Сообщество «Форум» 19:16 29 июня 2020

Русские - не рабы, а внуки Божии

Русская вера

Во второй половине XVII века произошел раскол Русской православной церкви, который формально начался в 1652 году, когда патриарх Никон приступил к исправлению русских богослужебных книг и церковных обрядов по греческим образцам.

Из истории того периода известно, что поводом к возникновению раскола послужило исправление церковных книг, так как в них было много разночтений. Кем, когда и зачем эти разночтения были внесены, история умалчивает. Так же, как и о том, что послужило истинной причиной этих трагических событий, последствия которых ощущались на протяжении двух с половиной веков и в конце концов привели к революциям и гражданской войне начала 20 века.

Напомним, что за устранение разночтений и исправление богослужебных книг, а также ликвидацию местных различий в церковной практике, опираясь на древнерусские богослужебные книги, выступала группа русских священников, самые известные из которых - протопоп Иван Неронов и протопоп Аввакум. Они считали, что русская церковь в отличие от греческой сохранила древнее благочестие, они рассматривали свою веру выше греческой, и ориентироваться на константинопольские образцы признавали недопустимым. Сторонники русской веры говорили, что «греки для нас не Евангелие, мы верим Христу, а не грекам».

Представители другой группы, созданной царем, включая духовника Алексея Михайловича Стефана Вонифатьева и архимандрита (позднее патриарха) Никона, ратовали за следование греческим богослужебным образцам и укрепление их связей с восточными автокефальными православными церквами. О политических причинах проведения реформы подробно написано в книге А.В. Пыжикова «Славянский разлом».

При этом легко видеть, что фактическими раскольниками были царь и его подручные, так как причиной раскола послужила реформа, навязанная старой русской церкви волею царя. В то время, как раскольниками стали облыжно называть людей, сохранивших в своей душе «древнее благочестие» - русскую веру, которая существенным образом отличалась от латинской и греческой веры.

Обычно, в официальной романовской истории эти различия принято сводить к различиям в религиозных символах и обрядах: креститься тремя перстами, а не двумя, вместо обхождения храма во время крещения и венчания по солнцу было введено обхождение против солнца, вместо восьмиконечного креста стали употреблять четырехконечный и шестиконечный, и т.д.

Безусловно, символы и обряды имеют огромное значение, и не только для верующих людей. Напомню, какие жаркие дискуссии были по поводу государственных символов в начале девяностых годов прошлого столетия. При этом причина разногласий не сводилась к выбору цвета флага, а была обусловлена, в первую очередь, защитой завоеваний социализма, социальной справедливости. Когда эти завоевания были утрачены, интерес к символам заметно угас.

Скорее всего, и в 17 веке дело сводилось не только к замене символики – церковная реформа затрагивала сами основы народной жизни, как духовные, так и экономические. Об этом свидетельствует накал борьбы между сторонниками и противниками реформы. Столкновение между Никоном и защитниками "старой веры" приняло резкие формы. Аввакум, Иван Неронов и другие противники реформ подверглись жестоким преследованиям. Выступления защитников "старой веры" получили поддержку в различных слоях русского общества, начиная от отдельных представителей высшей светской знати и заканчивая крестьянами.

Многие посадские люди, особенно крестьяне, бежали в глухие леса Поволжья и Севера, на южные окраины Русского государства и за границу, основывали там свои общины. С 1667 по 1676 год страна была охвачена бунтами в столице и на окраинах. Страшным последствием раскола явились массовые самосожжения, когда люди предпочитали добровольную смерть подчинению реформам Никона. Оборона Соловецкого монастыря от царских войск, восстания Степана Разина и Емельяна Пугачева проходили под лозунгами защиты старой веры.

В истории, написанной под диктовку Романовых, отсутствует анализ политических и экономических основ религиозной реформы 17 века. То, что они имели огромное значение, как для населения страны, так и для правящей верхушки, косвенно свидетельствует запрет властей на использование термина «староверы». Вместо него предлагалось писать «старообрядцы».

Попробуем разобраться в том, что пытались скрыть Романовы. Принято считать, что закабаление крестьян («крепостное право») было введено еще при Годунове. Но как отмечает А.В. Пыжиков, этому нет документальных подтверждений. Фактически рабство на Руси ввели Романовы на Земском соборе 1648 года, на котором было принято новое Уложение, включавшее наказ правительству об отмене урочных лет, когда крестьянин мог по собственной воле уходить от землевладельца. Примечательно, что ранее практика проведения земских соборов подразумевала присутствие на них представителей крестьянства: так повелось ещё со времён Ивана Грозного. Однако Романовы уже с 1632 года перестали приглашать туда лиц крестьянского сословия. Тем более не требовались таковые и сейчас. Действительно, чтобы закабалить крестьян, не обязательно советоваться с ними.

После того, как разгром старой веры был одобрен церковными соборами 1654-1655 годов, на принятие решений которых значительное влияние оказало беспрецедентное давление со стороны царя, крестьяне (христиане) лишились своей последней надежды и защиты со стороны церкви.

Так что же знаменовала собой замена религиозных символов и обрядов, и как она могла повлиять на установление в стране крепостного строя? Поскольку старые религиозные книги насильственно изымались и уничтожались, то историки, для которых, прежде всего, необходимы документальные свидетельства, вряд ли смогут однозначно ответить на этот вопрос. А вопрос этот далеко не праздный, и в наше время он также имеет актуальное значение.

Получается, что новая вера, которая победила на государственном уровне, допускала существование рабства в христианской стране? Как такое возможно? С самого начала христианская вера была религией угнетенных, которая укрепляла их дух и помогала им переносить тяжкие испытания и лишения в эпоху рабовладения. Все изменилось, когда царь Константин осознал огромные преимущества христианства в деле управления обществом и сделал его государственной религией, религией всех слоев общества.

Хорошо известно выражение «тайна беззакония». Но в чем заключается эта «тайна»? Нас уверяют, что под этим подразумевается противостояние иудеев Иисусу Христу. Но в этом нет тайны – иудеи открыто выступали против Христа. Может быть, тайна заключается в том, почему они это делали? Но в этом тоже нет тайны. Чтобы найти правильный ответ на поставленный вопрос, надо понять, как в набожной христианской стране, такой как Россия, менее, чем 200 лет назад возможно было держать крестьян в «крепостной зависимости», продавать и покупать христианские «души» целыми деревнями?

В чем все-таки принципиально отличаются русская, латинская и греческая веры? И, наконец, в чем состоит их отличие от язычества? Обычно, преследуя цель дать крайне отрицательную характеристику язычеству, вспоминают о таких формах языческих ритуалов, как человеческие жертвоприношения. Но, во-первых, они применялись не во всех языческих культах, мы это знаем из истории Древней Греции. А во-вторых, сжигание инквизицией еретиков и ведьм на кострах, если это не человеческое жертвоприношение, то, что это такое?

Попробуем непредвзято разобраться в этом вопросе. На наш взгляд, для любой языческой веры характерно представление о богах, представителях высшего разума, как о могущественных начальниках или царях. Мир, где живут боги конструируется в сознании человека по образу и подобию земного. Другими словами, «что на земле, то и на небе». А начальника можно уговорить, упросить, умилостивить, принеся ему в жертву дары. Здесь сразу приходят на ум индульгенции для прощения грехов, которые продавались католической церковью в средние века.

Истинная христианская вера исповедует единобожие и говорит о Боге, как об Отце не только христиан, но всех людей независимо от их национальности и даже вероисповедания. Вспомните молитву «Отче наш», которую заповедовал нам Иисус Христос. Вот почему христиане обращаются друг к другу: «братья и сестры». Отсюда становится понятно, почему «все люди равны перед Богом!» Отец может быть строг, даже суров (вспомните Тараса Бульбу), но у него не может быть любимчиков.

В книге С. Алексеева «Сокровища Валькирии» есть замечательная фраза: «русские - не рабы, а внуки Божии». Скорее всего, старая русская вера сберегала заповедь Христа о равенстве всех людей перед Богом, именно поэтому она и мешала Романовым установить на Руси рабство, поэтому так жестоко они преследовали тех, кто следовал этому принципу, составляющему основу русской веры.

1.0x