Сообщество «Посольский приказ» 01:08 8 февраля 2022

Рок-фарма

Нил Янг напомнил о себе, а Роган сделал своему подкасту дополнительную рекламу

В нулевых подкасты, регулярные аудио с монологами или диалогами на самые разные темы, стали одной из главных новых форм медиа — удобный формат и доступность как в производстве, так и в получении вызвали огромную популярность жанра. Время шло, и поток из десятков тысяч подкастов постепенно иссякал, их авторы переходили на другие форматы или просто оказывались забытыми. В конце нулевых свой подкаст запустил американский комик и спортивный комментатор Джо Роган. Joe Rogan Experience — так называется программа — быстро обрела известность из-за своеобразной манеры интервьюирования и интересного подбора гостей. За 13 лет существования подкаста Роган брал интервью у публициста Джордана Питерсона, инвестора Илона Маска, журналиста-провокатора Алекса Джонса, учёного Нила Тайсона, боксёра Майка Тайсона, допингиста Лэнса Армстронга и многих других примечательных, в том числе и в наших краях, личностей. Своеобразность манеры Рогана вести диалог состоит в том, что он порой ведёт себя как любопытный и наивный неофит: задаёт очевидные вопросы, принимает на веру доводы собеседника и старается максимально подстроиться под поток его мыслей, как бы нелепо это порой ни выглядело. Это позволяет многим гостям раскрыться и предстать в необычном для их медийного образа свете. Подобный подход завоевал Рогану известность и массу подписчиков. Конечно, выбор гостей, среди которых были многие весьма противоречивые личности (хотя бы упомянутый Алекс Джонс, котирующийся влиятельной американской прессой наравне с Трампом и Гитлером), постоянно создавал вокруг Джо вихрь скандалов, но эти скандалы до недавней поры играли журналисту на руку. В 2020 году Роган продал эксклюзивные права на распространение своих бесед платформе Spotify — огромному музыкальному сервису, действующему по подписке. По данным The Wall Street Journal, сумма сделки составила 100 миллионов долларов, что руководство компании сочло удачной ценой за минимальный показатель в 11 миллионов слушателей у каждого выпуска подкаста.

В январе в гостях у Рогана побывал доктор Роберт Мэлоун — американский врач, прославившийся своими неприемлемыми для мейнстрима взглядами. В беседе с Роганом доктор уделил много внимания массовому психозу, охватившему общество на фоне пандемии. Он провёл параллель с последними днями Веймарской Германии, где в общем образованная и вменяемая публика скатилась в тотальную истерию, результатом чего стали известные всем события. Также он посоветовал не прививаться подросткам, хотя и отметил, что против вакцины как таковой он ничего не имеет. Тревогу и разъединение общества Мэлоун назвал худшими следствиями пандемии ковида. Словом, ничего кошмарного по меркам вменяемого человека гость не сказал, но — даром что слова про всеобщий психоз были полной правдой — на него и на Рогана тут же ополчилась прогрессивная общественность. Сначала некая инициативная группа «врачей и учёных» написала в Spotify письмо, под которым стояли три сотни подписей. В письме содержались жалобы на вакцинный скептицизм и призывалось не просто удалить выпуск подкаста, но и прекратить сотрудничество с Роганом в принципе — с тем самым Роганом, который стоил сто миллионов. Spotify не отреагировал. Затем в дело включились твиттер-публицисты, потребовавшие снять Рогана со всех эфиров, а после этого в ход пошла тяжёлая артиллерия. Знаменитый рокер Нил Янг заявил, что наличие подобного контента на самом популярном музыкальном сервисе недопустимо и поставил ультиматум: либо уходит Роган, либо музыки Янга не будет на Spotify. 76-летний музыкант, выдвигая такие условия, едва ли предполагал, что для руководства сервиса тут и выбора никакого нет. Своим дорогостоящим активом Spotify жертвовать не стал и удалил треки Нила Янга. Всё просто: Нил имел за месяц где-то 6–7 миллионов слушателей, а Роган собирал ежемесячно 200 миллионов прослушиваний. После этого к Янгу присоединился ряд менее известных музыкантов, что в описании массмедиа превратилось в исход крутых старожилов рок-н-ролла из цитадели мракобесия. Но всё не так просто.

Янг, бывший в молодости влиятельным деятелем фолка, кантри, блюза, фактическим основателем жанра гранж и выдающимся гитаристом, на старости лет включился во множество движений за всё хорошее. Защита окружающей среды, помощь детям-инвалидам, различные сборы средств по самым разным поводам — частое участие в подобных предприятиях позволяет предположить связь Янга с людьми, чьи бизнес-интересы прячутся за внешне прекрасными устремлениями старого рокера-идеалиста. В самом деле, не так давно Янг продал половину прав на свои песни инвестиционному фонду Blackstone, тому самому, который прославился тем, что по дешёвке скупал дома после ипотечного кризиса 2008 года, а потом спускал с жильцов семь шкур. Blackstone оперативно включился и в ковидную повестку — помимо инвестиций в ряд занимающихся разработкой «востребованных в пандемию форм передачи информации нового поколения», фонд назначил в свой управляющий совет Джеффри Киндлера — бывшего директора Pfizer и действующего руководителя медицинской корпорации Centrexion. Владеющий правами на песни Нила Янга инвестфонд, связанный с фармакологической элитой — вот кто стоит за демаршем автора красивых песен "Harvest Moon" и "Alabama". Сам Янг, похоже, решил извлечь из ситуации максимум выгод: пока длится вспышка общественной осведомлённости о музыканте, он порекомендовал пользоваться Amazon Music. Бесплатный пробный период, хорошее качество музыки и цензура — вот преимущества, которые бывший контркультурщик обнаружил в сервисе корпорации Джеффа Безоса. Словом, старая американская поговорка «Никогда не верь хиппи» подтверждается даже спустя много десятилетий после смерти движения.

Джо Роган, конечно, сгладил углы как мог: сказал, что хотел лишь взглянуть на вопросы пандемии и вакцинации с отличной от общепринятой точки зрения стороны. Многочисленные попытки вспомнить старые грехи, будь то обидные посты в соцсетях или произношение слова «негр», ни к чему не привели — Роган лишь сделал своему подкасту дополнительную рекламу. Корпорация Spotify, кажется, тоже ничего не потеряла ни в деньгах, ни в репутации — на днях было объявлено, что её логотип разместится на футболках "Барселоны" за 70 миллионов евро в год. Нил Янг напомнил о себе, а Джефф Безос, вовремя заплативший бывшему рокеру, прорекламировал свой сервис. Ключевым элементом этой истории, стороной, не выигравшей ничего, является фармакологическое лобби. Бизнес-интересы, медиавлияние, вопросы банальной целесообразности — всё отошло на задний план, когда дурашливый ведущий своим разговором с говорящим очевидные вещи врачом уязвил Биг Фарму, заставил её обороняться, использовать свои публичные ресурсы и истерично разбрасываться обвинениями в антиваксерстве и требованиями цензуры устами бледной тени некогда великого рок-н-рольщика.

1 марта 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
14 марта 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x