В рамках гуманитарной парадигмы часто встречается особый подход к изучению сложных явлений, в основе которого лежит бегство от сложности, отказ от систематизации и корректировки необычного явления в сложную систему. Столкнувшись с выходящим за привычные границы феноменом, вместо расширения и переработки всего базиса, происходит формирование изолированного термина, который по мнению авторов должен вмещать в себе все особенности. В особо тяжёлых случаях происходит соединение нескольких предметов, без синтеза, формирования нового, и без соотнесения «целого» с частями.
Примером подобного является термин «государство-цивилизация», который применяют в отношении России. Вместо расширения черт и качеств России, выделения особенностей, исторических аналогов и т.д., с переходом к сильному и игнорируемому в последние десятилетия понятию «империя», идёт попытка создания очередной химерной и искусственной конструкции а-ля «общность советский народ». Цивилизация является широким, культурным и надэтническим понятием, государство же геополитическим, с набором формальных черт.
В современном мире существует восточноевропейская цивилизация (по географическому расположению её центра), она же Русский мир (по культурному ядру). Границы нашей цивилизации далеко выходят за формальные границы России, они нечёткие и подвижные, особенно в условиях мировой катастрофы. В отличие от цивилизации Русский мир, понятие «государство-цивилизация» вызывает ассоциации с полукровка / полуэльф, что больше чем государство, но является недо-цивилизацией. Получается отражение натужной и изначально обречённой попытки выйти за пределы.
Не нужно смешивать теплое и зелёное, Россия является сухопутной империей (суша + сеть), коих в истории человечества было и есть очень небольшое количество (менее дюжины), оттого они уникальны по отношению к обычным соседним странам, но не в рамках исторического процесса. Страна Россия является центром, ядром цивилизации Русский мир, который шире её и иной. В современном мире существует очень похожая пара – Иран и Шиитский проект, проявления которого можно наблюдать в противостоянии на Ближнем Востоке.
Ещё одним примером несистемного подхода является попытка классификации сложных многоуровневых явлений описательным способом, без формирования иерархической, сложной классификации, выявления пропущенных структурных единиц, которые теоретически могут существовать, но в реальности мы с такими не сталкивались. Гениальность и величие периодической таблицы Д.И. Менделеева были проявлены в предсказательной силе, как инструмента, что позволила описывать характеристики и свойства элементов заранее, до их обнаружения исследователями.
В рамках геостратегии, описывая и классифицируя цивилизации по ограниченному набору критериев, обязательно нужно выделять сочетания, что были пропущены в рамках исторического процесса, но которые могут добавить избыточной сложности миру в будущем.
И, да, введение новых терминов в геостратегии происходит редко, так как сложность русского языка позволяет расширять уже существующие, а не создавать новые, лишённые семантической преемственности и глубины…
Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС