Александр Проханов. Многоуважаемый шейх Наим, ваша организация сопротивления проходит динамические стадии развития. Ваш опыт военной борьбы, опыт партийной организации, идеологического строительства будут изучать в политических хрестоматиях. Хочу попросить вас кратко охарактеризовать ту фазу, в которой сейчас пребывает Хезболла, и те тенденции в организации партии, что сейчас наблюдаются.
Шейх Наим КАСЕМ. Дорогой друг Александр, в 1982 году произошла агрессия Израиля против Ливана, когда Израиль оккупировал страну вплоть до Бейрута. Израиль мотивировал захват страны тем, что якобы собирался разгромить палестинское сопротивление и изгнать из Ливана палестинцев во главе с Ясером Арафатом. Отряды Арафата, заключив договор с Израилем, покинули Бейрут и на кораблях уплыли в Тунис. В Ливане больше не было палестинцев, но оккупация страны продолжалась. Это говорило о том, что главной целью Израиля являлось не изгнание палестинских отрядов, а нечто иное, что пока оставалось тайной.
Наше сопротивление зародилось сразу после ухода из Ливана палестинцев. Мы начали вооружённую борьбу с Израилем и в течение двух лет выдавливали агрессоров из нашей страны. Территория, которую они оккупировали, сокращалась и достигла 10% от всей территории Ливана. Мы поняли, что Израиль не собирается уходить с этих земель и хочет строить на них свои поселения, как он это делал в Палестине.
Наша исламская идеология исключает возможность примириться с оккупацией исконных арабских земель. Если мы были солидарны с палестинцами, которые стремились очистить свои земли от оккупантов, то как могли примириться с тем, что на территории Ливана станут возводить израильские поселения? Мы утвердились в мыслях сражаться с оккупантами, отвергли всякий с ними компромисс и стали наращивать сопротивление.
Отношение мирового сообщества к израильской оккупации, резолюция Совета Безопасности были двойственны и недостаточны, принимались под воздействием Соединённых Штатов Америки. Несмотря на резолюцию номер 425 Организации Объединённых Наций о выводе израильских войск с территории Ливана, израильтяне игнорировали эту резолюцию.
Равнодушие Израиля к решению Совета Безопасности убедило нас в том, что единственный способ выдавить Израиль с нашей территории — это вооружённое сопротивление. Мы построили боевую организацию, укомплектовали её бойцами, снабдили оружием, провели обучение и подготовку и начали новую фазу борьбу. Наши возможности стали расти, приобретался опыт, учитывались недостатки, совершенствовались методы и идеология борьбы, улучшалась комплектация оружием. Наше сопротивление носило партизанский характер. Мы действовали скрытно. Если вы заходите в какое-нибудь село, то видите обычных жителей, простых крестьян, вам и в голову не придёт, что это бойцы сопротивления. Вы не видите оружия, не видите вооружённых людей и никогда не догадаетесь, что находитесь в центре боевого лагеря.
Мы прошли две большие войны с Израилем: первую — в 1993 году, вторую — в 2006 году. Первая война длилась семь дней, вторая — четырнадцать дней. И после каждой войны мы становились сильнее. Мы увидели, что израильская регулярная армия не способна противостоять нашим партизанским действиям. Убедились, что израильские солдаты не готовы жертвовать жизнью ради целей, которые ставит перед ними их командование.
В 2000 году Израиль был вынужден под нашим натиском отвести свои войска из Ливана. Остались лишь небольшие территории, небольшие полосы, которые до сих пор находятся под израильской оккупацией. И эти оккупированные Израилем территории подвергались нашему натиску. Израиль отвечал на этот натиск. Он не мог согласиться с существованием нашей организации сопротивления. В 2006 году Израиль совершил широкомасштабную агрессию и двинул свои войска в Ливан.
Они хотели разгромить Хезболлу, но были вынуждены откатиться назад и заявили, что цель, которую они перед собой ставили, не была достигнута.
