда твои братья проливают кровь. По сути, и все мы понимаем это, воюют не Восточная Украина с Западной, а идёт противостояние между западным и русским миром. Украина – это лишь плацдарм, который сейчас осваивают Европа и США. Видимо, будут осваивать до последнего украинца.
«Ответ украинке» не мог не появиться. Анастасия Дмитрук написала талантливое стихотворение, её слова «никогда мы не будем братьями» - задели очень большое количество людей. Это всё равно, когда тебе родной брат в лицо говорит – всё, ты мне не брат, не родственник. Поэтому появилась песня-ответ на стихи моего отца Леонида Корнилова. Наш ответ Анастасии, конечно, тоже был искренним «никогда ты не станешь братом мне, потому что ты мне сестра».
«ЗАВТРА». Вот ты сидишь передо мной: молодой, перспективный, уже успешный. Смотрю и думаю, ведь ты вполне мог стать банкиром, кататься во Франции на сноуборде, ездить на выходные в Лондон. Почему тебе близка тема русской весны? Может быть, ты какие-то книжки особенные в детстве читал?
Глеб КОРНИЛОВ. Каждый из нас занимается или занимался своими делами, предпринимательскими или нет - неважно. И на сноуборде можно покататься. Здесь вопрос в другом. Мы живём в переломное время. Уже наступила ситуация, когда в душе каждого возродилось, заискрилось серьезное чувство - Родина. Кому-то для этого больше времени нужно, кому-то меньше. Но сейчас такое время, когда ты должен проявить себя и работать только на свое Отечество. Ведь мы имеем великую, большую землю, бесценную историю, героических предков. Это и есть суть ответа на вопрос.
Про книжки. Много приключенческой литературы в детстве читал, зарубежную классику «Робинзон Крузо», русскую-советскую классику. Очень нравится Гоголь и до сих пор любимое произведение «Тарас Бульба». Знаменитый монолог Тараса Бульбы о русском товариществе. Его читать сейчас самое время. Представляете, если бы этот монолог транслировали на Майдане в конце 2013 года? Пригласили бы Маккейна, будто бы на концерт «Океана Эльзы», вышел бы на сцену Вакарчук и зачитал монолог о русском товариществе. Во весь голос. В знак вечной дружбы и настоящего братства. Это сцена была бы не менее актуальна, чем чтение отрывка 200 лет назад.
«ЗАВТРА». Это и был бы наш, русский мир? Товарищество, основанное на доверии и понимании друг друга. Мне очень интересно твое представление «русского мира» после поездки в Новороссии, каковы его главные символы?
Глеб КОРНИЛОВ. Без сомнения, это русский язык, это наша общая история и сильные человеческие качества, присущие украинцам и русским. Назову совокупность этих качеств «бесстрашие души». Такая наша запредельно смелая одухотворенность. Ведь сейчас в Новороссии ребята идут на танки и ничего не боятся. Запредельное бесстрашие.
«ЗАВТРА». Много всего рассказывают о полевых командирах. Наверное, и ты слышал какие-то эпизоды из боевой жизни? Кто из них наиболее достоин уважения?
Глеб КОРНИЛОВ. Есть люди, которым я верю, которые не подвели ни разу – это Мозговой, Моторола. Изначально фонд передавал грузы непосредственно Павлу Губареву, Игорю Стрелкову, сейчас работаем напрямую с полевыми командирами.
Из жизненных историй - Стрелков рассказывал, как украинская пятитысячная армия двигалась, должна была штурмовать Донецк со стороны Марьинки. И уже шла украинская пехота, как немцы ходят, сплошняком. А наших там стояло всего 2 блокпоста по 50 человек на каждый. Ополченцы не испугались, стали палить и побежали в атаку. Украинская пехота, не разобравшись в численности, отступила. Ребята, таким образом, два дня удерживали эту пехоту, не давали им продвинуться, только потом подошло подкрепление. Вроде бы и незамысловатая история, но рассказываю к тому, что действительно всё делается на русском духе. В мае-апреле у ополченцев вообще ничего не было, только бесстрашие, энтузиазм и вера в то, что Россия поможет.
