Крылатая ракета "Буря"
В этом году нашему предприятию исполняется 75 лет. У фирмы было несколько славных, можно сказать, великих, периодов. Предвоенные тридцатые годы, когда страна переживала авиационный бум. В небе появлялись всё новые и новые конструкции самолётов. Авиацией увлекались и деревенские дети, и большие художники. А всё авиационное направление возглавлял сам Сталин. И когда мы говорим об авиации времён Великой Отечественной войны, истребители Лавочкина постоянно на слуху. В течение всей войны завод наращивал производство боевых машин, пока, наконец, с сорок четвёртого года благодаря нашим истребителям советская авиация добилась полного господства в воздухе.
Когда окончилась война, а вместе с ней закончился целый период в жизни винтомоторной авиации, завод совершил поразительный скачок: от производства деревянных самолётов, сделанных из так называемой "дельта-древесины", перешёл к строительству цельнометаллических реактивных самолётов. Уже в сороковые годы мы начали строить самолёты, летающие со скоростью звука. Здесь впервые были созданы машины со стреловидными крыльями, что являло собой абсолютное авиационное новшество.
В дальнейшем фирма Лавочкина, конструировавшая самолёты, проиграла в соревновании с другими крупными авиастроительными фирмами, такими, как "МиГ", "Сухой", и у неё отобрали авиационную тематику. Быть может, на это повлияли интриги, протекавшие в недрах авиастроения, сыграли роль личные связи, конъюнктура. Как бы то ни было, но авангардное авиастроение перешло в руки других конструкторов, других авиационных центров.
Но, перестав строить самолёты, фирма совершила другой рывок. Она использовала свой производственный и научный потенциал для конструирования и строительства зенитно-ракетных комплексов. Именно эти комплексы были поставлены на защиту московского неба. Всем известные окружающие Москву стратегические кольцевые бетонки — это дороги, ведущие к установкам зенитных ракет.
В дальнейшем зенитно-ракетное направление перешло на другие фирмы, и теперь иные знаменитые предриятия специализируются на производстве зенитно-ракетных комплексов. Здесь, в НПО Лавочкина, постоянно совершались рывки, неожиданные взлёты, резкие творческие повороты. Например, ещё в пятидесятые годы у нас был создан самолёт — мощный, тяжёлый, оснащённый ракетами, бомбами, который по своим характеристикам не пошёл в производство, но лёг в основу многих современных самолётов, наградил их множеством технических изобретений и инноваций.
А затем здесь была создана межконтинентальная крылатая ракета, сделанная из цельного титанового корпуса, которая должна была на сверхзвуке лететь из Советского Союза в Америку, и на ней впервые установили автонавигацию, которая корректировала полёт крылатой ракеты по звёздам. Эта ракета летала, у неё были полёты на семь-восемь тысяч километров, но она не пошла на вооружение, потому что появились на свет межконтинентальные баллистические ракеты, и они легли в основу военной доктрины Советского Союза. Согласно этому новому стратегическому взгляду, у нас начали резать и плавить пушки, танки, авиацию, и под эту резню попала и наша титановая крылатая ракета.
Наш коллектив за всю историю своего существования обладал огромным творческим потенциалом и динамизмом. В сороковые годы мы ещё делали деревянные истребители, а в пятидесятые оказались способными создать титановую сверхзвуковую крылатую ракету. Эта ракета шла на высоте тридцати километров и была недоступна для ПВО потенциального противника. Конечно, она отличалась от современных крылатых ракет, которые стремятся прижаться к поверхности земли, чтобы, вписываясь в ландшафт, проскочить барьеры противовоздушной обороны. При создании этой ракеты был накоплен целый банк технических изобретений и открытий, таких, как сварка титана, особая конструкция корпуса. Для решения этих задач аккумулировались лучшие научные и технические силы страны. В том числе в разработке данной ракеты участвовал академик Мстислав Всеволодович Келдыш. Во всём этом была заслуга Семёна Алексеевича Лавочкина: он умел удивительным образом под каждый новый проект собирать лучшие силы инженеров, технологов, учёных, создавая уникальный творческий коллектив, в недрах которого и рождалось изделие.
Со смертью Лавочкина наступил некоторый застой, растерянность, исчезла прежняя тематика. Какое-то время коллектив занимался ракетами морского базирования, но не было настоящего дела, не было настоящей задачи.
И вот наступила новая эра в жизни нашего коллектива — эра космоса. Нужно сказать большое спасибо Сергею Павловичу Королёву. Он был щедрый человек: обладая монополией на всю космическую тематику, выделил из неё очень сочный, щедрый ломоть в создании космических аппаратов. Увидев в нашем предприятии коллектив, обладающий мощным научным и техническим потенциалом, волей к творчеству, он подарил нам эту тематику.
