Сообщество «Форум» 09:10 29 марта 2021

Россия, 100 лет в поиске

фрагмент новой книги Александра Петрова


В продажу поступила книга Александра Петрова " Россия, 100 лет в поиске" В ней изложены критические взгляды автора на теорию марксизма, в качестве альтернативы Теории Прибавочной стоимости К.Маркса представлена, разработанная автором, Концепция Скрытой Прибавочной стоимости. Используя ее положения в качестве инструмента , автор систематизирует основные недостатки капитализма, раскрывает опасность процессов концентрации более 50 % богатства у 1% населения. При этом приводятся механизмы, способные затормозить и остановить их, не доводя до разрушительных проявлений. Делается вывод о наличии у капитализма значительных резервов для дальнейшего роста , в том числе за счет потенциала стремительно развивающихся стран АТР. Исторический опыт указывает на то, что
успешное развитие той или иной страны происходит в тех случаях, когда исходно хищному доминированию капитализма труженики успешно противопоставляют комплекс требований, систематизированных идеологией социализма. Поражение социализма в версии СССР, попытки
реставрировать марксизм привели к тому , что в настоящий период мировое сообщество не имеет идеологии социализма, адекватной уровню своего развития. Диктат капитализма в виде мировой экспансии США подводит человечество к опасной черте. В книге приводятся основные подходы для формирования новой теории социализма, описываются возможные сценарии
соперничества на практике идеологий обеих формаций в длительной перспективе.

В последней главе книги, которая в сокращенном виде приводится в данной статье, дается резко критическая оценка попытке построить капитализм в России без понимания движущих сил рыночной экономики, без возложения на крупных собственников и руководителей государственных корпораций ответственности за рост богатства страны и благосостояния населения, без формирования государством конкурентной среды в экономике и политике. Предлагается комплекс мер по исправлению ситуации. Приобрести книгу можно в интернет - магазине по электронному адресу "URSS.ru ".

Россия, как восстановить утраченную способность к развитию.

В декабре 1991 года, величайший в мировой истории социальный эксперимент закончился. Первая в мире социалистическая страна — СССР, распалась на 15 государств. Практика показала, что формирование общества на основе учения К. Маркса под диктатурой пролетариата (или с использованием вывески – «диктатура пролетариата») сопряжено с очень значительными потерями. При этом жизнь подтвердила, что положения Манифеста Компартии о возможности строительства нового общества без денег, товарно-денежных отношений, с ограничениями прав на личную собственность, без прав на владение средствами производства, без семьи, без признания за государством управляющей роли абсурдны. За 74 года эксперимента не удалось построить общество более эффективное, чем общество, опирающееся на исторически проверенные категории, свойственные современному капитализму. Страна, принявшая на вооружение марксистскую модель развития, обладающая наибольшими в мире природными ресурсами, победившая в тяжелейших военных сражениях, накопившая громадный военный потенциал, создавшая мощный военно-политический блок с сопредельными государствами, проиграла в мирном в соперничестве с ведущими мировыми державами. Но и при этом потенциал преемника СССР — России в 1991 году оставался значительным. Надо было определять направление развития: воспроизводить капитализм стран ЕС и США, которому ряд идеологов пророчат скорый крах, посткапитализм, о котором туманно пишут западные теоретики, социализм с китайским лицом, стоящим в окружении 4 - х сотен миллиардеров, или социализм по-швейцарски, поддерживаемый офшорными доходами ведущих банков.

Б. Ельцин, получив всю полноту власти конце 1991 года в пределах Российской Федерации, самоустранился от выработки антикризисных мер по мобилизации ее экономики . Под впечатлениями от 2 -х своих экскурсионных поездок на Запад и влиянием приобретенных в них покровителей он с соратниками по партии из союзных республик разрушил СССР, немедленно доложил об этом Президенту США и определил вектор движения России – Капитализм. В условиях финансового кризиса , сформировавшегося из – за чрезвычайно низких цен на углеводороды еще в период правления М. Горбачева, он поручил управление экономикой одной из ведущих держав мира лицу, имеющему практический опыт руководства коллективом численностью 6 человек. В помощь главному управляющему страны на первом этапе ее разрушения - журналисту Е. Гайдару, дал американских консультантов. Управляя экономикой России в обозначенном идеологическом коридоре, Гайдар а затем Черномырдин В. с помощью команды консультантов довели страну до потери 50 % валового продукта. В качестве главного оружия разрушения промышленности и сельского хозяйства реформаторы использовали доллар. Несмотря на стремительное падение экономических показателей они, в подтверждение стабильности ситуации в стране, много лет поддерживали курс на уровне 6 рублей за доллар.

Задаешься вопросом — почему властные структуры СССР рухнули в одночасье, почему события 1991 года, в значительной степени повторили трагические события 1917 года, почему народ после 1991 года соглашался жить 8 лет в условиях непрерывного катастрофического падения своего жизненного уровня. Анализируешь ситуацию и приходишь к неожиданному выводу о том, что у событий 1917 и 1991 годов много общего и в первую очередь в главных лозунгах.

В 1917 году существенную роль сыграл лозунг «Мир народам». В перестройку страна, после гибели 13 тысяч военнослужащих и нескольких десятков тысяч раненых, прекратила войну в Афганистане. Советские войска оставили комфортные помещения в Германии , Польше, многие воинские части были размещены на территории России в палаточных городках. «Уход с фронта», как и в 1917 году, предоставил обществу армию обиженных и обездоленных "бойцов революции».

Революция 1917 декларировала «Право наций на самоопределение». Советская власть разъяснила народам, во многих случаях с применением оружия, что наличие права не означает обязательную целесообразность его использования. Реформаторы 90-х. годов каждой из 15 союзных Республик, предоставили возможность создать собственное государство.

Провозгласив лозунг « Земля крестьянам», Советская власть дала крестьянам помещичьи и монастырские земли. Декрет о земле, принятый на 2 -м съезде Советов 27 октября 1917 декларировал : « землепользование должно быть уравнительным, т. е. земля распределяется между трудящимися смотря, по местным условиям по трудовой или потребительной норме» [ 23. Статья 7]. Но здравый смысл подсказал , что при распределении земли по такому принципу, значительная часть пашни останется не обработанной. Обессиленной стране грозил голод. Пришлось раздавать дополнительные наделы тем, кто имел больше лошадей, и выращивать на них будущих кулаков. После превращения их во влиятельную политическую силу потребовалось уничтожение новой общественной группы. Организация колхозов лишила права на землю к началу 30 – х годов всех крестьян: бедных и богатых. Реформаторы 90-х годов каждому сельскому жителю ее вернули в виде земельного пая, но земля без техники не могла стать реальным богатством.

Революция 1917 года привлекла на свою сторону всех рабочих лозунгом « Власть народу, фабрики рабочим». После окончания Гражданской войны встал вопрос как реализовывать на практике лозунг « Власть народу» и осуществлять в соответствии с учением К. Маркса диктатуру пролетариата. В конце 1920 года в партии развернулась острая дискуссия. А. Г. Шляпников, С. П. Медведев, А. М. Колонтай, рассматривая профсоюзы, как высшую форму организации пролетариата, требовали передать им право управлять народным хозяйством. Однако представители сформировавшихся за три года новых бюрократических органов власти были категорически против. После некоторых колебаний В. Ленин встал на их позицию. [ Полн. собр. соч. , 5 изд., т. 42 ]. С передачей фабрик рабочим также возникли проблемы. Через четыре года после революции одна часть предприятий была возвращена их владельцам - нэпманам, другая - перешла в собственность государства. Реформаторы 90-х годов предложили трудовым коллективам самим избирать себе руководителей, дали каждому городскому жителю ваучеры, причем на принципах полного Равенства. Министр с пятидесятилетним стажем работы в отрасли получил равное количество ваучеров с вчерашним выпускником ГПТУ. Оба они могли на равных условиях приобрести «кусочек фабрики» и воплощать в жизнь лозунг « Власть народу».

На основе анализа ситуации по указанным выше важнейшим лозунгам Октябрьской революции мы должны видеть на первом этапе реформ преемственность событий октября 1917 и 1991 годов. Точнее, мы должны признать, что реформаторы 90 – х годов дали населению страны то, что обещали дать в 1917 году большевики, но по различным причинам не смогли этого сделать. Руководствуясь логикой, мы должны отметить, что реформаторы 90 – х. годов заманили народ в свои сети лозунгами свойственными для народной революции.

Но после того как это произошло, они пошли дальше, своими действиями они подвергли ревизии все положения марксизма, которые попыталась реализовать Советская власть. Она лишила граждан права на владение средствами производства. Перестройка к 1991 году предоставила право иметь свой бизнес. При социализме в нашей стране было жестко ограничено право граждан на личную собственность. Абсолютно большая часть жилого фонда находилась в собственности государства, напрямую или через ведомства. Гражданину предоставлялся по нормам ордер на проживание с семьей. В 1991 году все прописанные в квартирах граждане получили право на безвозмездное оформление их в личную собственность. Реформаторы в 2017 предоставили горожанам право на приобретение земли для отдыха и строительство на ней домов без ограничений, вслед за этим земля была превращена в наиболее востребованный товар. Добавим к этому лавинообразному потоку «манны небесной» в виде собственности, право на конвертацию валюты, на приобретение импортных автомобилей, возможность свободного выезда за границу, свободу слова, собраний, организации партий и спросим себя, мог ли кто в условиях 1991 года не принять блага, которые давала «истинно» народная революция в сочетании с ценностями, свойственными высокоразвитой буржуазной демократии. Многочасовое стояние людей перед дверями «Макдональдса» в тот период можно было рассматривать, как стремление взглянуть хоть краешком глаза на «их капитализм».