Сегодня, через шесть лет после разгрома Израиля, Хезболла находится в стадии усиления и развития. Развивается в политическом отношении, развивается её военное крыло, увеличивается круг наших союзников. Наши дипломаты есть во многих странах мира. В Ливане нас поддерживает народное большинство, и мы действуем в дружественной нам среде. Нас поддерживают другие партии ливанского общества: и христианские, и светские — все, кто является патриотом Ливана. Многие страны мира стремятся наладить отношения с нами. В правительстве, которое создано сегодня в Ливане, несколько наших министров. Хезболла — чрезвычайно серьёзный и сильный фактор в политической жизни Ливана. Наше влияние выходит за пределы Ливана и распространяется по всему региону. И наша деятельность, как и деятельность других прогрессивных сил, препятствует установлению гегемонии Америки и Израиля над нашим регионом.
Александр ПРОХАНОВ. За годы, проведённые вами в лишениях и борьбе, вы создали организацию, похожую на армию, которая пребывает в постоянной мобилизации. Теперь, когда вы победили Израиль, когда напряжение борьбы спало, по-видимому, внутри партии мобилизационный режим будет смягчён, уровень мобилизации будет понижен, у вас исчезнет сверхзадача. Не приведёт ли это к трансформации партии?
Ш.Н.К. Действительно, Израиль потерпел поражение, мы победили его в 2006 году. Но и после того, как они откатились назад, продолжают каждый день угрожать нападением на Ливан, угрожают уничтожить Хезболлу. Угрозы существуют, и причины мобилизации сохраняются. Опасность, исходящая от Израиля, реальна и очень серьёзна. Сегодня Израиль угрожает Ирану, Сирии, всем арабам, всему нашему региону. Поэтому остаются стимулы, побуждающие нас сохранять организацию, развивать Хезболлу, усиливать её по всем направлениям.
Необязательно, чтобы война велась сегодня. Есть угроза войны, и эта угроза стимулирует нас. С 2000 до 2006 года не было военных операций между Ливаном и Израилем. Но наши воины не сомневались, что настанет день, когда произойдёт битва. И она произошла. Мы были готовы к ней, и мы победили.
То же самое происходит и сейчас: Израиль постоянно нам угрожает. Если бы мы не были во всеоружии, если бы наши подразделения не демонстрировали боевую готовность, Израиль давным-давно напал бы на нас.
Здесь добавляется ещё очень важный момент. Мы — носители высших исламских ценностей. И эти ценности сами по себе способствуют нашей мобилизации. Тот ислам, который мы исповедуем, является истинным исламом. Истинный ислам лежит в основе деятельности Хезболлы. Это отличает Хезболлу от других организаций, исповедующих иные направления ислама, которые побуждают эти организации к террористическим действиям. Мы же основываем нашу деятельность на истинном исламе неукоснительно.
А.П. Меня поразила идеология вашей партии, основанная на принципе божественной справедливости, на принципах жертвы, которую человек должен принести для достижения этой божественной справедливости. Я считаю, что вы совершили открытие, внеся в политическую и военную организацию этот высокий религиозно-философский смысл. Мне кажется, что Хезболла — это организация будущего. Ведь человечеству в перспективе предстоит откликаться на очень грозные, чудовищные вызовы. Человечеству не обойтись без жертвы, без высокого подвига. Каким образом ваша идеология постоянно воспроизводится в недрах партии, становится достоянием каждого рядового члена, каждого бойца?
Ш.Н.К. Мы является учениками той школы, которую основал великий имам Хомейни, совершивший исламскую революцию в Иране. Характерной особенностью ислама является то, что человек, исповедующий эту веру, устанавливает связь между материальным и духовным миром. Материальная сущность человека заставляет его заботиться о теле, о еде, о жизненных потребностях. Ислам признаёт, что тело живёт материальными ценностями. Не отвергая материального в человеке, ислам способствует росту в нём духовных божественных начал.
Мы говорим: если окружающая среда, окружающие люди не могут по достоинству оценить человека, отвергают его, иногда угнетают, то человек должен знать, что он виден Богу. И Бог по достоинству оценивает его поведение и жизнь. Если земная жизнь оказывается недостаточной для человека, чтобы он решил здесь все свои проблемы, ответил на все вопросы, то существует другая жизнь — жизнь после смерти, и в этой другой жизни человек найдёт решение всех своих проблем и ответы на волнующие его вопросы. Когда человек в земных условиях пытается достичь каких-то целей, прилагая для этого колоссальные усилия, и доходит до тупика, то его не охватывает отчаяние: он верит, что Бог чудесным образом поможет ему преодолеть этот тупик.
