Сообщество «Форум» 16:31 8 мая 2020

«Россия после пандемии COVID-19: основные принципы социально-экономического антикризисного развития» (Тезисы проекта)

Пандемия, связанная с COVID-19, охватила весь мир и обнажила многочисленные проблемы в социально-экономическом, политическом и гуманитарном развитии современного общества. Вызванный ею мировой кризис по охвату и глубине проявления схож, и даже в некоторых случаях, может превзойти Великую американскую депрессию (1929-1933 гг.). Фактически единогласно экспертное сообщество считает, что с преодолением пандемии мир станет другим, преобразованным, и будет развиваться далеко не на тех принципах, которые господствовали ранее.

Социально-экономическая ситуация в России в силу ряда причин, таких как: абсолютная неэффективность существующей системы, ее абсолютная безответственность и критическая несправедливость; ее экспортно-сырьевой характер; беспримерная коррупция, особенно в высших эшелонах власти; некомпетентность госуправления; ликвидация многих отраслей в 90-х годах и т. д., и наложившиеся на все это санкции привели страну в предкризисное состояние. А обрушившаяся пандемия и глубокое падение цен на нефть перевели предкризисное состояние в системный кризис во всех сферах развития современного общества и государства.

В то же время Россия имеет все предпосылки для того, чтобы не только ускоренно выйти из глубокой кризисной ямы, но и стать одним из лидеров посткризисного социально-экономического развития в мире. Что для этого необходимо?

Во-первых: смена порочной либерально-олигархической модели с преимущественно экспортно-сырьевой направленностью. Убеждены, что «штопка» существующей, навязанной американскими консультантами, социально-экономической системы, бессмысленна и чревата дальнейшим отставанием от развитых и даже развивающихся стран, в т. ч. БРИКС.

В борьбе с системным кризисом должна быть создана новая социально-экономическая модель, при которой становится реальностью самый главный принцип – государство служит народу, а не наоборот, то, что мы имеем в настоящее время. Такой моделью, на наш взгляд, может быть «Новый социализм», отдельные элементы которого внедрены в ряде успешных экономик мира (Китай, Швеция, Финляндия и др.). Полагаем, что этапность перехода от существующей модели к новой могла быть следующей:

- для ускоренного выхода из глубокого системного кризиса на первом этапе внедряется переходная модель в виде «мобилизационной экономики», при которой мобилизуются государство, народ и ресурсы;

- на базе цифровизации по согласованию с бизнесом внедряются текущее и стратегическое планирование по всей номенклатуре стратегической продукции и продукции, требующей импортозамещения;

- с использованием, разработанного авторами данной работы, механизма «Обязательного Государственного Заказа» (ОГЗ), производство необходимой продукции распределяется по исполнителям, независимо от их форм собственности. Под дефицитную продукцию создаются новые производственные мощности либо государством за счет бюджета и резервных фондов, либо по системе частно-государственного партнерства. Безусловное исполнение ОГЗ по срокам, количественно, качественно и по согласованным ценам контролируются отраслевыми Министерствами, которые несут полную ответственность за результаты выполнения ОГЗ.

При грамотном менеджменте политика «Обязательного Государственного Заказа» может быть сравнима с политикой НЭПа и стать основой неоиндустриализации и социализации российской экономики и фундаментом для выстраивания «Нового социализма». С учетом предыдущего опыта, ОГЗ станет одним из локомотивов переходной экономики.

Одновременно с переходом на временную мобилизационную модель проводится политика повышения уровня развития главной производительной силы общества – людей, что является важнейшей предпосылкой в проведении социально-экономических реформ. Сегодняшняя ситуация в России с инвестициями в развитие человеческого капитала характерна отставанием в среднем от стран G20 примерно в три раза. Имеются серьезные недостатки в государственном менеджменте в сферах образования, здравоохранения, науки и др. Наряду с этим необходимы программы, связанные с внедрением передовых технологий во все сферы деятельности человека, совершенствование предметов и средств труда, и в целом модернизация всей системы производственных отношений, что позволит сократить отставание от наиболее развитых стран в производительности труда.

Проводится совершенствование финансовой, кредитно-денежной политики. Запустить экономику могут в первую очередь деньги, и только дешевые деньги.

В этих целях необходимо изменить налоговую политику, валютную политику. Ввести повышенный налог на спекулятивные финансовые операции. Закрыть вывоз капитала за рубеж, провести реальную деофшоризацию в стране.