Именно поэтому большая часть общества, не имея представления о том, что произойдет в последующие годы, поддержало реформаторов, те отдельные лица, которые понимали тенденции и протестовали, были лишены права голоса новыми свободными демократическими СМИ. Что же произошло дальше? На волне народной революции, была осуществлена буржуазная революция. Опять, также, как и в Октябрьскую революцию 1917 года, массами руководили представители интеллигенции, не имеющие абсолютно никакого опыта государственного управления. Они получили фрагментарные знания об общих принципах функционирования рыночной экономики, структурных элементах, обеспечивающих устойчивость капитализма в ведущих странах мира. От своих западных наставников они усвоили, что стержнем всего капиталистического общества является группа олигархов – людей, имеющих громадные состояния в виде финансов, промышленных объектов. Как самые богатые люди они более всего заинтересованы в социальной стабильности общества. Имея достаточно средств и властных полномочий, они, являясь одновременно заложниками общества, могут воздействовать на массы в повседневной жизни и кризисных ситуациях. Значит, задача №1 — сформировать представительную группу олигархов. При этом не надо задумываться над тем, что они статус «заложника» в родной стране променяют на роскошную жизнь эмигранта в Лондоне или Монако. Наделение собственностью произошло путем проведения залоговых аукционов, на которых на кредиты, выданные государством группе приближенных к Правительству лиц, было позволено приобрести за бесценок наиболее доходные крупнейшие предприятия России. Народ назвал эту группу «семибанкирщиной».

Для обеспечения ускоренного обогащения власть ввела для всех категорий единую ставку налога на доходы физических лиц. Президент корпорации с годовым доходом в 7млрд. рублей и медицинская сестра с зарплатой в 150тыс. рублей / год платили до 2021 года налоги по равной ставке 13%. По мнению власти, данное решение должно было способствовать ускоренному формированию группы крупных и средних собственников. При естественном ходе событий этот процесс затянулся бы на несколько десятилетий. Новые хозяева России и их иностранные консультанты не могли ждать, потребовали его ускорения. Руководство государства решило задачу путем искусственного разорения экономики России и создания обстановки вседозволенности для близким к властям лиц. Введение Гайдаром в 1992 году свободных цен на абсолютное большинство товаров привели к гиперинфляции, что полностью обесценило накопленные за десятилетия вклады тружеников . Остаток средств забрали у населения Мавроди с Лёней Голубковым. Эти меры в сочетании с разрушением плановой системы производства и распределения продукции создали хаос в промышленности. Все предприятия стали убыточными, лишились возможности выдавать зарплату, население обнищало. Продажа за бесценок на стихийных рынках личного имущества, через конторы олигархов ваучеров и земельных паев, стало для многих граждан единственным способом выживания.

Валютный и фондовый рынки при социализме в стране отсутствовали. Реформаторы постарались привести этот сегмент финансовой системы в соответствии с практикой Запада. При этом в течение всего периода, начиная с 1992 года до дефолта в 1998 году, руководство страны искусственно поддерживало на чрезвычайно высоком уровне курс рубля к доллару. Поток импортных товаров с уводом их от импортных пошлин, в том числе, транзитом через военные аэродромы, и порты захлестнул рынок. Это еще более усугубило обстановку в промышленности. Падение производства к концу 1998 года на 50% привело к банкротству многих предприятий и громадному падению их курса акций. Функционирование фондового рынка позволило в короткие сроки приобрести их значительную часть иностранным компаниям. Организованный государством спекулятивный рынок ГКО (Государственных казначейских обязательств) привел к дефолту всю финансовую систему страны. Все эти действия сопровождались разбоем, рэкетом, подкупами чиновников, убийствами, техногенными катастрофами, полномасштабной войной в Чечне.

В итоге наши, доморощенные, и иностранные капиталисты, забрали у населения то, что ему дала на первых этапах в начале 90-х годов «народная революция». Здесь опять мы видим аналогию с 1917 годом, с той лишь разницей, что тогда это сделало социалистическое государство. По итогам революции Россия превзошла ведущую страну капитализма – США только по одному показателю — расслоению населения. И это не случайно. Западные страны во главе с США определили роль нашей страны, как поставщика сырья для мировой экономики. Договариваться о ее добросовестном выполнении проще с узким кругом олигархов. Раздав главные куски государственной собственности группе олигархов, выбранных в качестве опорных столпов власти, руководство страны обнаружило, что часть новых владельцев более склонна служить нашим иностранным политическим соперникам. Пришлось срочно в каждой отрасли формировать крупные госконцерны. Наполнение их активами проводилось за счет изъятия собственности у наименее лояльных олигархов. В ряде случаев создание государственных супер концернов шло за счет выкупа активов у лиц, приближенных к власти. Высокие цены и вывод капиталов, полученных за счет продажи активов, в банки наших политических соперников, порождали массу критических замечаний в обществе, но это не останавливало процесс.

Он продолжается до настоящего времени. По итогам 30 -летних преобразований в России сложилась экономика с чрезвычайно высоким уровнем концентрации капитала у узкой группы лиц и монополизацией производства в большинстве ведущих отраслей промышленности, банковского и страхового дела. Их предприятия производят большую часть ВВП и именно они предопределяют торможение роста экономических показателей всей страны, игнорирование задач научно — технического прогресса. Происходит это за счет того, что государство, ликвидировав созданием монополий конкуренцию – главный двигатель рыночной экономики, отстранилось не только от управления, но и от контроля за эффективностью их работы. То есть ранее действующие в СССР механизм – принуждение планом, уничтожен , а новый – конкуренция, не создан. Руководители корпораций игнорируют общественное мнение, их заботит всего лишь личная оценка Президента. Но консультанты Президента в лице глав ведомств и советников его аппарата не могут осмелиться дать ему объективные данные по работе корпораций. Уровень влияния на Президента руководителей ведущих корпораций во столько же раз выше уровня воздействия глав ведомств, во сколько раз доходы первых, превышают доходы вторых (60 : 1) При этом, руководители корпораций пока не воспринимают, что они столпы государства и потому несут полную ответственность за успешное развитие не только корпорации, но и всей страны. Они недооценивают опасность многолетней стагнации ее экономики и падения жизненного уровня населения.

На основе изложенного можно констатировать, что события 90-х годов прошлого столетия зеркально воспроизвели события 1917 года. Тогда вслед за буржуазной произошла народная революция, в 90-е годы вслед за революцией, проходящей под лозунгами свойственными «народной», была осуществлена буржуазная революция. В обоих случаях факелом для революционного пожара был призыв к переделу собственности. Действия политической элиты в 90 – ые годы достаточно полно отражали противоречия того периода. Уверенный в своем авторитете Б. Ельцин освободил из заключения всех членов ГКЧП. В благодарность за это они полностью выпали в дальнейшем из политической жизни. Потеряли возможность использования своего потенциала и тысячи работников промышленных министерств, их судьбу повторили с некоторым разрывом по времени десятки тысяч руководителей предприятий и научных учреждений. Высокая квалификация стала клеймом, исключающим возможность назначения его обладателя на руководящую работу. У новой власти срабатывал инстинкт самосохранения.

Но новая оппозиция сформировалась не из категории отверженных , а внутри команды Президента. Его ближайшие соратники Хасбулатов и Рудской, учитывая общественное недовольство , используя авторитет Верховного Совета Российской Федерации, попытались осуществить в сентябре 1993 года вооруженный переворот. Он был жестоко подавлен по указанию Ельцина верными ему воинскими подразделениями, Верховный Совет был распущен. Президент вновь проявил «милость к павшим», Хасбулатов и Рудцкой через короткий промежуток времени были освобождены и ушли в небытие.

. Выборы 1995 года в Государственную Думу, проведенные в 1995 году, породили у народа надежды на то, что Россия встала на путь реальной демократии. Наряду с партией власти в новом законодательном органе были широко представлены ЛДПР, КПРФ, партия Яблоко. Трибуна Госдумы стала местом обсуждения наиболее актуальных проблем жизни страны, активность депутатов от КПРФ позволила в значительной степени восстановить авторитет партии. Выборы Президента России в 1997 году прошли в напряженной борьбе двух лидеров Зюганова и Ельцина. Зюганов опирался на недовольство масс, « семибанкирщина» оказала максимальную поддержу Ельцину. ЦИК зафиксировал его победу с сомнительным минимальным перевесом над соперником. Зюганов не стал оспаривать результаты выборов. Страна была на пороге экономического краха. Возникала опасность того, что народ свяжет факт его возникновения с приходом во власть КПРФ . Учитывалась и вероятность того, что после прихода кризиса власть, как гнилое яблоко, сама свалиться к ногам мудрого руководства партии. Мирное завершение выборов позволило Ельцину в благодарность за поддержку «семибанкирщины» запустить процесс широкомасштабной приватизации.

В 1998 году в соответствии с прогнозом финансовая система страны рухнула, производство потеряло 50 % продукции и вошло в стопор. В Черномырдину пришлось оставить кресло Премьера. Новое Правительство под руководством Кириенко С. объявило дефолт по Государственным казначейским обязательствам. Логика была оригинальна: « Для развития нам нужны инвестиции. Но кто же их даст стране , обремененной громадными долгами. Надо отказаться от их уплаты ». Доводы не были поняты, пришлось уходить с должности. Несмотря на короткий период пребывания в ней, народ успел дать новому Премьеру ласковый псевдоним « киндер – сюрприз».

