«Студентка же, конечно, ни в чем не участвовала, но у ней была своя забота; она намеревалась прогостить всего только день или два, а затем отправиться дальше и дальше, по всем университетским городам, чтобы «принять участие в страданиях бедных студентов и возбудить их к протесту». Она везла с собою несколько сот экземпляров литографированного воззвания и, кажется, собственного сочинения».
(Ф.М. Достоевский, «Бесы»)
Молодёжный журнал «DOXA», редакторский костяк которого представляют выпускники и учащиеся Высшей школы экономики, 8 мая 2020 года – накануне летней сессии и защиты дипломов – опубликовал статью с пересказом историй о сексуальных домогательствах преподавателей филологического факультета МГУ им. М.В Ломоносова в отношении студенток. Имена и фамилии преподавателей в тексте заменены значками эмодзи, рассказы девушек анонимны. Как утверждает редакция журнала, материал под названием «Сказал достать конфетку из кармана его джинсов» на сайте «DOXA» посмотрели более 120 тысяч человек.
Новость, вспыхнувшая в самый разгар «удалёнки», быстро получила широкую огласку. От учащихся на филологическом факультете МГУ в адрес редакции журнала стали поступать обвинения в умышленной инсинуации.
13 мая журнал «DOXA» опубликовал на своём портале «Открытое письмо студентов, аспирантов, преподавателей и выпускников МГУ имени М. В. Ломоносова и неравнодушных сотрудников и студентов других университетов против сексуальных злоупотреблений и харассмента в университетской среде».
14 мая доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка С.В. Князев в публикации на своей странице в Facebook объявил о готовности покинуть университет.
16 мая в интернете было опубликовано ответное письмо студентов и аспирантов, отстаивающих честь факультета, преподавателей и непосредственно профессора С.В. Князева («Открытое письмо о ситуации на филологическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова») – с призывом к конструктивному диалогу заинтересованных сторон.
16 мая одна из студенток, упомянутых в журнале «DOXA» в качестве жертв насилия, заявила об искажении истории, которая легла в основу «сигнального» заголовка статьи про конфету.
17 мая та же девушка и еще одна студентка, также обозначенная в «DOXA» как пострадавшая от домогательств, выложили в сеть свои видеообращения – с обвинением авторов «статьи про конфету» в грубой перетасовке фактов и намеренной клевете.
Путая фотографии, опережая друг друга и не дожидаясь официального расследования, журналисты, стосковавшиеся на карантине по «клубничке», дали скандалу максимальный разгон – каждый в меру собственного профессионализма… и личной распущенности. Исключающей понятие элементарной этики.
«Профессор МГУ сознался в отношениях со студентками и покинул университет» (Московский комсомолец», публикация от 15.05.2020)
Справедливости ради стоит отметить, что иерархия «учитель – ученик» тоже входит в смысловую категорию «отношения». В эту же категорию входит понятие дружбы и просто личных симпатий, не имеющих никакого отношения к насилию. В своём посте на Facebook, к которой «авторки и редакторки» журнала апеллируют не иначе как как к явке с повинной, профессор С.В. Князев не уточняет, о каких именно отношениях идёт речь.
«В МГУ позволяли себе много личного» (газета «Коммерсант» №85 (6806) от 16.05.2020)
«Студенток никто не готов защищать» («Радио Свобода», публикация от 16.05.2020)
«Конец харизмата?» («Новая газета», публикация от 18.05.2020)
«Конфета не из штанов. Новый поворот скандала на филфаке МГУ» (Радио Свобода», публикация от 18.05.2020)
Кто понесёт ответственность за эти откровенно манипулятивные заголовки? Почему здесь не работает механизм защиты чести и достоинства? В главном университете страны (в умах большинства россиян МГУ – по-прежнему главный университет страны) этот механизм должен включаться мгновенно. Материал журнала «DOXA» сработан очень грубо, буквально по-детски – верифицировать его содержание под силу даже рядовому эксперту. «Перестаньте, пожалуйста, искать в этом материале улики и проверять их на достоверность» – просит интервьюер «конфетной» статьи, кстати, бывшая студентка филфака МГУ.