«ЗАВТРА». Какова сейчас гуманитарная ситуация в регионе? Российские гуманитарные грузы доходят или исчезают на полпути?
Глеб КОРНИЛОВ. Ситуация катастрофическая. Зима. Ни работы, ни заработной платы у людей нет. Российская гуманитарная помощь не доходит. Когда разговариваешь с малоимущими семьями, то они, если и получали помощь, то это был 1 пакет за два месяца.
Местные и полевые командиры говорят, что многое из российской гуманитарки разворовывается, чуть ли не 9 караванов из 10. Точных доказательств у меня сейчас нет, но как только они будут, я обнародую данные. На таких вещах нельзя зарабатывать. Для меня это гораздо худшее преступление, чем, например, торговля наркотиками, ведь гуманитарная помощь основана на доверии. Теряется вера в тех людей, которые хотят и готовы помогать.
«ЗАВТРА». Глеб, расскажи о деятельности своего фонда? Вы публикуете детальную информацию о денежных потоках с подробными отчетами и видео-материалами, это какой-то бизнес-подход к делу. Вы уже сейчас собрали 50 млн рублей помощи, верно?
Глеб КОРНИЛОВ. На сегодняшний день - 55 млн рублей. Информация в режиме онлайн обновляется на нашем сайте www.spasidonbass.ru. Фонд был создан летом прошлого года, а началось все с того, что я сам захотел помочь Новороссии и стал искать какие-то благотворительные организации, которые бы этим занимались. Доверить свои деньги было сложно. Мы же помним МММы и прочие компании-однодневки по присваиванию чужих средств. Когда я стал просматривать фонды – ни в одном не увидел отчётности. Сборы у этих компаний были крошечные, и я подумал, что неплохо было бы создать действительно что-то честное, чтобы люди знали, как расходуются деньги и были уверены, что их помощь доходит. Так был создан «Фонд помощи Новороссии».
Основная задача нашего фонда – точечная и адресная помощь. Мы работаем, чтобы помощь непосредственно была доставлена людям. У нас нет ни одной коробки, которая пошла бы на какое-то министерство. Чиновники бы всё благополучно посеяли или распродали. Мы работаем с конкретными запросами от конкретных подразделений – либо соц. учреждения, либо, допустим, объединения каких-то матерей, ветеранов, и мы им строго туда отправляем и потом узнаём, всё ли дошло. И ни разу не было, чтобы что-то пропало.
Да, есть бизнес-подход к делу, фонд в некой степени я строил по законам коммерческой структуры. Всё на электронных платежах – не составляет никакой проблемы и труда зайти в онлайн-банк, нажать кнопочку и через секунду ты получишь официальную банковскую выписку. Всё, что тебе надо – выкладывать её на сайт. Так мы и поступаем, поэтому вся информация о расходах открыта.
«ЗАВТРА». Кто основные адресаты вашей помощи? Это детские дома? Или это отряды полевых командиров?
Глеб КОРНИЛОВ. Да, детские дома, дома ветеранов войны, больницы, многодетные семьи, отряды. Недавно позвонил Моторола и сказал очень приятные слова. Они взяли аэропорт, он, не скрывая волнения, поблагодарил фонд и соответственно всех людей, которые помогали. Это тоже наша общая победа.
Сейчас в Новороссии снимают документальный фильм «Донбасс на линии огня». Там все бойцы, все в нашем обмундировании – наши бронежилеты с нашими логотипами. Причём эти логотипы – средство, чтобы потом эти бронежилеты не попали на рынок, потому что там несмываемые надписи. Так что действительно есть у нас заслуги в общем деле.
«ЗАВТРА». Глеб, как у вас происходит работа с крупными корпоративными спонсорами? Почему я спрашиваю: миллион рублей для крупной компании – мизерная сумма, а для получателей помощи –существенные средства.