Во второй половине 90- х годов прошлого века казалось неизбежным, что Россия продолжит судьбу СССР. Но сократившаяся вдвое по населению, избавившись от необходимости постоянно ублажать запросы многочисленных национальных элитарных группировок, новая страна в тяжелейших условиях выстояла. В определенной степени это было связано с тем, что наши противники, убедившись в поражении СССР, посчитали, что они приручили «медведя», он неспособен для самостоятельной жизни и будет «есть с руки». Зверь выучил несколько цирковых номеров, станет их демонстрировать миру по указке дрессировщиков. Опасно было продолжать разрушение страны, обладающей громадными запасами ядерного и химического оружия.

Крах России в 1998 году стал отправной точкой восстановления ее экономического потенциала. Старт процесса необходимо связывать с новым Правительством во главе с Е. Примаковым. Всего лишь одно решение - понижение курса рубля с 6 рублей до 25 за один доллар, резко сократило поток импорта тех товаров и продукции, которые мы веками до 1992 года делали сами. Производство начало восстанавливаться, долги по зарплате и пенсиям возвращаться. Тем самым были достаточно наглядно выявлены причина и механизм целенаправленного разрушения экономики России в период 1992 – 1998 годов. Руководство КПРФ, убедившись в правильности своей тактики , активизировало деятельность. В 1999 году появились прогнозы об ожидаемом росте цен на нефть. Вероятность того, что экономика страны пойдет на подъем увеличилась. Растерявшийся в момент дефолта Б. Ельцин увидел реальную возможность вывода страны из кризиса. Но появилась опасность, что спасение страны народ свяжет с патриотическими силами. Примаков достаточно много консультировался с их лидерами , учеными Академии наук , ездил за консультациями к бывшему Зам Председателю Совета Министров СССР Степану Ситарян. Ельцину пришлось срочно заменить вновь назначенного Премьера. Правительство России возглавил В. Путин. Своей решительной позицией по отношению к сепаратистам в Чечне – « будем мочить в сортире», он быстро завоевал доверие народа. В последние дни 1999 года Ельцин добровольно сделал неожиданное заявление об уходе с поста Президента. Этим поступком он подтвердил достаточно необычное для бывшего первого секретаря обкома и автократического лидера государства сочетание диктаторских форм правления и практических действий демократического характера. Весной 2000 года, в условиях организованной ведущими СМИ жесткой травли других кандидатов, Президентом страны был избран Путин В. С одной стороны ему чрезвычайно повезло. В период с 2000 по 2014 год цены на энергоносители на мировом рынке стали в 10 раз выше цен, наблюдаемых в 90-е годы 20 века. В период с 2014 по 2019 годы превышение было шестикратным. В последние 2 года – 4 х кратным. Но значительным был и вклад молодого Президента. При минимальных ценах на нефть, компании отрасли платили мизерные налоги государству. При возрастании цен все дополнительные доходы они стали присваивать себе. Возросшие амбиции подтолкнули их руководителей к действиям по захвату СМИ, политической власти, выходу на прямые контакты с лидерами США и других стран. Координировал их гражданин Израиля и Член Совета Безопасности России, всесильный Б. Березовский. Путин, став Президентом, проявив высокое мужество, пресек разрушительные инициативы осуждением М. Ходорковского, изгнанием из страны Б. Березовского, Гусинского и принятием Закона, который требовал направления в бюджет государства значительной части дополнительных доходов от продажи нефти и газа. Страна получила реальные источники для восстановления уровня жизни населения, пресечения сепаратизма и восстановления внешних связей. Президент объявил главной задачей экономики - удвоение величины ВВП страны. Ликвидация чеченских сепаратистов еще более укрепила веру народа в нового руководителя государства. Семикратный рост доходов населения ( с 79 долл. до 588 долл./ мес.) в период с 2000 по 2008 годы на фоне голодных 90-х был интуитивно воспринят, как приход страны под руководством молодого вождя в долгожданный, обетованный Капитализм.

Можно констатировать, что падение цен на нефть и газ в 1985 — 1991 годах привело в условиях существования неуправляемого государства к его ликвидации, их рост с 2000 года остановил процесс дальнейшего распада и создал условия для нового этапа консолидации. Поднявшись всего лишь на колени, Россия взялась за формирование новых межгосударственных структур, вовлекая в них бывшие республики СССР. Нельзя считать это авантюрой, мир прост и жесток. Если они не с тобой, то с твоими противниками. Последующее десятилетие показало, что наши усилия были обоснованы, имели в целом конструктивный характер, но при отсутствии собственной идеологии развития, даже при значительных затратах средств мы не могли их поставить на надежный фундамент. Поэтому мы должны признать , что сегодня новое государство — Россия, в совокупности с создаваемыми ей международными структурами, как объект управления, по своим масштабам и сложности превышает возможности ее управленческого интеллекта. Надо исправлять ошибки, вовлекать в борьбу за выживание новые ресурсы и верить в нашу победу. Надо на основе уже достигнутых положительных результатов вставать на позицию, что обстоятельства, разрушив одну из самых амбициозных в мировой истории империй, все же позволили сохранить «в сухом остатке» государство значительное по всем параметрам, исключительно богатое природными ресурсами, талантливыми людьми и по многим критериям имеющего более высокую управляемость. Необходимо признать, что наряду с формированием предпосылок для повышения управляемости нового государства, положительным итогом событий 1991 года стало то, что оно перестало ориентироваться на коммунистическую идеологию. Возникла возможность использовать опыт ведущих стран мира в области государственного строительства для перехода с «обочины» на бетонное полотно столбовой дороги развития мирового сообщества. Появились возможности на новой дороге искать партнеров из так называемого капиталистического окружения, создавать, с ними если не союзы, то группы по интересам, пусть даже временные. При этом, надо понимать, что идеологическое сближение по ряду основных параметров общественного обустройства (отношение к частной собственности, рыночной экономики др.) может несколько ослабить озлобление против нашей страны, но не даст нам возможности войти в круг ведущих мировых держав в статусе «свой парень». У этого «парня» слишком много неиспользуемых природных ресурсов, которые привлекают партнеров. В условиях занятости руководства СССР проблемами союзных республик у него «не доходили руки» до решения задач, развития Сибири и Дальнего Востока, в итоге страна не имела интереса к организации сотрудничества со странами Тихоокеанского региона. Сегодня этот регион становится в мире ведущим, заметно большее внимание со стороны Правительства восточным регионам страны. Наше сближение с Востоком, должно использоваться не для отдаления от Европы, а для получения более выгодных условий сотрудничества с обоими партнерами.

Внешне кощунственно звучит, но необходимо признать, что значительное сокращение нашего промышленного и оборонного потенциала, вдвое — численности населения, опосредованно также должны играть для России положительную роль. СССР был так велик и могущественен (в нашем понимании), что у его руководства было притуплено абсолютно необходимое для каждого живого организма чувство опасности уничтожения соперниками. После разрушения СССР расчленение, завоевание России стали доступной целью по мнению наших победителей, но в нас неизбежно сформировалась ответная защитная реакция. Предупрежден (понимаешь опасность) – значит вооружен. В совокупности, указанные и другие аналогичные предпосылки позволяют ставить перед страной задачу не только сохранения, но и достижения значительного роста экономического потенциала, высокого международного рейтинга.

Реализации этих целей будет активно противостоять мощнейший военно-политический блок ведущих стран мира. Мы привыкли считать свою страну победительницей во второй мировой войне и долгое время носили лавровый венок. На самом деле эта общепринятая у нас аксиома некорректна. Мы победили лишь в Великой отечественной войне 1941 — 1945 года, понеся при этом огромные потери. Победили не только Германию, но и большинство стран Европы , посылавших в составе сил вермахта свои дивизии для опустошения нашей страны. Они вспомнили о своем поражении, сегодня требуют переоценки своей и нашей роли, завтра захотят реванша.

Единственным победителем второй мировой войны необходимо считать США. Эта страна, не потеряв в результате военных действий ни одного промышленного предприятия, ограничившись минимальными потерями в живой силе и военной технике, стала мировым лидером по абсолютному большинству показателей. Ей удалось подчинить своей политике всех наших бывших противников - Японию, Германию, и страны Европы, воюющие на стороне Германии. Франция Великобритания, значительное число стран Арабского Востока находятся с США в военных союзах. Свое поражение в соперничестве с США мы долгие годы маскировали яркими торжествами в честь нашей героической победы в ВОВ 1941-1945 года, закрытостью нашей страны и наличием у нее соизмеримого с США ракетно - ядерного арсенала. Но 1991 год обнажил это поражение для нас, вскрыв идеологическую несостоятельность концепции построения государства, техническую отсталость промышленности гражданского назначения и сельского хозяйства, низкий уровень жизни населения. К концу века мир осознал, что ни немецкая нация, проигравшая две войны в 20 веке, ни Россия не могут встать на один уровень мирового влияния с сообществом англо-саксонских государств. Его глава — США имеет громадные амбиции и нацелен их реализовать до подхода новых гегемонов. Тот факт, что общность славянских наций проиграла во многовековом соперничестве англо-саксам, печален. Великобритания — их прародитель, и наш многовековой политический соперник сумела за пять веков вырастить нового мирового лидера – США и они вместе с Канадой, Австралией, Новой Зеландией имеют самую сплоченную в мире межнациональную общность. Славянская общность к концу 20 века распалась на несколько антагонистических по отношению к России государств, тесно связанных с НАТО, блоком, на политику которого наибольшее влияние оказывают наши традиционные политические и военные соперники — США и Германия. Нам надо глубже осознать для себя наше стратегическое поражение в 20-м веке и научиться бороться при новом соотношении сил. Мировое развитие продолжается, страны, победившие в холодной войне, за 30 лет уже растеряли значительную часть завоеванных трофеев. России с ее многовековой историей побед и поражений надо разрабатывать стратегию будущего.

