Авторский блог Владислав Шурыгин 16:42 24 февраля 2019

Рождённые в Сибири

здесь, на омском танковом заводе уникальные «реактивные» танки Т-80 получают вторую жизнь…

…Совсем недалеко от этой неприметной железнодорожной ветки с шумом и лязгом проносились составы по знаменитому «Транссибу» - транссибирской магистрали, соединившей когда-то далёкий Китай и Европу. В безветренную погоду здесь даже слышны вокзальные объявления о прибытии и отправлении поездов, стоянках, номерах платформ. Но тут совсем иной мир. За высоким бетонным забором, отрезающим эту ветку от всего остального мира, на открытых платформах под зелёным брезентом бугрятся какие-то приземистые «караваи». Брезент снимают и под ним открываются мертвые, в выцветшей окраске, в рябых пятнах ржавчины глыбы брони. Танки!

Их аккуратно оплетают тросами, и кран переносит их с платформ на бетонную площадку.

…Когда-то, много лет назад, каждый из них, матово отливая на солнце свежей краской, с этой же площадки отправлялся к месту своей службы. Их ждала Германия, Белоруссия, Украина. Легендарные знамёна самых прославленных танковых армий и дивизий передового удара. Там начиналась их биография. А закончилась она на безымянных площадках хранения снятой с вооружения техники. И вот теперь они снова дома! На омском танковом заводе – АО «Омсктрансмаш». Сюда пребывают снятые с консервации танки Т-80. И здесь их возвращают к жизни. А точнее – дают вторую жизнь…

…История Омского завода транспортного машиностроения началась с… паровозов. Сто двадцать один год назад, в ходе строительства транссибирской железнодорожной магистрали в Омске были организованы мастерские по ремонту подвижного состава. Вот из этих мастерских и вырос завод. Правда, не сразу, а почти через сорок лет - в ноябре 1941года, после начала войны, паровозоремонтный завод им. Рудзутака был срочно переориентирован на выпуск танков и стал «заводом № 173» танковой промышленности. Сюда было эвакуировано оборудование и специалисты Ворошиловградского паровозостроительного завода, выпускавшего танки Т-50. Через год сюда же из блокадного Ленинграда был эвакуирован завод имени Ворошилова № 174. И омский танковый завод поменял номер на 174, а вместо танков Т-50 перешёл на выпуск легендарных Т-34.

Всего за годы войны в Омске было изготовлено около 7000 танков Т-34. За труд в годы войны 399 работников «завода № 174» были награждены орденами и медалями. Более 8 тысяч человек награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». После войны завод продолжил выпуск танков, став в 1965 году «Заводом имени Октябрьской революции».

Свое нынешнее название «Завод транспортного машиностроения имени Октябрьской революции» производство получило в 1988 году и с ним проработало до 2000 года, когда из названия исчезло упоминание Октябрьской революции и осталась уже современная аббревиатура «Омсктрансмаш»…
Странным образом все эти годы танковый гигант сохранял связь с своей колыбелью – РЖД, выпуская для железных дорог целую номенклатуру изделий.

Безбашенная реанимация

Вторая жизнь начинается с того, что прибывший на завод танк отправляется на разборку. Причём, полную - до последнего винтика. Как голова с плеч – снимается башня и выставляется на специальную конструкцию, на которой продолжается её разборка, что называется, «до брони». Из «обезбашенного» корпуса также извлекаются все агрегаты и механизмы, после чего он передаётся в другой цех, где его очищают, красят и готовят к монтажу нового оборудования.

Снова в сборочно-сдаточном цеху он появляется уже фактически новым. После чего начинается его окончательная сборка. На танк устанавливаются катки, ведущие звёздочки, монтируется электропроводка, двигатель, различные агрегаты и системы. Одновременно с этим идёт модернизация башни. На неё устанавливается новая «динамическая защита», монтируется пушка, прицелы, связь. Затем башня устанавливается на место, все системы подключаются и сопрягаются друг с другом, на специальном стенде танк «обувают» в новые гусеницы и после всех проверок он направляется дальний конец цеха. Там ворота – через них получившие вторую жизнь «восьмидесятки» выезжают сдавать экзамены на полигон, где их тщательно тестируют и испытывают. После испытаний танки снова возвращаются в цех, где их отмывают от грязи, снова красят и после этого передают военной приёмке. Готовые, фактически совершенно новые танки бронированной колонной выстраиваются на «танковой» дороге – мощеной бронированными плитами дороге между цехами. Только эти плиты способны выдержать вес и «клыки» гусениц тысяч прошедших по ним бронированных гигантов. Отсюда у них начинается армейская жизнь. Вторая жизнь…

Сегодня в цехах завода работают тысячи рабочих и инженеров. И у каждого был свой путь на завод. Заместитель начальника сборочно-сдаточного цеха Анатолий Пермяков пришёл сюда тридцать один год назад, после окончания «базового» для «Трансмаша» омского политеха. Прошёл путь от технолога до заместителя начальника цеха. Правда, с перерывом. В начале двухтысячных, когда завод оказался на грани закрытия, зарплаты не платили по полгода, заказов не было, Анатолию пришлось уволиться.