И для нас началась эпоха, которая продолжается и сейчас, — это эпоха создания космических аппаратов. Мы создавали аппараты, которые по своей сложности и красоте являются достижениями мирового уровня. Мы осуществили посадку на Луну, доставили на землю лунный грунт. Американцы привезли триста килограмм лунного грунта, а мы — триста грамм. Но с точки зрения науки эта разница не имеет значения. Недавно японский зонд пролетел сквозь вещество кометы и доставил на Землю мельчайшие крупицы из шлейфа кометы. И этих крупиц было достаточно, чтобы осуществить полномасштабное научное исследование.
"Луноход"
Очень красивым был проект, когда наш космический аппарат не только пролетел к Венере и произвёл её исследование, но и попутно осмотрел комету Галлея, выявил её ядро, состоящее из бесформенной продолговатой глыбы космического льда. Этот проект был последним блестящим подвигом советской космонавтики перед закатом и падением советского государства.
На нашем предприятии зародилось целое направление космических исследований, связанных с астрофизикой. По мнению мировых учёных, астрофизика — это область, открытия в которой сулят человечеству переход на абсолютно новый уровень цивилизации.
Исследования космического пространства последнего времени позволили заключить, что масса всей наполняющей космос материи, из которой состоят планеты, звёзды, астероиды, космическая пыль, составляет около 4-5 процентов всего космического вещества. И наши знания о космосе — это знания об этом виде материи, которую мы достаточно хорошо изучили, знаем её законы, её химическое и физическое поведение. А всё остальное является непознанным и подпадает под неопределённое название "тёмная энергия" или "тёмная материя". Стратегические исследования этих девяноста шести процентов непознанных форм материи ценны набором знаний, которые в дальнейшем позволят нам судить, чем же таким является эта тёмная энергия или тёмная материя. Какие законы действуют в этой материи. Как она влияет на нас. Ведь эта тёмная материя присутствует не только в космической бесконечности, но она есть везде, в том числе среди нас, где бы мы ни находились. Так что знания о материальном мире, которыми мы обладаем, это знания всего о пяти процентах мировой материи.
Есть гипотеза, которая неопознанные явления, происходящие в нашей человеческой среде, такие, как появление привидений, пророчества, предвидения, перемещения в обе стороны во времени, телекинез, телепортация, связывает с ещё непознанными свойствами этой материи.
С тёмной материей сопряжена теория "кротовых нор", через которые можно перейти из этого мира в другой, из данного измерения в соседнее. Это даёт возможности человечеству перемещаться на грандиозные космические расстояния. Ведь расстояние до Марса — всего лишь 10-20 световых минут, и туда ещё может долететь человек. Но все остальные объекты, которые волнуют наше воображение, находятся в сотнях или тысячах световых лет. И долететь до них, используя обычные физические закономерности, человеку просто невозможно.
Но, быть может, если будут выявлены законы, царящие в тёмной материи, человечеству откроется вероятность стремительных перемещений на бесконечные расстояния. Исследованиями этих явлений в какой-то мере занимается коллайдер, находящийся под землёй, и космические аппараты, которые летают с земли в открытый безбрежный космос.
Ещё одна страница в жизни нашей фирмы — создание орбитальных систем, связанных с обнаружением ранних пусков баллистических ракет. Это система "Око", которая за десятилетия службы изрядно постарела и износилась, но продолжает находиться на орбитах. А поскольку тема противоракетной обороны является сегодня главной стратегической и политической темой, ибо до сих пор не удаётся достигнуть соглашения с американцами, то остаётся неизбежным обновление орбитальных группировок "Око". Это диктует национальная безопасность страны.
Узким местом является наша гордыня, которая основана на громадных достижениях прошлого. И бытует мнение, что эти былые достижения являются незыблемым святым потенциалом, который позволит нам развиваться дальше. Это ошибочная точка зрения. Святым и незыблемым являются наш порыв, наша воля, наша страсть к исследованиям, наше бесстрашие в преодолении трудностей, наш творческий экспромт. А что касается технологий, здесь нужны абсолютно новые достижения, новые принципы, которые предлагает нам современная технология, современная техническая цивилизация.
И ещё один момент, отличающий наши дни от прошлого. В советском прошлом не очень считали деньги. Важны были фонды: на металл, материалы, электричество. А деньги не были фактором, который мог сдерживать наше развитие. Поэтому мы могли позволить себе значительные траты.
Лунная миссия насчитывала 58 пусков. Из них только 29 были успешными. Тогда это не было драмой, никто не укорял ни Королёва, ни нас в таком количестве неудачных пусков. Это было новое авангардное дело, которое предполагало ошибки, разного рода просчёты. Теперь такие неудачи очень болезненно сказываются на судьбе проекта, на судьбе самого предприятия.