В период после 2000 года относительное социальное спокойствие было достигнуто в стране за счет десятикратного роста цен на нефть и газ. Буржуазное правительство страны смогло усыпить уставший от хаоса 90-х годов народ частичным восстановлением уровня жизни за счет сверхдоходов от продажи природных ресурсов и импорта дешевых товаров из Турции и Китая. Но, при этом из-за грабительской приватизации, коррупции большую остроту приобрели проблема социального неравенства. Нахождение 20% населения за чертой бедности само по себе становится фактором социального недовольства. Но, наличие прослойки исключительно богатых граждан и руководителей компаний, получающих баснословные вознаграждения, многократно повышает риски его проявления в агрессивных формах. Они увеличиваются в связи с отсутствием у нас способности к росту . Из – за хаоса 90 – х годов доля России в мировом ВВП снизилась более чем в 5 раз и к 2012 году составляла 1,9 %. За пять лет с 2012 года мир вырос на 17, 3 % , Россия упала на 1, 67 %. Доля России в мировом ВВП, сократилась до 1, 53 %. И это при том, что размер ВВП на одного человека в России более чем в пять раз ниже чем в США и ведущих странах ЕС. Стагнация ВВП, снижение реальной зарплаты при стремительном возрождении наших политических амбиций, требующих роста оборонных расходов неизбежно вызывает ускоренное падение жизненного уровня населения. Эта трагедия усугубляется тем, что руководство страны не способно остановить утечку капитала, не видит реальных путей наращивания ВВП в ближайшие годы за счет роста промышленного производства, не считает конкуренцию главной движущей силой рыночной экономики, не осознает доминирующую роль научно – технического прогресса в ее развитии , бесполезно и с фанатизмом молиться на малые предприятия , внушая гражданам , что спасение находится в их собственных руках.

По мнению многих экспертов главная причина многолетней стагнации напрямую связана с тем, что собственность и, соответственно, реальная власть в стране принадлежит небольшой группе олигархов и руководителей госструктур, состоящей из нескольких десятков человек. Это не специалисты уровня Эдисона, Форда, Рокфеллера, Гейтса, Маска, которые создали крупнейшие в мире промышленные империи с нуля за счет своих технических изобретений и организационного таланта. Это Прохоров, прославившейся организацией туров с гаремом из нескольких десятков девиц, заброшенной программой создания электромобиля, Полонский и его клоны, разорившие сотни тысяч вкладчиков в жилье, Е. Лужкова, с «честно» заработанным первым миллионом рублей от торговли пластмассовыми тазиками , изготовленными бывшими руководителями расформированного Минхимпрома СССР, и первым миллиарде долларов от продажи подаренной мужем московской земли, Потанин, нанесший своей «бережливостью» ущерб природе Таймыра на несколько млрд. долларов, Абрамович, ублажающий на наши деньги запросы английских футбольных фанатов, Рыболовлев, уничтоживший своей технической безграмотностью уникальные запасы одного из крупнейших мировых калийных рудников, чиновники, разорившие без отрыва от государственной службы собственную компанию Трансавиа, руководители ОАК, и ОДК, затянувшие на десятилетия производство гражданских самолетов и газовых турбин для энергетики. Из-за максимальной концентрации капитала у малочисленной группы лиц, низкой квалификации они не могли стать движителями экономики. Проблема усугубляется тем, что у них ослаблены личные стимулы к этому. Они ошеломлены размером стремительно приобретенного дармового богатства или благами, которые дает должность в государственной корпорации. Для них более актуальным является осуществление мер по сохранению накопленных средств, на случай кризисных явлений в России. И они это активно делают приобретением активов за рубежом, переводом финансовых средств, вывозом членов семьи. Этот перечень промышленных олигархов можно было бы дополнить фамилиями банкиров, ограбивших Россию, но для этого потребуется многотомный справочник. За период с 1991 по 2019 год в России было ликвидировано 2685 банков. За восемь лет, с 2008 по 2015 год чистый вывоз капитала только по официальным данным составил 627, 7 млрд. долл., на санацию мошеннических банков в 2013 – 2016 годах ЦБ потратил более 70 млрд. долл.

Громадный урон экономике России стал возможен также потому, что большинство руководителей, управляющих крупными промышленными и банковскими монополиями, видит себя полновластными хозяевами собственного государства в российском государстве, имеющем абстрактные права и функции. Компании ТЭК, создав миф о своей исключительности, в течение последних 20 лет навязывали государству Стратегии развития на ближайшие 15 лет с чрезвычайно завышенными плановыми показателями по производству продукции и на этой основе присваивали львиную долю инвестиций. В результате по итогам 2018 года использование мощностей электростанций в стране составляло всего лишь 48%. Газпром производит лишь 4,6 % ВВП России, но единолично распоряжаясь выручкой, состоящей в большей части из природной ренты, отбирает у страны 9,2 % инвестиций. Затраты не дают отдачи.

Дезорганизация экономики страны в существенной степени происходит также за счет подмены кропотливой работы по подготовке крупнейших социальных и инвестиционных инфраструктурных проектов строчками Указов Президента. В СССР комплексная проработка важнейших проектов велась в течение нескольких лет с использованием межотраслевых балансов, подтверждением экономической эффективности для отрасли, региона, страны, обеспеченности трудовым ресурсами и оборудованием. Определялись задачи смежных отраслей. Этот подход к планированию получил одобрение Нобелевского комитета, его основные элементы были взяты на вооружение ведущими капиталистическими странами и корпорациям.

« Вломившись в капитализм», мы все это предали забвению. После завершения избирательных компаний чиновники под диктовку олигархов спешно, « на коленках клепают» пункты Указов вновь выбранного Президента с декларациями по крупнейшим инвестиционным проектам и социальным показателям. Через полтора месяца после выборов Указ с помпой вступает в силу, в течение года авторы - жрецы разъясняют министерствам и исполнителям сущность каждого пункта Указа. Через год пункты Указа подлежат корректировке или получают иное толкование в планах исполнителей. Через два года о них забывают. Попытки организации жесткого контроля за выполнением майских 2012 года Указов Президента оказались безуспешными . На 31.03.2018 года ни один из них не был выполнен. Но « разбор полетов» ни в процессе избирательной компании, ни после никто не провел. Несостоятельность Указа Президента, вышедшего после выборов 2018 года, подтвердилась уже в начале 2019 года то есть до прихода пандемии. Декларации по росту важнейших показателей оказались невыполнимыми. При чрезвычайно завышенном внимании затратным, не обеспечивающим окупаемость транспортным проектам на Дальнем востоке и Севере страны, без воды оставили 3 млн. жителей Крыма, 5млн. отдыхающих, сельхозугодия и промышленность. Пришлось Президенту срочно через семь лет после воссоединения с Крымом находить 50 млрд. рублей на решение проблемы, которую необходимо было включить в планы еще в период принятия решений по строительству Крымского моста, аэропорта, электростанций и автобанов. При этом ясно, что обеспечить полную потребность Крыма водой на эти деньги невозможно. Необходимо признать, что подобная система планирования на основе Стратегий ТЭКа и Указов Президента является одной из главных причин возрастания уровня бедности в стране. Она формируется локально с наибольшими темпами в отраслях и регионах - изгоях, лишенных инвестиций : легкой промышленности, станкостроении, лесной, деревообработке, сельском хозяйстве. Действия ТЭК, присваивающего избыточные инвестиции, вызывающие высокими ценами деградацию производства в других отраслях, привели к падению экономики России. Но Правительство страны не замечает, что многолетние амбиции по росту мощностей носят для ТЭКа самоубийственный характер. Отсутствие инвестиций в другие отрасли экономики привели к стагнации объемов потребления электроэнергии, газа и еще более усугубили техническое отставание ТЭКа. Особая опасность состоит в том, что углубление расслоения, рост бедности в России происходит в условиях нулевого роста ВВП при одновременном извлечении и продаже громадного количества природных богатств. Падение величины долгосрочного стратегического потенциала России происходит в геометрической прогрессии: мы проедаем ресурсы наших внуков, лишаем способности к продуктивному труду наших детей, теряем свои позиции в мировой экономике.

Нет оснований распространять эти негативные оценки на большую армию бизнесменов России. Есть успешно работающие отдельные промышленные предприятия. Наглядны успехи бизнеса в сельском хозяйстве в регионах , расположенных южнее Москвы. На уровне выше европейского функционирует ряд подотраслей пищевой промышленности, торговля. Но в условиях общей стагнации, порождающей неуверенность в завтрашнем дне России и своей судьбы, бизнесмены не склонны приумножать свой успех, создавать прорывные технологии и проекты. Задаешься вопросом, почему такая успешная компания, как ПАО « Сургутнефтегаз», накопив свободные средства на уровне, превышающем 40 млрд. долларов, законсервировала их в иностранных банках. Почему она за 30 лет после 1991 года не нарастила на территории России выпуск традиционной для себя нефтехимической продукции такой, как параксилол и терефталевая кислота. На создание современных мощностей по этим продуктам требуется всего лишь 1, 8 млрд. дол. Из – за дефицита этих ресурсов в стране погибла отрасль химических волокон , пришла в упадок легкая промышленность. Потеряно более одного миллиона рабочих мест. Россия вынуждена импортировать ежегодно ткани и одежду на сумму, превышающую 9, 5 млрд. долл. Что эти деньги - 40 млрд. долл. , есть « заначка» на черный день, для кого? Для указанных отраслей он уже наступил. Пора исправлять положение.