- Страшное было время. – вспоминает он – завод на глазах умирал. Вокруг были пустые ледяные цеха – денег на отопление просто не было. Что говорить, в нашем цехе «бассейн» - камера проверки герметичности танков – замёрз. А у меня на руках дети. Пришлось уйти. Восемь лет - чем только не занимался. Производил мебель, камины, продавал холодильное оборудование. Но не лежала ко всему этому душа. И как только завод начал оживать я вернулся. Это было в 2008 году. Мы тогда только вошли в корпорацию «Уралвагонзавод» и нам дали первый заказ – ремонтировать танки Т-80 для Кипра…

Сегодня мы «капиталим» и модернизируем наши родные «восьмидесятки» для российской армии…

Реактивный арктический…

Т-80 - танк уникальный! Это первый и единственный в нашей армии танк, оснащённый газотурбинным двигателем. Вместо привычного дизеля у него газотурбинная установка, близкая по конструкции к вертолетному двигателю. Т-80 стал первым в мире серийным танком с такой компоновкой. Звук работающего Т-80 не спутаешь ни с одним другим танком. Он скорее похож на свист готовящегося к взлёту истребителя. За это Т-80 прозвали в войсках «реактивным танком». Танк способен развивать на поле боя скорость до 75 километров в час. И, если летом по пересечённой местности это явно избыточная скорость, то в условиях Севера и арктических пустынь она более чем востребована. Т-80 буквально летит по полю боя. К тому же его двигатель запускается в самый лютый мороз за три минуты. Ему не нужны ни вода, ни антифриз, ни тосол, ни само устройство подачи охлаждающей жидкости. Для дизеля этот норматив – от получаса до 50–ти минут, при этом необходимо еще запускать подогреватель…

Именно сибирский Омсктрансмаш в своё время производил эти танки. Здесь их колыбель…

По данным издания Military Balance, в настоящее время на складах российской армии находится тысячи танков Т-80. Еще 200 танков Т-80 стоит на вооружении танковых полков 4-й гвардейской танковой Кантемировской дивизии. Впервые вернуть в строй танки Т-80 планировали еще в начале нулевых годов. Но тогда работа так и не началась. За тем, в эпоху министерства Анатолия Сердюкова, состоялось решение, которое чуть не отправило «восьмидесятки» на переплавку. Была подписана директива о снятии их с вооружения и сдаче на металлолом. Только неимоверными усилиями удалось приостановить это решение. И вот теперь «восьмидесятка» получила новую жизнь!

На модернизированном Т-80 стоит самая современный прицел Сосна У с тепловизором, лазерным дальномером и автоматом сопровождения цели. Танк получил принципиально новую динамическую защиту, новые боеприпасы повышенного могущества, но, самое главное, резко возросла экономичность двигателя, на что раньше всегда пеняли его противники. Теперь она почти сравнялась с показателями дизельных двигателей.

Благодаря этому «реактивный танк» вновь встает в бронированный строй. Определено и перспективное место службы «восьмидесяток» - северные районы, что неудивительно. Поэтому сегодня «реактивный танк» называют ещё и «арктическим»…

Алексей Серобабов слесарь - сборщик. Алексею тридцать пять, после окончания ПТУ был призван в Армию. Выезжал в командировку на Кавказ. После службы за восемь лет сменил несколько мест работы. В 2011 году, с «реанимацией» завода пришёл на Омсктрансмаш и вот уже семь лет трудится здесь. Работа у Алексея, можно сказать, ювелирная. Он специалист по монтажу и выверке прицелов. Сегодня это целый комплекс, объединяющий в себе блоки дневной и ночной оптики, тепловизор, лазерный дальномер и ещё множество датчиков, обеспечивающих нашему танку превосходство на поле боя.

Вторая жизнь

Начальник корпусно-сборочного цеха Олег Захаров пришёл на завод сразу после всё того же Омского «политеха» в далёком 1985 году, и с тех пор вот уже тридцать лет его жизнь прочно связана с Омсктрансмашем. Я не ошибся – именно тридцать. Потому, что и ему в 2007 пришлось на три года покинуть остановившийся, умирающий завод. Нужно было как-то кормить семью. Но, как только завод ожил, Захаров сразу вернулся в родные стены и был одним из тех, кто возрождал на заводе технологические циклы, восстанавливал производство.