Израиль боролся с нами с помощью своего оружия, а мы воевали с израильтянами с помощью нашего оружия и нашей веры. То, чем обладаем мы, не обладают они. Наша организация построена на моральных и религиозных принципах, на принципах совести и уважения друг к другу. Эти принципы исповедует каждый член нашего сопротивления.
А.П. Вы сейчас выявили математическую формулу: русская противотанковая ракета "Корнет" плюс Коран — равняется победа.
Ш.Н.К. Совершенно верно.
А.П. Вы создали мощную организацию, способную вести войну и выиграть войну, а также осуществлять грандиозные строительные проекты. Вы способны привлекать к себе большие массы населения из-за политических побед. У вас активная многосторонняя дипломатия. И противники упрекают вас в том, что ваша организация приближается к организации государственного типа. Логика развития и совершенствования Хезболлы не толкает ли вас к созданию организации — государства?
Ш.Н.К. У Хезболлы есть своё видение проблемы построения государства. Мы высказываем эту точку зрения открыто перед всем обществом. Мы являемся лишь одной из политических сил на ливанской арене. Поэтому мы обязаны договариваться с другими политическими силами, из которых состоит ливанское общество. Если они согласны с нами, мы сплочённо идём вперёд вместе. Если они не согласны на тесный союз, мы двигаемся самостоятельно, не нарушая гражданский мир Ливана. Это социальный контракт, который требует от всех нас усилий. Такой подход согласуется с нашими арабскими традициями, с нашим укладом, с отношениями между нашими людьми, с нашим бытом. Мы не стремимся доминировать, никого не принуждаем исповедовать наши ценности. Мы терпимы к другим человеческим представлениям. Мы хотим включить другие политические силы страны в наше сопротивление в деле отражения израильской агрессии, соединиться с ними. Мы стремимся сформулировать общеливанский взгляд на проблему американской гегемонии и израильской оккупации. Мы никогда не используем вооружённую силу, которой обладаем, организационные возможности нашего движения для того, чтобы навязать свой взгляд другим людям и течениям, чтобы силой включить их в наш поток. Нам бы хотелось, чтобы они были подобны нам. Но если невозможно полное совпадение, мы радуемся любым точкам соприкосновения. Наша сила, наша организованность не опасны для других политических сил Ливана. Мы ни на кого не нападаем. Мы не являемся государством в государстве. Ливанское государство имеет собственную структуру, собственную систему правления, собственную государственную организацию, мы являемся её частью. Мы соблюдаем законы государства, подчиняемся конституции, мы законопослушны, признаём роль государства в обеспечении безопасности, его административную роль, роль в гражданском строительстве.
А.П. Создаётся ощущение, что мир приближается к большой войне, и Ближний Восток является тем регионом, где эта война может зародиться, расшириться и захватить огромные мировые пространства. Потому что здесь слишком много интересов, копится слишком много противоречий, и стремление разрешить их дипломатическим путём пока ни к чему не приводит. Как Хезболла чувствует свою роль в этом регионе, наполненном острыми конфликтами? Что такое Хезболла и сирийский конфликт? Каково отношение Хезболлы к возможности нападения Израиля на Иран? Как Хезболла готовится к израильской атаке на ливанскую территорию? Есть ли политические и военные сценарии Хезболлы на случай трагического развития событий?
Ш.Н.К. Ищите проблемы нашего региона в политике Израиля и Соединённых Штатов. США хотят установить гегемонию над всем миром и, в частности, над Ближним Востоком. США взрастили Израиль с тем, чтобы с его помощью контролировать наш регион. Поэтому напряжённость в нашем регионе будет сохраняться, оккупация палестинских, сирийских, ливанских земель Израилем продолжается. Агрессивное нападение Израиля на нас также продолжается. Американцы для того, чтобы завладеть ресурсами нашего региона, готовы приступить к переделу границ, поэтому, действительно, в нашем регионе возможна война, и масштабы этой войны непредсказуемы.