Можно с уверенностью сказать, Россия является землей обетованной для крупных олигархов. При наличии дешевых ресурсов ( земля, вода, топливо, сырье) квалифицированной и при этом дешевой рабочей силе, минимальных налогов на личные доходы ( 13 против 45% ), возможности уклонения от налогов на прибыль, отсутствии налогов на наследство ( в странах Запада до 45% ) они имеют все возможности для расширения производства и получения прибыли в возрастающих размерах. Но у многих из них бизнес и при наличии свободного капитала не растет и потому, вместо ускоренного развития деградирует экономика страны. Мы воспроизвели самую корыстную и бесплодную ( для общества ) версию капитализма. При подобном поведении олигархов, растерянности и отсутствии политической воли у руководства страны значительная часть ее населения обоснованно может сказать, что новый российский капитализм не имеет преимуществ перед обустройством общества в СССР, высказать сомнение относительно полезности дальнейшего совершенствования действующей системы и потребовать от власти: «Поворачивай оглобли назад, в социализм».

Полагаю , что реализация этого требования в первую очередь встретит ожесточенное сопротивление в столице нашей Родины. Здесь сосредоточена большая часть активов страны, концентрируется львиная доля налогов, проживают граждане, которые используют все это для собственного благополучия. В период с 1988 по 1991 год именно новая московская элита во главе с Гайдаром Е. , Явлинским Г., Поповым Г. , Лужковым Ю. редакторами ведущих газет и журналов вырастили из опального Ельцина Б. политического лидера – победителя. После победы в августе 1991 года они закодировали его на « Капитализм», убедили , что замену старого строя на новый можно осуществить президентскими Указами за 500 дней. Никто из этого списка не имел опыта управления производством в условиях СССР, и тем более не знал, что такое « Капитализм», но каждый отлично понимал , что статус первооткрывателя позволит ему стать политическим лидером, и в мутной воде добиться больших уловов. Знаю, что о масштабах разрушений страны и будущих хищений в тот момент они представления не имели. Москва стала центром уничтожения СССР, дезорганизации экономики России, виновницей обнищания и голода 90 – х годов., организатором в последующие годы вывода капитала, его хищений в ранее указанных гигантских размерах банками. Но наблюдая сегодняшнее состояние столицы, мы должны признать, что все это ей внешне пошло на пользу. В условиях многолетнего падения ВВП России, падения жизненного уровня ее населения столица расцвела « пышным цветом» и процесс накопления роскоши продолжается. Как это произошло? Попробуем разобраться. Вывод капитала и хищение финансовых средств в столь значительных размерах крайне негативно повлияли на отечественную промышленность. ЦБ , коммерческие банки, кредитуя ее по остаточному принципу, поддерживая вывод за границу и хищение капитала на максимуме, довели ставку кредитования обрабатывающих отраслей промышленности до грабительского уровня в 16 -20 процентов. Это остановило развитие большинства предприятий. Нефтегазовая отрасль в этот период достаточно быстро наращивала производство, используя собственные источники, образующиеся за счет продажи углеводородов по высоким мировым ценам. При этом возросшие налоги кормили Москву, избыточные доходы банков формировали и большую часть вывозимого из страны капитала. Останов развития и последующее разорение предприятий обрабатывающих отраслей промышленности были также предопределены неконтролируемым импортом товаров , в большей части из Турции и Китая. Параллельно с этими процессами шло ускоренное наращивание численности силовых структур и аппарата чиновников всех ветвей власти, По оценкам в настоящее время численность состава всех силовых ведомств превышает 5 млн. человек. При населении в 145 млн. человек страна содержит армию в 1, 8 млн. человек, Китай с населением в 1,4 млрд. человек - 2,2 млн. человек. СМИ приводят оценки, согласно которым в России на 1000 граждан приходится 20, 4 чиновников, в СССР было 7,3. Они же указывают, что численность сотрудников налоговой службы России по оценкам в 5 раз превышает число их коллег в США. Сравнительные данные показывают, что все наши ведущие корпорации и банки имеют численность коллективов в разы превышающие показатели их западных конкурентов.

Под воздействием всех указанных выше факторов были разорены и остановлены практически все ведущие в своих отраслях промышленные предприятия Москвы, доведены до деградации научные учреждения. Их производственные площади были использованы под склады, офисы, торговые и развлекательные центры, территория застроена коммерческим жильем. Для обеспечения ускоренного развития высокодоходных сфер ( банковская , торговля, шоу бизнес) потребовалось дополнительное строительство офисных зданий, таможенных терминалов, складов, базаров, концертных залов и стадионов. Был возведен город - офис Москва Сити на 373 тыс. служащих. В итоге значительная часть работников московских разоренных предприятий, потерявших свои рабочие места у станков, стендов для сборки приборов и телевизоров, швейных машинок была трудоустроена в сверкающих блеском торговых залах и высотных офисах с существенным улучшением условий труда и ростом заработной платы. Многие работники, потерявшие работу, стали личной прислугой , значительное число спилось и опустилось «на дно». При этом для столицы потребовалось дополнительное количество кадров по профессиям: строитель, шофер такси, охранник, продавец, повар, официант грузчик и др. Проблема была снята за счет мигрантов из стран СНГ, вахтовиков из ближайших к Москве регионов России. Ее решению «способствовало» разорение промышленности на всей территории бывшего СССР. Увеличение количества офисных сотрудников, чиновников, сопровождающееся значительным ростом их доходов, сформировал большой спрос на жилье. Проблема получила решение за счет предоставления ипотечных кредитов и ускоренного строительства многоэтажных домов без создания в зоне новостроек инфраструктуры ( производство, больницы, школы, детские сады, спортивные сооружения, парки). Для психологического восприятия блеска московского капитализма в качестве витрины новой России мэрия благоустроила город по высшему разряду. Возникли некоторые трудности. Количество приезжих превысило численность свободных рабочих мест в офисах. Значительная часть высотных офисов осталась незаполненной, квартир - незаселенной. На фоне роста благополучия москвичей, получения зарплаты почти в 2, 5 раза большей, чем имеет средний россиянин, эти проблемы можно было бы считать мелочами, трудностями роста.

Но истинная проблема имеет совсем иную сущность и масштабы. Она приобрела размеры другого порядка потому, что описанный выше рост благополучия носит паразитический характер и потому является временным. Движителями этих громадных преобразований, глобальных структурных изменений в экономике, уровне и качестве жизни жителей столицы были не научные и трудовые достижения москвичей, а финансовые потоки, возникшие от продажи углеводородов Западной Сибири при цене нефти в 117 долл. / бар. , объемах добычи в 540 млн. тонн и газа, соответственно, 300 долл./ 1000куб.м. и 740 млрд. куб. м.. Они дополнялись адекватными по размеру встречными товарными потоками из Китая и других стран. Наше, измученное потрясениями 90 – х годов, сознание поверило в незыблемость блеска этих цифр. Но мировой рынок не принял его во внимание. В 2014 году цены снизились до 60 долл. / бар, в конце 2019 году они упали до 42 долл. / бар. Соответственно упали цены на газ. Для восстановления цен на нефть до уровня 60 дол./бар. России пришлось "по указанию Трампа" сокращать объемы добычи нефти более чем на 10 %. Падение доходов от продажи углеводородов и других природных ресурсов в 2019 в сравнении с 2013 годом по оценкам может составить 200 млрд. долл./ год. Имеются прогнозы авторитетных международных организаций, указывающих, на то, что уровень цен может сохраниться в среднесрочной перспективе. Вероятность его переноса на последующие периоды возрастает в связи с переводом экономики ведущих стран мира на ВИЭ. Возникают мысли о том , что многое в Москве придется отыгрывать назад. Страна не сможет развиваться в условиях, при которых приходится кормить столь громадную армию сотрудников силовых структур, офисных служащих, чиновников, финансистов, служителей Фемиды, продавцов, работников рекламных компаний , представителей шоу бизнеса и прислуги. Но высока вероятность того, что большинство москвичей, защищая свои привилегии, будут упорно отстаивать столичный « Капитализм».

«Поворот вспять» к материальному производству мы обязаны были начать уже в 2014 году, когда цены на нефть упали с 117 долл. / бар до 25 – 60. Но тогда руководство страны было вынуждено решать военно - политические проблемы связанные с Украиной . Мы не должны сомневаться в обоснованности его действий в тот период. Нет необходимости опираться на их юридическую правомочность даже при ее наличии. Когда наши политические соперники свергают одно за другим правительства окружающих нас государств с целью завершения тридцатилетнего формирования на их территориях цепи наступательных военных плацдармов против нашей страны , определяющими становятся не юридические нормы, а задачи отведения смертельной опасности от государства . Реакция России в 2014 году на события в Украине была первым адекватным ответом на многолетние действия наших политических соперников и потому получила громадную поддержку российского населения. Но, исходя из ограниченности нашего управленческого интеллекта, мы взялись за решение возникших острых проблем односторонне. Мы восприняли события того времени только как торжество, победу, но не возникновение громадной дополнительной нагрузки на страну. Ясно было, что потребуются значительные дополнительные затраты средств. Отвлечение внимания руководства России на новые объекты, на защиту нашей позиции на международной арене ослабит его воздействие на экономику страны. Необходимо это было компенсировать мерами по мобилизации всех категорий населения на повышение ее эффективности. В первую очередь это касалось бизнес сообщества, предъявления к нему требований по отказу от роскоши, максимальной экономии средств, рациональному инвестированию их в производство. Народ "подталкивал" к этому руководство страны. Вспомнив трагические последствия Великой Отечественной Войны, он создал движение " Бессмертный полк". Тем самым он требовал от Президента реальных социальных реформ, показывал что готов для повышения потенциала страны и укрепления авторитета ее руководства работать за себя и за погибших деда, отца, брата. Но, к сожалению, руководство страны, главы крупнейших компаний , олигархи этого не поняли .