- Конечно, сегодня завод совсем другой, чем был тридцать лет назад. – рассказывает Захаров - Но и задачи сегодня стоят другие. Тогда мы почти как пирожки «пекли» танки. Ежемесячно с конвейера сходили десятки боевых машин. Завод был одним из немногих в СССР производств полного цикла – наш мартеновский цех варил сталь, лил корпуса и башни. Гигантские станки фрезеровали и обрабатывали их до необходимых параметров и передавали на сборку. Сегодня мы только ремонтируем и модернизируем танки. Свое литейное производство уже не то. Но и задачи сотнями строить танки нет. У наших танков огромный потенциал для модернизации, и они ещё долго могут находиться в строю…

В цехе Захарова танк буквально перерождается. Освобождённый от всего «навеса», чем-то похожий на гигантское корыто сильно тронутый временем корпус «восьмидесятки» очищается до первозданного блеска мощной струйной установкой, которая использует мелкие, как дробь, чугунные шарики. Тут же происходит фрезеровка корпуса под модернизированные агрегаты, наварка новых панелей для установки «активной» брони и окраска корпуса. Практически новый корпус передаётся в сборочный цех…

Особая гордость предприятия – трудовые династии. Некоторые связаны с заводом полвека и даже больше.

Дмитрий Киселев– начальник серийного производства. Работает на Омсктрансмаше с 1996 года. Вот уже четыре поколения его семьи вносят свой вклад в развитие предприятия: бабушка была заместителем председателя партийной ячейки, родители трудились здесь, он сам, а теперь и сын.

Можно ещё долго перечислять семьи, чьи трудовые династии связаны с заводом. Они - настоящий золотой фонд Омсктрансмаша…

Подводники

Особое испытание – проверка герметичности танка. Каждый российский танк должен после минимальной подготовки преодолевать вброд водные преграды глубиной до пяти метров. И для проверки герметичности в приёмо-сдаточном цеху оборудован специальный бассейн – огромная стальная яма, которую перед испытаниями заполняют водой. После чего на танк устанавливается навесное оборудование для движения под водой – высокая труба, торчащая над водой, в которую засасывается воздух для работы двигателя. Заводской экипаж занимает в танке места, запускается двигатель, после чего подхваченный краном бронированный гигант плавно взмывает над землёй и медленно опускается в бассейн на двадцать минут. Под водой экипаж глушит, а за тем снова запускает двигатель и следит за тем, как поступает в танк вода. Норматив – не более одного литра в минуту. Затем танк подымают, выставляют на платформу и экипаж, открыв специальный лючок, сливает воду и замеряет её количество. Если всё укладывается в норматив – испытание считается выполненным. Если нет, ведётся поиск и устранение мест «нештатных» протечек.

Алексею Семёнову тридцать семь. Он испытатель двигателей. Тот самый «подводник», который опускается с танком в бассейн. Алексей «танкист» со стажем. «Срочную» служил в батальоне обеспечения учебного процесса танкового училища. Эксплуатировал почти все виды основных наших танков, Т-72, Т-80, Т-64.
«Танкистов» вообще тут много.

Антон Плотников закончил в 1988 году военное училище, служил в войсках, но в 2010 году был комиссован по здоровью. Вернулся в Омск и пошёл работать на Омсктранмаш. Плотников тоже «подводник».

- А гидрокостюмы одеваете, когда идёте под воду?

- Да о чём вы? Какие гидрокостюмы? В обычной рабочей одежде погружаемся. За двадцать минут даже ноги не замочишь. С собой только индивидуальный дыхательный аппарат по требованиям безопасности. Но у нас техника надёжная! Ни разу даже не намок…

Сегодня Омсктрансмаш - динамично развивающееся производство. Кооперация с Уралвагонзаводом позволила начать модернизацию мощностей, сосредоточиться на наиболее перспективных направлениях. Так, на предприятии запущена и работает самая современная в России линия по производству и сборке гусениц для боевой техники, и сегодня завод «обувает» большую часть бронетехники российской армии.

Завод не только модернизирует танки, но и производит самые современные тяжёлые огнемётные системы «Солнцепёк» и машины заряжания к ним. Целую линейку специальных мостовых, ремонтных, и плавающих гусеничных машин. Специальные пожарные машины и целую номенклатуру гражданской продукции. От машин по завинчиванию свай, мини - ТЭЦ, до запасных частей для Российских железных дорог.

Конечно, завод не лишён старческих болезней советского ВПК – в советское время высокая эффективность производств держалось на двух китах: на сверхдешёвом сырье и сверхдешёвой энергии. Автомат Калашникова действительно стоил в эпоху СССР копейки, потому что ижевский завод получал дешёвую сталь и сплавы в рамках госпоставок, а тарифы на электричество и топливо были копеечные, прибавить к этому громадные объёмы заказа и получаем уникальную цену. Сегодня мы живём в совершенно другом мире. Цены на топливо, электричество выросли в сотни раз, и теперь только на поддержание жизнеспособной среды в старых громадных цехах уходят многие миллионы. Заводы больше не получают дешёвое сырьё, а покупают его по коммерческим ценам. Время мастодонтов ушло, и это необходимо понимать. Сегодня производство становится компактнее – и в силу того, что объёмы военной продукции сильно сократились, и в силу того, что новые технологии просто не требуют огромных объёмов прошлого. То, с чем раньше справлялся станок размеров с двухэтажный дом, сегодня справляется станок, вмещающийся в кузов грузовика.

Но, несмотря на все трудности, Омсктрансмаш уверенно смотрит в будущее. Российской армии нужно самое современное оружие и «Трансмаш» его создаёт!

1.0x