Глеб КОРНИЛОВ. Мы стараемся находить корпоративных меценатов. В основном компании помогают, хотя суммы, если я не ошибаюсь 100, 200, 300 тысяч. Есть компании, которые помогают продукцией, за что им большое спасибо. Недавно киргизская компания прислала 15 тонн макарон и 5 тонн тушёнки. Но все-таки основная часть средств, процентов 95%, а то и больше идёт от простых граждан. Причём граждане помогают от небольшой суммы, от 50 рублей, до нескольких миллионов.
«ЗАВТРА». Когда мы задумались об интервью с тобой, было непонятно, брать ли интервью как у творческого человека или как у создателя благотворительного фонда. Поэтому у меня сложносочиненный вопрос - и как к музыканту, и как к общественному деятелю. Как получилось, что многие музыканты стоят на откровенно антироссийских позициях?
Глеб КОРНИЛОВ. Вы удивитесь, но я отвечу на ваш вопрос как экономист. Мое объяснение - очень простое. Всё завязано на деньгах. У той же Арбениной много проектов в Киеве, она востребована, ее приглашали в жюри украинского проекта «Голос» и прочее. То же и остальные.
«ЗАВТРА». По поводу творчества. Помню в середине 90-х годов существовало мощное музыкальное объединение «Русский прорыв. Есть какие-то планы объединить артистов, которые поддержали Новороссию?
Глеб КОРНИЛОВ. Были планы, действительно, провести патриотические гастроли. Есть, в принципе, договорённости и с администрациями нескольких городов. И в самой Новороссии, конечно, с удовольствием ждут и готовы предоставить любую площадку. Пока это только задумки, но попробуем эту идею реализовать. Потому тушёнка – это одно, а нужна ещё духовная пища (музыка в том числе) и без неё никуда.
«ЗАВТРА». И, последний, политический вопрос. Мы все были идеалистами после присоединения Крыма и готовились к благоприятному развитию событий на Восточной Украине. Как сейчас поменялся твой образ Новороссии? От прошлого идеального представления до жестокой, суровой реальности. От героизма к скорби? Что ты думаешь о Путине? Обладает ли он политической волей?
Глеб КОРНИЛОВ. В Новороссии всё объединено: и скорбь, и героизм. Конечно, мирной мечты на Восточной Украине не получилось. Но дело даже не в этом… а в разочаровании, которое сейчас есть у местного населения. Ведь люди приходили на референдум и голосовали не за ДНР и ЛНР, они, конечно, голосовали за объединение с Россией. И очень печально, что руководство Российской Федерации то ли не имело возможности, то ли не обладало на тот момент политической волей, чтобы принять историческое решение.
Ошибочно, что воссоединения с Новороссией не случилось весной 2014 года и что наши войска не были задействованы. Лично я ни разу не видел российских военнослужащих на территории Донбасса, но я очень хочу их поскорее там увидеть в качестве миротворческих войск. Потому что не должны бывшие учителя, шахтёры, водители и интеллигенция с берданками защищать свою Родину и умирать под танками.
Признаюсь, что до известных событий моё отношение к Владимиру Путину было неоднозначным. Но русский человек так устроен, что в минуту опасности он стремится к объединению всех сил. И сейчас не время для внутренних разборок. Тем более, что после Крыма Путин уже получил общественную индульгенцию. Большая часть его грехов была списана. Если ещё и в деле возвращения Новороссии Путин будет вместе с русским народом, тогда мы сможем говорить о том, что у России появляется национальный лидер.
Беседовал Егор Казанцев
Банковские реквизиты:
Для переводов в рублях (RUR):
Получатель: Фонд "Своих не бросаем"
Номер счета: 40703810438000000241
Банк получателя: ОАО "Сбербанк России" г. Москва
БИК: 044525225
Кор. счет: 30101810400000000225
Код валютный (если требуется): 70100
ИНН: 7728402580
КПП: 772801001
Назначение платежа: На благотворительную деятельность