В период после вхождения Крыма в состав России элита продолжила жить в роскоши, многие коррупционеры всего лишь уровня полковника, руководителя районного центра взяли за норму доводить суммы награбленного до 15 млрд. руб. Отток капитала за границу продолжился. Наши государственные корпорации и олигархи направили громадные инвестиционные средства на проекты, наносящие громадный ущерб экономике России, благосостоянию населения, ее международному авторитету. Продолжилось создание избыточных мощностей по добыче газа, их величина достигла по оценкам 150 млрд. куб. м. Создание новых экспортных газопроводов стоимостью более 101 млрд. долл., не привело к увеличению объемов экспорта газа. Рынок дал негативную оценку приобретению Роснефтью за 55 млрд. дол. компании ТНК - ВР, сопровождаемому выводом финансов за границу. Проект Ямал СПГ ПАО " Новатэк" стоимостью 27 млрд. долларов, принося громадные убытки, стал убедительным примером неподготовленности его руководства для управления компаниями мировой значимости. При наличии морально и физически изношенных основных фондов в большинстве обрабатывающих отраслей промышленности руководство страны посчитало целесообразным направить значительные средства на строительство АЭС в других странах. Эксперты обоснованно сомневаются в возможности возврата от них инвестиций в последующие десятилетия. Но для экономики России ущерб будет нагляден сразу же после их пуска. Многие партнеры по строительству АЭС являются крупными покупателями нашего газа. Строительство АЭС в Республике Беларусь обойдется России в 11 млрд. дол., при этом Республика из - за избытка мощностей ТЭС по прогнозам снизит ежегодное потребление газа на 3млрд. куб. м. Затраты на АЭС в Турции должны составить 22 млрд. долл. Последствия могут иметь аналогичный характер. Но на очереди за "щедротами" Росатома стоит еще десяток государств.

Простое арифметическое сложение затрат на приведенные проекты ( 216 млрд. дол.) достаточно ясно показывает, что в инвестиционной сфере у нашего государства нет " царя в голове". В этой мысли еще более утверждаешься подсчитав , что стоимость всех проектов гражданского характера в Крыму, созданных после его воссоединения с Россией , не превышала 7 млрд. дол. Из - за допущенных указанных выше крупномасштабных ошибок экономика страны еще более ослабла, снижение ВВП, падение жизненного уровня населения перечеркнуло большую часть обязательств руководства государства о его росте, зафиксированных в Указах Президента 2012 и 2018 годов. В связи с этим иной характер приобрели выступления населения. Несмотря на опасности Ковида 19, митинги по поддержке Навального собрали значительное количество его сторонников. Опасность усиливается тем, что вместо исправления допущенных ошибок руководство страны, СМИ переключают внимание населения на усиление внешних угроз. Да оно есть, но это еще более указывает на необходимость принятия мер по выводу экономики из стагнации.

Прогнозировать социальные последствия потери способности страны к продуктивному развитию нам необходимо с учетом того , что в Москве и Московской области создан новый Вавилон с численностью в 20 млн. человек. Оставить большую часть строителей «башни» без работы и средств существования чрезвычайно опасно. Как предотвратить повторение мифической трагедии, сколько потребуется для этого средств, где их взять - это проблемы, актуальность которых будет возрастать с каждым годом. Высока вероятность того, что этими вопросами московский политический бомонд будет снова шантажировать сердобольную матушку Россию. При этом следует учитывать, что социализм много десятилетий соглашался с фальшью и ханжеством нашей идеологии, системы управления обществом и государством, но все же через 74 года он сурово наказал нас. Капитализм по своему определению наделен более хищным характером, он не предоставит нам много времени для коренной реконструкции сложившейся системы управления. Можно много спорить о тех или иных преимуществах формаций с различными «измами». Можно включиться в модные сегодня дискуссии о кризисе в ведущих странах капитализма, забывая, что уровень доходов на одного человека в них в пять раз выше нашего. Можно погрузиться с головой в обсуждение деталей постиндустриального общества. Можно опять удивить мир, поставив задачу первыми его построить, перескочив через классические стадии капитализма. Но если мы хотим быть реалистами, то мы должны сказать себе, что к 2021 году мы построили у себя образец монополистического капитализма, который существовал в Европе и США в начале 20 века. Тот хищный капитализм, который из-за стремлений супермонополий к переделу рынков подтолкнул ведущие государства к Первой мировой войне. И для нас важнейшей задачей на ближайшие пять лет должна стать не разработка российской модели «постиндустриального общества», а разгребание того громадного количества сора, которым реформаторы 90-х годов «за 500дней» испоганили работоспособную в мировом масштабе модель капитализма. Создавать иллюзии того, что мы спасем положение роботизацией и цифровизацией, что они будут совместимы с экономикой, находящейся под толстым слоем дерьма — очередной и очень опасный обман страны и ее граждан. Поэтому правильно было бы на основе предыдущих рассуждений и оценок определить не то , на какой из «измов» мы должны ориентироваться, а какой в деталях должна быть наша будущая столбовая дорога. Современное скоростное шоссе отличается десятком взаимосвязанных слоев стройматериалов. У нашей столбовой дороги должны быть по аналогии следующие составляющие.

Перечень мер по предотвращению дальнейшей стагнации экономики России.

1. Введение системы государственного прогнозирования (планирования) и поддержки развития ведущих сфер экономики, контроль за основными межотраслевыми балансами, их регулирование с участием государства и бизнеса.

2. Определение на перспективу основных направлений промышленной и научной специализации России в мировой экономике, приоритетное комплексное развитие науки, технологии, производства оборудования в рамках принятой специализации.

3. Инвентаризация избыточных мощностей по электроэнергетике и теплу, производству и транспортировке газа, осуществление мер по их приведению в соответствии реальной потребностью на среднесрочную перспективу. Существенное сокращение инвестиций в ТЭК и создание механизмов по их передаче в обрабатывающие отрасли.

4. Ревизия инвестиционных программ Москвы и Московской области, инвентаризация созданного жилого фонда, выявление уровня сбалансированности численности населения и наличия рабочих мест производственного характера. Ограничение строительства офисных зданий и торгово – развлекательных центров, переориентации инвестиций на высокотехнологичные объекты производственного и научного характера.

5. Разработка и осуществления программы производства основных видов полуфабрикатов в ТЭКе, принятия программы создания высокотехнологичных рабочих мест на малых и средних предприятиях в обрабатывающих отраслях и в научных учреждениях на территории субъектов РФ.

6. Поэтапное сокращение численности персонала в банковской сфере, страховании, торговле, рекламной сфере, шоу бизнесе, силовых структурах, частных охранных фирмах, частной прислуге, налоговых органах, органах власти всех уровней, с одновременной организацией переобучения и предоставлением им высокотехнологичных рабочих мест.

7. Создание совершенной системы выявления коррупции и наказания за нее с изъятием накопленной собственности, не подтвержденной реальными доходами.

8. Создание системы учета численности, общественных групп по социальным, профессиональным, отраслевым категориям .

9. Система определения основных критериев эффективности работы всех общественных групп и размера вклада каждой в национальное богатство (без учета величины природной ренты).

10. Определение размера вознаграждения каждой общественной группы, обоснование различий в его размерах с учетом квалификации выполняемых группой работ и их значимости для страны. 11. Организация контроля за порядком распределения вознаграждения внутри общественных групп от рядового сотрудника до Президента. Разработка нормативов на размеры вознаграждений получаемых топ менеджерами с учетом показателей деятельности на основном месте работы, по трудовым соглашениям, представительства в органах управления дочерних компаний.

12. Государственная поддержка наиболее способных представителей молодого поколения всех классов и общественных групп.

13. Государственный контроль за соотношением доходов самой богатой и самой бедной групп населения, создание инструментов регулирования.

14. Государственный контроль за соотношением имущественных активов самой богатой и самой бедной групп населения, создание инструментов регулирования.

15. Государственный контроль за эффективностью работы всех крупных корпораций и предприятий, независимо от их формы собственности, учет вклада каждой организации в прирост ВВП страны.

16.Создание высокого уровня конкуренции во всех сферах производства, транспорта, торговли, банковской деятельности на федеральном, региональном муниципальном уровнях. Выделение и продажа непрофильных видов бизнеса, которыми владеют ведущие государственные корпорации.

17. Регламентацияи регулирование государством основных параметров банковской деятельности, включая размер разности между % по кредитам и ставкой ЦБ России.

18. Создание совершенной денежной системы , исключающей девальвацию рубля.

19. Создание совершенной товарно-денежной системы, исключающей инфляцию.

20. Формирование преимущественно рыночной экономики с государственным прогнозированием развития основных направлений, поддержкой опережающего роста приоритетных.

21. Привлечение к материальной и административной ответственности членов Совета директоров тех государственных корпораций, которые по итогам отчетного периода снизили технико – экономические и финансовые показатели.

22. Ориентация экономики на преимущественно свободное ценообразование, с высоким уровнем развития биржевой и электронной торговли товарными ресурсами и их финансовыми производными.