Ограничить беспредел, творимый монополиями, в области повышения тарифов. Реальная поддержка малого и среднего бизнеса за счет доступных кредитов со ставкой на уровне 2-4%, в зависимости от вида деятельности, снижения налогов или даже временной отмены их.

Заявления руководства государства: «денег нет, но вы держитесь!» - абсолютная чушь.

Деньги в государстве есть, другое дело, что имеется серьезный перекос в их распределении. Денег слишком много в финансово-банковском секторе и крайне мало в реальной экономике, и все это усугубляется также и такими фактами как:

- они очень неэффективно и нерационально используются. Так из Федерального центра в регионы значительные суммы поступают в III декаде декабря и расходуются в спешке, либо вообще не используются;

- беспредельная коррупция как преступная, так, на наш взгляд, и узаконенная. Примерами первой могут служить миллиарды наличных рублей, украденных полковниками МВД и ФСБ, губернаторами и заместителями губернаторов, министрами и их заместителями и т. д.

Но есть и легитимная коррупция. Так в Основном Законе записано, что недра принадлежат народу России. Фактически они принадлежат кучке олигархов и высших чиновников, а полученные от реализации сырья средства выводятся в офшоры. Таким образом, мимо «кассы» (бюджета) уводятся многие триллионы рублей и миллиарды долларов. А ведь есть действенный механизм прекращения этого узаконенного воровства.

Такой механизм внедрен во всех странах ОПЕК, в Норвегии и т. д. В этих странах газодобывающие и нефтяные компании заключают с государством сервисные контракты, в соответствии с которыми они занимаются разработкой месторождений и добычей сырья, реализация которого монопольно в руках государства. При этой схеме недра действительно принадлежат народу и все средства от реализации сырья, за исключением тарифов газодобывающих и нефтяных компаний, идут в бюджет и народу напрямую. Во всех нефтегазодобывающих странах, перешедших на сервисные контракты, не только бюджет получает миллиарды долларов, но и каждый гражданин страны получает от 10 тысяч до сотни тысяч долларов в год (порядок цифр приведен по разным странам).

Перейди и Россия на такой механизм, государство получало бы дополнительно до 8 трлн. рублей в год или десятки млрд. долларов, что позволило бы повысить в разы финансирование здравоохранения (пандемия показала огромные проблемы в этой сфере), образования, культуры, обороноспособности, а граждане страны – по несколько десятков или, может, сотен тысяч рублей ежегодно. В итоге – рост реальных доходов, обеспечение роста внутреннего потребительского спроса.

Для такого перехода не надо менять Конституцию РФ, не нужен Новый Закон, даже Указ Президента не нужен, необходимо только Постановление Правительства. Внедрение сервисных контрактов в нефтегазодобывающей отрасли послужило бы серьезным стимулом для всей экономики России. После чего опыт мог бы быть распространен и на другие отрасли.

Но этого, к сожалению, никогда не будет, так как ударит по интересам олигархов и правящей верхушки, а народ продолжит бедствовать.

Полагаем, что главным критерием в совершенствовании системы налогообложения должна стать политика, направленная на диверсификацию налогов при преимущественном их снижении. Все полученные доходы в России должны облагаться налогом так же в России.

Радикальное расширение экономических прав и обязанностей органов местного самоуправления. Государству необходимо увеличить участие местных и региональных властей во владении инфраструктурой или сдавать им в управление объекты инфраструктуры, строительство которых осуществлялось за бюджетные средства.

Во-вторых: естественно, что в тезисах Проекта невозможно осветить все аспекты «посткороновирусного» развития России. Но на двух важнейших моментах мы хотели бы остановиться. Любая серьезная программа должна кроме социально-экономической включать политическую, идеологическую и др. части. В этой связи необходимо отметить, что главный потенциал России – не в ее огромных ресурсах и бесконечных просторах, а в готовности наших людей жертвовать не только своим благополучием, но, если необходимо, и жизнью во имя будущего ради независимости и процветания Родины. Во многом определяющим фактором при этом является национальная идея. Такой национальной идеей, на наш взгляд, может быть только образ будущего страны, а будущее у России – «Новый социализм», современное общество, справедливое и без классового неравенства, что является высшим приоритетом для нашего народа.

Научный руководитель проекта

Котолупов О.А., доктор экономических наук, профессор (г. Москва)

1.0x