Авторский блог Марина Алексинская 00:00 24 апреля 2014

«Русские сезоны». Русская весна

Русский стиль — очень декоративная одежда с определенным размахом. Сегодня человек будет выглядеть смешно в поневе, старинной душегрее или тяжелом сарафане, поэтому важно находить современные варианты русского стиля. Безусловно, стереотип "сарафан, валенки, матрёшки" не надо воспринимать буквально

"Русская весна" сегодня в моде. Русская весна, русский стиль… Тогда как бум на русскость пришелся еще на далекий 1903 год. В Зимнем дворце состоялся вечер, а вслед за ним костюмированный бал. Грандиозный. "Бал 1903 года" вошел в историю как самый известный праздник в Санкт-Петербурге времени царствования императора Николая II. Подготовка к балу держалась в тайне и длилась несколько месяцев. И вот… Гости собирались в Романовской галерее Эрмитажа. Шествуя попарно, они отдавали "русский поклон" хозяевам. Государь император Николай II — в выходном платье царя Алексея Михайловича, императрица Александра Федоровна — в праздничной одежде русской царицы. Гости — в костюмах XVII века: бояр и боярынь, пушкарей, сокольничих, стольников… На следующий день "весь Петербург" извлек из бабушкиных сундуков, надел русский национальный костюм. "Русский стиль" вскружил голову. Мода Парижа?..

Мода — это каприз. Смена костюмов, декораций, игра с образом, пространством, рефлексия по прошлому, дерзкий прорыв в будущее, феерическая уверенность в настоящем и снова взгляд из-под вуали. Каприз стиля. И неслучайно Россия — страна стиля — смотрела, да не только смотрела, — гналась как за диковинным мотыльком, сверкающим шелком и органзой, за модой Франции. Страны ветреной, куртуазной, легкомысленной, будуарной, где Париж, как Петербург туманами, весь окутан духами. Но теперь это в прошлом.

В 1988 году Вячеслав Зайцев, выдающийся модельер, вдохновленный примером Сергея Дягилева, взял Париж "Русскими сезонами". А в 2001-м году совместно с музеем Большого театра представил в Большом театре коллекцию "Мода в театре и Театр моды". И та коллекция — незабываема. Как и платья в русском стиле от Вячеслава Зайцева.

Итак: Русский стиль. "Русские сезоны". Русская весна. Специально для газеты "Завтра" Вячеслав Зайцев любезно согласился дать интервью.

"ЗАВТРА". Вячеслав Михайлович, вся мода — театр? Чем было вызвано ваше обращение в моде к театру?

Вячеслав ЗАЙЦЕВ. Когда я работал в Доме моделей одежды на Кузнецком мосту, то мог создавать только четыре комплекта одежды в месяц, которые потом должны были пройти художественный совет. В театр я пришел за самовыражением, и для меня открылся абсолютно новый пласт творческих идей, блистательных актеров, интересных режиссеров и потрясающих художников.

"ЗАВТРА". Есть ли спектакль, который однажды поразил вас своей сценографией? И что вы цените в театральной постановке сегодня? Есть ли любимый театр, режиссер, с которым вам комфортно работать?

Вячеслав ЗАЙЦЕВ. Мне со многими режиссерами комфортно работать, особенно когда я вижу искренний интерес и желание создать уникальное художественное действо. Что же касается постановки, которая поразила больше всего, наверное, это великолепный спектакль "Лорензаччо" по пьесе Альфреда де Мюссе. Режиссер — Валерий Владимирович Фокин, главную мужскую роль исполнял Константин Аркадьевич Райкин. Получилась изысканно — роскошная, блистательная и одновременно холодная постановка.

"ЗАВТРА". Последние лет двадцать Большой театр проводил агрессивную политику за отказ от театрального костюма. В "продукциях" Чернякова, Серебренникова артисты ходят в повседневном, если — не в чем мать родила. На ваш взгляд: такой тренд — признание в несостоятельности или одна из экономических схем?