23. Внедрение налоговой системы для юридических лиц, с дифференциацией размера налогов по видам деятельности в зависимости от их значимости для общества.

24. Введение повышенных налогов на спекулятивные операции; картежные игры, тотализатор, торговлю валютой, акциями, недвижимостью.

25. Объективный учет размера природной ренты в товарной продукции добывающих и смежных с ними отраслей , ее полное изъятие при продаже продукции на внутреннем и внешнем рынках в пользу государства.

26. Объективный учет стоимости месторождений полезных ископаемых при их продаже и передаче в пользование.

27. Передача в собственность месторождений не на 50 лет вперед, а на сроки, определяемые их востребованностью согласно социально – экономическим прогнозам развития страны,

28. Наложение санкций и экспроприация активов за невыполнение программ по комплексному использованию сырья, нарушение экологических требований.

29. Введение пошлин в максимально допустимых размерах на химические волокна, ткани, одежду из синтетических материалов, принуждение поставщиков к организации производства продукции данных видов на территории России. Целевое использование пошлин на импортную продукцию для финансирования экономически обоснованных программ импортозамещения данной продукции.

30. Прогрессивный налог на доходы физических лиц с дифференциацией размера в зависимости от значимости профессии.

31. Прогрессивный налог на ту часть наследства, которая превышает среднюю по стране стоимость личного имущества;

32. Увеличение налога на приобретение предметов роскоши.

33. Набор мер, исключающий необоснованный вывод капитала и других активов из страны, создание преференций для нерезидентов, инвестирующих дивиденды в основные фонды на территории РФ.

34. Усиление законов, защищающих право граждан на личную собственность.

35. Усиление законов, защищающих право граждан на собственность на средства производства; 36. Принятие мер, гарантирующих сохранение исходной ценности личных накоплений граждан. 37. Принятие мер гарантирующих получение пенсионных накоплений гражданами в размере их исходной ценности и возможность передачи их по наследству;

Можно заметить, что этот набор принципов функционирования государства во многом совпадает с практикой общественного обустройства ведущих стран ЕС и США. Но как ранее было отмечено, в большинстве из них сформировалась кризисная ситуация, возникают острые социальные конфликты. Попытки правительств успокоить общество повышением налогов на высокие доходы (до 50% и более) гасят их на короткий период, но при этом существенно снижают деловую активность элиты, мотивируют ее на нелегальные операции по получению доходов и уходу от налогов. Ведущие страны перестают расти, и это обоснованно воспринимается, как кризис капитализма. В значительной степени этот кризис предопределен фальшью, накопленной в государственных структурах, СМИ, агрессивным стремлением Запада удержать власть над миром, коррупцией и уклонением от соблюдения действующих норм и законов. События последнего двадцатилетия это убедительно показали. Но кризис лидеров капитализма не есть кризис самой формации. Мир развивается неравномерно, идет исторически неизбежная замена традиционных лидеров. Особенная драматичность современного этапа состоит в том, что обновление стран — лидеров происходит одновременно со сменой лидирующих полушарий (Запад – Восток). Указанный выше набор мер приведет Россию к процветанию при условии, если мы будем более последовательно , чем США и государства ЕС, руководствоваться принципом: «От каждого по способностям, каждому по результатам труда» и добиваться их выполнения. При его реализации безусловно потребуется ограничить доходы элиты, сформировавшейся за последние 30 лет. Фундаментальной задачей является ее обновление, повышение ответственности ее новых представителей перед народом , наращивание интеллектуального уровня, продуктивности деятельности, следствием, которых должен стать рост эффективности работы всей нации. Наша новая элита должна формироваться из ученых, конструкторов, организаторов производства, врачей, педагогов, военных специалистов, представителей рабочих профессий, всех тех кто добился выдающихся результатов в своей деятельности. Необходимо создать действенные механизм выявления ее лучших представителей, оказать им материальную поддержку для победы на выборах, наделить властными полномочиями, в том числе над сложившемся кланом олигархов. Кастовость представителей СМИ сегодня ярко проявляется в том, что большая часть рекламы направлена на повышение внимания населения к артистам "выходящим в тираж". Почему незамеченными остаются те , кто приносит народу и государству максимальную пользу. Практика показала, что культивируемый подход к комплектации Правительства по принципу: «Создал большой личный капитал в лихие 90-е годы, значит, и страну сделаешь богатой» - крайне порочен, его необходимо менять. Реализацию указанных выше мер невозможно осуществить уговорами элиты, успеха можно достигнуть только под жестким и последовательным давлением организованных масс. Но надо признать, что из всего комплекса событий, произошедших за последнее тридцатилетие, пока осталось в тени и не получило должной оценки уничтожение в Москве и в ведущих промышленных центрах России рабочего класса. Численность граждан, имеющих в Москве традиционные рабочие профессии, в большинстве своем в сфере услуг, осталась значительной. Но они рассредоточились по разнообразным структурам, не способны к самоорганизации и потому их лишь условно можно относить к "классу" рабочих. Главные и наиболее дееспособные отряды рабочего класса – крупные производственные коллективы ведущих корпораций в большинстве своем « прикормлены» более высокой зарплатой, и из – за географической отдаленности от центров политической жизни не могут оказать влияния на действия руководства страны. Рабочий класс, согласно ошибочной позиции его вождя К. Маркса, изложенной в Манифесте Коммунистической партии, должен принести «смерть буржуазии». Российская буржуазия превентивно уничтожила своего могильщика и в первую очередь сделала это в Москве. Произошло ли это на основе подсознательного страха, внушаемого марксизмом, или в результате действия стихийных рыночных сил, подогревающих страсть к наживе , мы определить не можем. Но несомненно одно, необходимый для устойчивого развития баланс классовых сил в стране существенно нарушен в пользу олигархии и, пока он не будет восстановлен в новых формах коррупция, хищение, вывод капитала, безудержная нажива и демонстрация роскоши будут проходить на фоне падения ВВП, технического застоя , роста бедности населения и обострения социальных конфликтов. Не рационально в этих условиях заниматься реанимацией марксизма, искать ( или «склеивать» из фрагментов ) общественную группу, которая сможет ограничить устремления олигархов, будет достойна статуса господствующего класса, получения права на диктатуру для дискриминации или уничтожения других классов, лишения из собственности. Олигархам должно быть противопоставлено сообщество всех тружеников: рабочего, инженера, научного работника, медсестры, врача, учителя, полицейского, солдата, продавца, офицера. Для обеспечения сплоченности и высокого политического авторитета этого сообщества нужен не марксизм с его экстремизмом и стремлением вернуть общество к первобытным отношениям , а принципиально иная социальная идеология, соответствующая интеллектуальному уровню современной цивилизации. Никто в наше время в мире не ведет войны с винтовками революционеров 1848 года, но для ведения политической борьбы предлагается брать оружие, созданное в этот период. В новой книге более подробна изложена позиция автора по необходимости идеологической конкуренции сторонников социализма и капитализма. Разработав и приняв на вооружение новую идеологию борьбы нам следует продолжить внедрение комплекса демократических прав граждан, принятый ведущими странами, с существенной корректировкой тех положений, которые в процессе выборных кампаний создают предпосылки для подкупа избирателей обещаниями, а в дальнейшем — к провалу целевых программ, дефициту государственных бюджетов, заискиванию лидеров государства перед населением, декларациям о выводе страны через 15 лет в мировые лидеры.

Оппозиционные политики и ученые, комментируя факт стагнации экономики, нарастание уровня бедности считают, что дела наши плохи, «власть не слышит народ», надо готовить очередную революцию. Важно отметить, что среди них наибольшую активность проявляют те, кто были идеологами событий 90-х годов, но в последующие годы не смогли в полной мере капитализировать свою популярность. История с кликушами революций 1905, 1917 и 1991 годов повторяется. Преступлением будет, если указанное выше сообщество ученых и оппозиционных политиков, вместо того, чтобы повысить свою политическую активность и отмобилизовать реалистичными программами элиту и народ на исправление ситуации, начнет убеждать всех в неизбежности революции, спорить между собой о ее характере, движущих силах, сроках осуществления, проводить поиск ее потенциальных вождей. Мы можем погасить активность глашатаев новой революции только настойчивыми и, главное, продуктивными действиями по осуществлению приведенных выше мер.