"Фобос-Грунт"
Примером тому служит история с нашим космическим аппаратом "Фобос-Грунт". Эта неудача, быть может, была предсказуема. Мы попытались совершить скачок, перепрыгнув трагические тридцать лет бездействия, когда наша космонавтика не посягала на проекты такого уровня. Возможно, мы поторопились, допустили много неточностей, системных ошибок. Мы попытались совершить космическую операцию такого масштаба, на которую не посягали даже американцы. Мы рискнули, но у нас не получилось.
Это беда, это драма, это катастрофа. Но болезненная негативная реакция на наше поражение со стороны общества, самых разных структур, мне кажется, была избыточной. Это объясняется затяжной, длящейся уже 20 лет привычкой во всём видеть плохое, жить среди непрерывных бед и поражений. Такое негативное отношение к действительности является удручающим и не позволяет людям, стремящимся к прорыву, к победе, к риску, одерживать эти победы, рисковать. Мы все находимся в плену негативного отношения к жизни. Мы все, пережив поражение девяносто первого года, продлеваем его и болезненно культивируем.
Впрочем, на ситуацию можно посмотреть и иначе: наш народ продолжает стремиться в космос, продолжает считать себя космическим народом. Страстно желает восстановить роль России в освоении космического пространства. И эти нападки на нас, этот коллективный хор упрёков отчасти свидетельствуют о том, что нация ждёт победы, ждёт продолжения космических атак.
Как бы то ни было, мы, занятые космическими исследованиями, вынуждены считать деньги, постоянно думая о том, как снизить затраты. И мы снижаем их, двигаясь по пути унификации. Создаётся база, которая проходит полный цикл испытаний, выдерживает все нагрузки. На эту базу устанавливаются приборы и аппаратура для той или иной научной задачи. Мы создали модуль, на который грузим те или иные установки и запускаем его по той или другой тематике. Это позволяет резко уменьшить расходы.
В ближайшее время состоится очень интересный и важный запуск, когда ракетоноситель "Союз", снабженный нашим космическим разгонным модулем "Фрегат", понесёт на себе сразу три спутника, каждый из которых имеет своё назначение. Ракетоноситель "Союз" выводит разгонный модуль на заданную орбиту, затем включаются двигатели этого модуля. Он движется до следующей орбиты, и на каждой орбите происходит сброс своего спутника. Таким образом с помощью одного ракетоносителя на три разные орбиты выводятся три космические установки. И мы с трепетом ждём результатов этого нового для нас, очень перспективного пуска.
На базе печально известного аппарата "Фобос-Грунт" мы стремимся отработать универсальный модуль, который позволял бы совершать исследования наших ближайших планет-соседей. С этого модуля можно исследовать Марс, на котором бушуют раскалённые песчаные бури. Или Венеру, на которой идут ядовитые кислотные дожди. Будем исследовать прилетающие в нашу солнечную систему астероиды и кометы. И не сомневаюсь, мы будем использовать этот модуль для отправки роботов на самые разные планеты солнечной системы, осмысливая и оценивая ту планетарную среду, среди которой существует наша маленькая уютная планета Земля. Модуль, о котором я говорю, будет использован во время запуска, что предстоит нам в 2015 году.
Нами запущен первый в России геостационарный гидрометеорологический аппарат. Он висит над одной точкой и каждые 30 минут передаёт на землю новую картинку облачности, тепловых потоков, другие параметры, определяющие климатическую составляющую. Он также используется для спасения терпящих бедствие, принимая сигналы о помощи.
Когда не было этого спутника, наш российский гидромет долгие десятилетия пользовался информацией западных спутников. Она собирается и передаётся на землю долгие годы, прошла за это время период совершенствования, приобрела определённый компактный, удобный для исследования вид. Когда мы запустили свой спутник, информация, которая шла с него первое время, подвергалась большому количеству претензий и нареканий. С ней было нелегко работать. Однако мы преодолели эти трудности. И теперь информация, идущая с нашего спутника, по своей точности и изяществу не уступает западным образцам. В некоторых случаях картинки, которые мы получаем с нашего спутника, по качеству превосходят американские и европейские образцы. Мы предполагаем запуск серии таких спутников. Будем ставить их в одну, другую, третью точку, чтобы метеорологическая картина на территории России была более полной и объективной.
Сейчас открыт конкурс на создание аппарата, пролетающего над нашими арктическими зонами. Мы надеемся выиграть этот конкурс и принять участие в исполнении широкой федеральной программы "Арктика". Для России появление такого спутника-наблюдателя чрезвычайно актуально. Потому что арктические зоны становятся объектом международного соперничества. Фактически в эти зоны перемещаются геополитические, экономические и военные интересы крупных держав. Русская Арктика — это газоносные шельфы, где начинают действовать Газпром, Роснефть, и их деятельность нуждается в нашей космической поддержке.