Парадоксально утверждение одной из самых бойких фем-активисток конфликта (также студентки филфака МГУ) о том, что самого проф. С.В. Князева она лично не знает и даже не пересекалась с ним – при своём горячем желании его уволить («Wonderzine», публикация от 18.05.2020). Возможности высказаться у преподавателя нет: в белом шуме форменной истерии он услышан не будет.
Подписавшие письмо на портале «ДОХА» настаивают «на создании отдельного регламента, закрепляющего принципы общения преподавателей и студентов — в частности, запрет романтической связи, пока преподаватель и студент находятся в рамках иерархических отношений […] Для того, чтобы соблюдение регламента стало нормой для преподавательского состава, мы предлагаем ввести для преподавателей обязательные образовательные курсы, посвященные неэтичности романтических и сексуальных отношений между преподавателями и студентами: такая практика уже опробована в крупнейших иностранных высших учебных заведениях».
Уважаемые, а как же столь любимые вами свобода самовыражения, свобода личности? Вы же кричали об этом – в дискуссиях о столь ненавистном вам «совке»… Кстати, а в «совке» харрасмент был? Вопрос: а кто будет вести эти удивительные, обязательные и образовательные курсы? Маститым профессорам, исследователям, руководителям интереснейших научных проектов «авторки и редакторки» будут объяснять, что насиловать – это плохо и нельзя? А хоть кто-то сказал, что это хорошо?
«Мы считаем необходимым создать совместные комиссии студентов и преподавателей на каждом факультете, которые бы принимали решения в сложных случаях — во избежание спекуляций и той, и другой стороной».
Дорогие, вы действительно считаете, что в университетской среде полно кандидатов в надсмотрщики-гауляйтеры, способных совмещать учёбу и преподавание с доносами и слежкой?
«Мы просим уделить особое внимание нашим требованиям руководство филологического факультета МГУ, ситуация на котором стала отправной точкой для создания этого письма».
Неточность: по-настоящему отправной точкой скандала стала публикация в Instagram студентки с исторического факультета, заявившей о домогательствах в МГУ раньше, чем это сделал «DOXA», – 26 апреля. Однако журнал предусмотрительно умалчивает об этом – вероятно, потому, что обвиняемый профессор-историк выразил однозначную готовность подать в суд за клевету.
Ещё немного – и будет поздно. Ко дню 8 марта 2019 года не более чем за грубую шутку приняли расклеивание в вестибюле 1-го Гуманитарного корпуса МГУ розовых бумажек с «сексистскими», по мнению исполнительниц, цитатами мужчин-преподавателей. Вероятно, это должно было вызвать праведный гнев со стороны всех «сознательных» студенток. Реакция не оправдала ожиданий: «Акция вызвала очень негативную реакцию у моих сокурсниц», – жалуется изданию Wonderzine фемактивистка. Сегодня она же открыто заявляет, что имеет моральное право уволить преподавателя, и не одного, нескольких – вынося на всеобщее обозрение абсолютно личные истории своих дальних и близких знакомых, перевирая факты и не приводя ни одного веского доказательства.
Являясь выпускницей филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, ответственно заявляю: ни слова о домогательствах за всё время учёбы на этом факультете я не слышала. Годы моего пребывания там – мои лучшие годы. «Авторок и редакторок» на филологическим факультете МГУ меньшинство. Но они очень, очень хорошо организованы.
«Слушайте, мы сначала пустим смуту, — торопился ужасно Верховенский, поминутно схватывая Ставрогина за левый рукав. — Я уже вам говорил: мы проникнем в самый народ. Знаете ли, что мы уж и теперь ужасно сильны? Наши не те только, которые режут и жгут да делают классические выстрелы или кусаются. Такие только мешают. Я без дисциплины ничего не понимаю.
Я ведь мошенник, а не социалист, ха-ха!»
(Ф.М. Достоевский, «Бесы»)