В первую очередь до выборной компании в Госдуму руководству страны надо восстановить доверие к себе изменением приоритетов в экономической политике. После выборов Президента в 2018 году все инициативы ведомств были односторонне направлены на ущемление интересов трудящихся: повышение цен на газ и коммунальные услуги, пенсионная реформа, повышение цен на бензин, увеличение ставки НДС, введение налога на незарегистрированных работников сферы услуг, введение социальных норм потребления электроэнергии, создание системы Платон. Поражала политическая близорукость. Большинство этих мер спонтанно выскочило, как «черт из табакерки», в период активного обсуждения программ по выполнению майских Указов Президента. Они ставили задачи роста качества жизни граждан России в шестилетний период до новых выборов. Но в связи с дефицитом средств на их выполнение, ведомства и Госдума предложили трудящимся «затянуть пояса потуже» сегодня. И это осуществлялось на фоне 4-х кратного роста вывоза капитала из страны, доведение его в год выборов Президента размера до астрономической суммы в 60 млрд. долларов. Почему мы должны в этих условиях отдавать приоритет пусть даже экономически обоснованным программам корректировки доходов населения. Разве они помогут нам выйти из стагнации, разве они устранят социальное недовольство, без существенного урезания доходов богатейшей прослойки. Где логика, где справедливость? Следует отметить, что руководство страны с конца 2019 года поменяло свою политику на 1800 после провала идеи объединения России и Республика Беларусь. Отказ Лукашенко лишил возможности В. Путина возглавить объединенное государство и сохраниться в этой должности на многие годы. Конституционный запрет на повторное переизбрание В. Путина Президентом России на выборах 2024 года вызвал необходимость принятия поправок к Конституции РФ, позволяющих ему выставлять свою кандидатуру на выборах. Положительные для руководства страны итоги голосования на референдуме были в определенной степени достигнуты благодаря тому, что в текст новой Конституции авторы внесли большую группу поправок , обеспечивающих социальную поддержку пенсионеров и малоимущих. При этом в подготовительный период к голосованию были (как оказалось временно) существенно снижены ставки по ипотеке для населения и кредитам банков для бизнеса. Произошло маленькое чудо. Президент после 20 лет категорических отказов согласился с введением прогрессивного налога на сверх высокие доходы граждан. Почему маленькое? Разъясняю. На часть годовых доходов, которая превышает 5 млн. рублей устанавливаются налоги не 13 %, а 15 %. Это значит, что менеджер с годовой зарплатой в 6 млн. рублей будет платить налоги в размере не 13 %, а 13, 33 %. То есть на 0, 33 % больше , чем медсестра с годовой зарплаты в 150 тыс. рублей. Напомню, что в ведущих странах мира налоги на высокие доходы достигают 35 – 55 %. Тем не менее надо приветствовать внесение данной поправки в налоговый кодекс и ставить задачу поэтапного наращивания размера налога. Голосование по Конституции совпало с пиком пандемии, учитывая это, руководство страны, несмотря на дефицит бюджета, оказало населению значительную поддержку. Совокупность инициатив по ущемлению интересов населения , внесенных властью после выборов Президента , и последующих программ по его задабриванию, указывает на то, что по аналогии с практикой ведущих стран капитализма политическая власть в России становится предметом торга. Но особенность момента состоит в том. что он проходит в условиях многолетнего падения ВВП и жизненного уровня народа. Сегодня помощь малоимущим слоям оказана за счет использования ранее накопленных нефтедолларов и ущемления интересов среднего класса, завтра эти источники усохнут. А впереди «торги» перед выборами в Госдуму в 2021 году и выборами Президента в 2024 годе. Руководство страны не должно успокаивать себя тем, что за прошедшие 20 лет наряду с уничтожением конкуренции в ведущих сферах экономики, удалось добиться полной монополизации политической жизни. Большинство СМИ поделены между промышленными корпорациями. Партия Яблоко выдворена из Госдумы, руководители партии Справедливая Россия сумели усыпить организацию , некогда буйные партии КПРФ и ЛДПР умиротворенно живут по принципу «все включено» на средства госбюджета. Лидеры всех четырех партий сильно повзрослели, забронзовели еще при жизни, стали в границах своих «поместий» автократами большими, чем Президент в стране. Руководители КПРФ и ЛДПР более всего озабочены передачей высших партийных постов вместе с накопленным традициями вождизма своим наследникам. Кто же организует массы на протестные выступления? Не будут же это делать находящиеся в 30 летней коме профсоюзы? Политтехнологи Кремля в дополнение к этим доводам успокоят Президента, что их режиссерский опыт сильно возрос в период работы над Конституцией. Сценарий выборов 2024 года уже отработан в деталях. К выборам повзрослеет Ксюша Собчак, она больше не будет плакать во время дебатов с другим кандидатами и наберет не меньше 3% голосов. В резерве будут держать Волочкову и Бузову. По бойцовским качествам и популярности в Интернете они ей не уступают. Кандидатов от предпринимателей не будет, кому захочется повторять судьбу Грудинина и терять после выборов бизнес. Навальный А. , Платошкин Н. и им подобные после условного осуждения будут находиться под домашним арестом. Видимость острой конкурентной борьбы будет создаваться между действующим Президентом и «молодыми тиграми» - сыновьями Зюганова, Жириновского, высших чиновников. Рядом стоящие родители не дадут отпрыскам выходить за рамки дозволенного, действующего Президента ждет яркая победа. Этот и подобный ход мыслей политтехнологов для страны очень опасен. События в Республике Беларусь показали, что при полном отсутствии политических партий домохозяйки под руководством наших иностранных соперников, используя Интернет, взрывают надолго социальное спокойствие . С учетом всего этого у нашего руководства нет ни прав, ни оснований и даже шансов рассчитывать на успешные результаты на предстоящих выборах без коренного улучшения управления страной, подтвержденного ростом промышленного производства, науки и наукоемких отраслей промышленности и существенным увеличением уровня жизни населения. Для восстановления высокого уровня доверия, без которого невозможно осуществить реформы, указанные в Перечне , приведенном выше, и достичь роста, следует уже до выборов в Государственную думу осуществить меры направленные на ликвидацию тенденции «богатые становятся богаче, бедные — беднее». Необходимо разработать график поэтапного снижения громадной разницы в зарплате между работниками добывающих и обрабатывающих отраслей. Делать это нужно не передачей милостыни отраслям - изгоям , а за счет многократного увеличения инвестиций и насыщения последних новой техникой. Финансирование этих программ необходимо осуществить за счет существенного снижения инвестиций в ТЭК, Москву и Московскую область. Следует запретить руководителям компаний получать доходы астрономического размера , ввести нормативы по размерам зарплаты топ менеджеров государственных и ведущих частных компаний, ликвидировать практику спасательных парашютов для чиновников. Надо ограничить доходы ведущих банков, добиться передачи доли доходов от корпораций государству в установленном размере. Необходимо ввести экономически обоснованную пошлину на экспорт химической продукции, изготовленной из газа и нефти. Требуется наведение порядка с вырубкой и экспортом леса. После упорядочивания размеров зарплаты целесообразно ввести прогрессивную шкалу налогов на сверхдоходы топ менеджеров и собственников предприятий и с поэтапным ростом в течение 10 лет с 13% до 35 -50%., ввести по аналогичному графику прогрессивный, до 35 - 50%, налог на часть передаваемого наследства, превышающую средние размеры по стране. Следует привлечь к судебной ответственности руководителей всех обанкротившихся банков с изъятием их личного имущества. Государство должно ликвидировать коррупцию изъятием имущества коррупционеров, остановить полностью отток капитала за границу, создать обстановку для гарантированной окупаемости инвестиционных проектов в России. Последовательная и полная реализация даже этого краткого перечня мер коренным образом изменит положение. Доверие народа к власти будет восстановлено. Если способности олигарха, как менеджера, соответствуют стоимости его активов, то он станет двигателем роста своего бизнеса и экономики страны, неспособный - будет разорен без революции. Еще в большей степени это затронет его наследников. Безусловно, согласия олигархов и наиболее богатой прослойки населения на подобные мероприятия Президент не получит. Потребуется принуждение народа. Под его давлением Путин В. сам должен проникнутся необходимостью реализации приведенных в Перечне мер, создать действенные механизмы оформления нормативных актов и воплощения их в жизнь. С их помощью Президент должен повернуть друзей – олигархов лицом к нуждам государства и народа. Ясно, что для этого потребуется проявить мужество, превосходящее то, которое спасло Россию в его первый президентский срок, в который он объявил своей главной задачей удвоение ВВП страны. Фактически система государственного управления должна совместить внешне невозможное. С одной стороны, необходимо двигаться от нашей незрелой демократии к более совершенным формам. С другой, вооружить ее инструментами принуждения для решения задач, указанных выше. Как опытный «технарь» могу отметить, что весь прогресс в технике зиждется на нахождении решений, обеспечивающих совмещение внешне невозможного. Уверен, что на этот же принцип мы должны опираться при формировании общественных отношений. Либералы по команде отдельных олигархов «взвоют» против принуждения. Но разве сложившийся стиль работы Президента не является авторитарным и при этом крайне непродуктивным для экономики. Сегодня его авторитаризм направлен на защиту олигархов и крупных собственников, завтра необходимо сделать его инструментом их принуждения. Народ поддержит Президента собственной мобилизацией.

Всегда есть опасность, что при реализации многие из предложенных мер будут исковерканы, реализованы с обратным смыслом. Надо установить ориентиры, позволяющие регулярно определять соответствие маршрута провозглашенным целям. Поэтому считаю целесообразным повторить в данной брошюре заключительные тезисы моей книги «Экономика и политика: иллюзии и реальность», написанной в 1991: «Ставя задачу перехода к современным формам капитализма, мы не можем заискивать перед людьми, обещать, что благосостояние придёт само собой. Нет, современный капитализм — это не рай, не благоденствие, это напряженная работа, это борьба каждого члена общества и группы за себя, за свое благополучие. Рост благосостояния всех — это результат работы и самосовершенствования. …. Соглашаясь с капиталистическим обустройством общества, как целью движения, мы должны освободиться от догматического переноса долговременных задач на нашу работу по текущему управлению экономикой и на порядок реализации реформ. Если мы не разделим подход к стратегии и тактике, то окончательно разрушим экономику страны потоком реформ неграмотных самоучек. При всей ясности отличия новой цели от предыдущей (восприятия ее значительной частью населения как антисоциальной) перед руководством страны и народом должна стоять простая задача: добиваться ежегодного повышения эффективности экономики, восстановления и дальнейшего прироста благосостояния народа». [ 2 с. 251 ]. Через 30 лет эти тезисы сохраняют актуальность, полагаю, что на них будет обращено внимание.

1.0x