Что касается Сирии. Американцы приняли решение любыми средствами сменить политический режим в этой стране. Американцы не являются союзниками сирийского народа и не действуют в его интересах. Если бы американцы были на стороне сирийского народа, они бы позволили ему решить свои проблемы вместе с режимом Башара Асада: с помощью диалога, выборов, с помощью политических реформ. Вместо этого западные страны ежедневно вмешиваются во внутренние дела Сирии. Они хотят устроить в Сирии ливийский сценарий — сценарий, предполагающий кровавую провокацию с последующими бомбардировками и интервенцией. Эта интервенция давно бы состоялась, если бы не было политического вето России и Китая в Совете Безопасности. Хезболла приветствует позицию России и Китая и благодарит эти две великие страны. Особенно позицию России.
Присутствие России в регионе обеспечивает равновесие сил, препятствует соскальзыванию региона в войну. Россия ставит предел стремлению Соединённых Штатов установить однополярный мир. Позиция России в отношении Сирии влияет и на другие страны, на весь регион и даже на весь мир. Защищая интересы Сирии, Россия защищает свои собственные интересы, предотвращает атаки против самой России.
Что касается Хезболлы, то мы говорили и продолжаем говорить, что приветствуем диалог конфликтующих сирийских сторон, мы за то, чтобы диалог оппозиции и режима Башара Асада продолжался для достижения компромисса.
Кто мешает осуществлению плана Кофи Аннана? Почему оппозиционные силы Сирии не придерживаются плана прекращения вооружённого насилия? План Аннана приведёт к успеху, только если обе стороны станут его выполнять. Уже в течение года и двух месяцев оппозиция с помощью Запада пытается изменить режим вооружённым путём, и всё ещё не убедилась, что силовое изменение режима в Сирии невозможно.
Теперь что касается Ирана. Американцы используют ядерную программу Ирана как предлог для того, чтобы начать агрессию. Но этот предлог уже разоблачён. Мир убедился в том, что ядерная программа Ирана является мирным проектом. Однако американцы используют этот ядерный аргумент для вмешательства во внутренние дела Ирана, который является независимым суверенным государством и не находится под контролем Соединённых Штатов.
Американцам невыносим тот факт, что Иран оказывает поддержку Хамасу и Хезболле, которые сражаются против израильской агрессии. Американцам невыносима мысль, что Иран самостоятельно достиг очень высоких ступеней в своём развитии: научном, экономическом, социальном. Они хотят ослабить Иран. Израиль ежегодно, нагнетая напряжённость, грозит бомбардировками Ирана.
Возникает вопрос: почему так называемое демократическое сообщество не даёт отповедь этим угрозам? Почему Запад не осуждает агрессивные поползновения Израиля, который грозит бомбить суверенное государство? Разве эти угрозы войны нормальны и соответствуют международным правилам?
Я считаю, что эти израильские угрозы Ирану не являются действенными и актуальными. Если всё-таки предположить, что Израиль нападает на Иран, то весь регион будет охвачен пламенем. В эту войну будут стремительно втягиваться другие страны, война станет распространяться, и никто не может спрогнозировать конечные результаты. Думаю, если бы американцы и Израиль предвидели эти результаты до конца, они давно бы развязали агрессию. Сейчас американцы сдерживают Израиль в его агрессивных намерениях, потому что скоро выборы у американцев, и они опасаются негативных последствий в политической и экономической сферах. Поэтому я считаю, что такая война в ближайшее время невозможна.
И, наконец, будет ли Израиль атаковать и бомбить Ливан, чтобы ударить по Хезболле? Израиль постоянно угрожает этим ударом. Но если бы израильтяне были уверены в победных результатах такого нападения, они давно бы его совершили. Но они знают, как хорошо подготовлена Хезболла: она сегодня гораздо сильнее, чем во время израильской агрессии 2006 года. Бойцы Хезболлы готовы на жертвенную борьбу. Они уже давно сделали выбор между жизнью, которая будет полна унижений, и гордой смертью, которая их настигнет в борьбе. Мы выбираем гордую, свободную и независимую жизнь, за которую нужно бороться.
Хезболла — обороняющаяся сторона, и у нас нет намерений первыми начать войну с Израилем. Но Хезболла не будет просто наблюдать, если израильские войска перейдут границу. Хезболла будет отвечать адекватным образом. Я не вижу вероятности израильской агрессии против Ливана в настоящий момент. Но если такое нападение случится, то наш народ будет защищаться.
А.П. Благодарю вас, шейх Наим, за содержательную беседу.