В прошлом году запущен ещё один интересный аппарат, чьё суммарное оборудование весит две с половиной тонны. Зеркало антенны имеет десять метров в диаметре. Данный телескоп летает на высокой эллиптической орбите, почти приближающейся к Луне. Этот космический телескоп работает в связке с двумя наземными, один из которых находится в России, а другой — в Латинской Америке. Таким образом, мы имеем дело с прибором, разнесённым на расстояние до тридцати тысяч километров. За счёт этого возникает возможность просматривать космическое пространство с чёткостью, которой не знает мир. С помощью этого телескопа мы можем исследовать объекты, свет от которых идёт на землю в течение пяти миллиардов лет. Заглядываем в прошлое — и видим событие, которое случилось пять миллиардов лет тому назад. Многие иностранные участники хотят войти в структуру этого телескопа, чтобы получать столь уникальную информацию.
На этом же космическом аппарате находятся приборы, изучающие плазму. Его преимущество в том, что он проходит через магнитное поле земли, а потом покидает его. Это позволяет изучать взаимодействие плазмы с магнитным полем земли. Результаты этих исследований значительно точнее американских
Разгонный блок "Фрегат"
И, конечно же, наша любимая рабочая лошадка — это разгонный блок "Фрегат". Повторяю: основной ракетоноситель выносит этот разгонный блок, нагруженный серией космических аппаратов, на основную орбиту, а "Фрегат" в течение нескольких часов развозит эти космические объекты по своим космическим комнатам, сбрасывая их на самых разных орбитах. Этот разгонный блок является смесью ракеты и спутника. У него есть свои двигатели, свои поворотные устройства, системы, поддерживающие на борту температурные режимы и давление.
Западные партнёры, которых мы обслуживаем с помощью этого разгонного блока, каждый раз по результатам выведения на орбиты отдают должное точности и красоте этих запусков. Их отзывы полны самых высоких похвал. Наш разгонный блок пользуется огромной популярностью, и мы планируем в ближайшие годы около двадцати таких пусков, которые будут оплачиваться нашими зарубежными партнёрами.
Очень важно, что наша страна, развивая коммерческий космос, поддерживает и программы, которые с коммерческой стороны не приносят прибыль, занимается некоммерческими программами, финансирует запуск аппаратов, исследующих необъятные космические пространства, где присутствует упомянутая мной тёмная энергия. Изучение этой материи не даёт немедленных экономических выгод, денежных прибылей. Но является признаком того, что Россия понимает цивилизационный характер такого рода испытаний, вместе с другими странами участвует в накоплении знаний, которые, в конце концов, преобразуют весь земной уклад и обнаружат новые заложенные в мироздании смыслы.
С пятнадцатого года мы должны снова начать летать на Луну. Неудача с аппаратом "Фобос-Грунт" научила нас осторожности. Планируя наши лунные программы, мы будем чрезвычайно внимательны. Станем постепенно усложнять наши задачи. Начнём с того, что восстановим уровень, которого достигла советская космонавтика.
Почему возобновился интерес к Луне? Есть все признаки того, что на лунных полюсах имеется скопление льда. А если там есть лёд, это в корне меняет проблему освоения Луны. Лёд, вода, это значит: есть кислород, водород — все средства, чтобы создавать на Луне среду обитания.
Одна из версий, объясняющая появление лунного льда, состоит в том, что лёд туда в течение миллиарда лет притащили кометы. Как из нашей галактики, так и из соседних. На Луне, вблизи от Земли, лежат образцы льда, принесённые Бог весть из каких далей. Но чтобы изучать этот лёд, а вместе с ними изучать те далёкие миры, нужно сначала сесть в районе полярных шапок. Затем научиться бурить этот лёд, извлекать ледяной керн, там, на Луне, его обрабатывать и изучать. Нужно создать такие капсулы, в которые этот керн будет упакован. И затем можно доставить его на землю. Эти шаги с нарастающей сложностью уже заложены в нашу лунную программу.
Все космические программы России кончаются 2015 годом. Что будет дальше, трудно сказать. Как сложится мировая экономическая конъюнктура? Не охватит ли мировой экономический кризис и нашу отрасль и резко ухудшит финансирование всех наших программ?
Но успехи русского космоса упираются не только в проблему денег и не только в интересы военных ведомств. Общество утратило интерес к космосу как к сфере, где реализуется историческая воля народа и государства. Космос для многих превратился в рутинную сферу, где не случается ничего нового, где полёты и приземления космонавтов становятся обыденными и почти скучными. Но в глубинах народного сознания лежит страстное стремление к творчеству, героическое, романтическое, созидательное и религиозное чувство, которое ведёт широкую русскую душу, широкую до беспредельности, в безграничные космические миры.