Вячеслав ЗАЙЦЕВ. Тенденция к упрощению пошла с Запада — и это дань моде. Не хочу обсуждать это с точки зрения несостоятельности или разновидности экономических схем. Скорее способ самовыражения режиссеров–постановщиков, и они имеют на это право. Другое дело, что такой подход мне не близок. Я считаю, что должны быть красочные костюмы, декорации и очень важная мельчайшая проработка деталей.

"ЗАВТРА". Вячеслав Михайлович, в таком случае не ощущаете ли вы себя одиноким в мире моды?

Вячеслав ЗАЙЦЕВ. Конечно, нет! Во-первых, мои родные — сын и внучка — дизайнеры и у нас династия. Каждый работает в своем уникальном стиле, и мы органично дополняем друг друга. Я всегда чувствую семью вокруг себя. Во-вторых, в России очень много талантливых дизайнеров и художников, которые развиваются, растут в своем мастерстве и могут очень достойно представлять Россию на международном подиуме.

"ЗАВТРА". Хотелось бы поговорить с вами еще о русском национальном костюме. Что значит для вас такой костюм? Какие детали национального костюма для вас особенно ценны, значимы?

Вячеслав ЗАЙЦЕВ. В 60-е годы я прикоснулся к русскому костюму, изучив этнографические материалы Русского Севера. Мне открылся огромный пласт народной культуры, который до сих пор не получил должного художественного воплощения в современной одежде. Взяв за основу крой русской рубахи, я создал целую серию рубах, разрезанных плоским кроем, из хлопка, сатина (ситца), а также из павловопосадских платков, применив аппликации из разных материалов, придав им уникальность изобразительного ряда.

Спустя сорок лет я вновь вернулся к этой теме и на протяжении последних десяти лет работаю в этом ключе, используя павловопосадские шали с их многообразным декором, применяя не только крой рубахи, но и русских сарафанов, душегрей. В новых коллекциях я предлагаю как маленькие платья, так и вечерние ансамбли из павловопосадских платков с деликатной вышивкой бисером и пайетками.

"ЗАВТРА". Такие две проблемы. Первая: почему при богатстве и красоте русской истории моды россиянин смотрит на Запад? Вторая: сегодня, при попытке вернуться в одежде к русскому стилю, человек может выглядеть как ряженый. Где золотая середина?

Вячеслав ЗАЙЦЕВ. Русский стиль — очень декоративная одежда с определенным размахом. Сегодня человек будет выглядеть смешно в поневе, старинной душегрее или тяжелом сарафане, поэтому важно находить современные варианты русского стиля. Безусловно, стереотип "сарафан, валенки, матрёшки" не надо воспринимать буквально. Важно бережное отношение к народному костюму и традициям. Нельзя забывать об уместности наряда и, конечно, очень важно его прочтение, которое базируется на личном вкусе каждого. Про западных дизайнеров — а почему нет? Огромное количество гениальных кутюрье, которые делают прекрасные коллекции. Так почему наши соотечественники должны лишать себя возможности носить модную, актуальную одежду высокого качества.

"ЗАВТРА". Вячеслав Михайлович, навязано мнение: в СССР не было ни моды, ни красиво одетых женщин. Сегодня нет СССР, развернута индустрия моды, где красота в одежде девушек, женщин? Летом просто беда: девушки ходят в трусах и майках, зеленые, розовые лифчики наружу, да и осенью — шорты поверх колготок, ботинки американских пехотинцев и куртки по пояс. Что это? Как это можно объяснить?

Вячеслав ЗАЙЦЕВ. Активным проникновением поп-культуры и расслоением общества, утратой вкуса. Вкус надо воспитывать с детства, в том числе через искусство, литературу, мировоззрение. К сожалению, качество образования катастрофически падает, отсюда и всплеск дурновкусия.

"ЗАВТРА". Ваше заключение: что держит человека в стиле?

Вячеслав ЗАЙЦЕВ. Уважение к самому себе.

9 апреля 2024
1.0x