Сообщество «Салон» 00:00 23 июля 2015

Родина ждёт

Новый фильм Владимира Хотиненко "Наследники" сложно назвать кино в привычном смысле этого слова. Сознательно или нет, но "Наследники" выглядят крайне утрированной версией реальности. Невероятные в своей постановочности диалоги словно пришли сюда из второсортной пьесы. Актёры подчеркнуто переигрывают. Моделируется какая-то параллельная реальность, русская жизнь приближается к действительности в очень редких моментах. Возможно, этот ход — и есть суть происходящего — но, увы, он не даёт ответа на вопросы, актуальные сегодня для современной России.

"Наследники" (Россия, 2015, режиссёр — Владимир Хотиненко, в ролях — Леонид Бичевин, Александр Балуев, Анатолий Белый, Агриппина Стеклова, Александр Коротков, Алла Юганова).

Российское телевидение никогда не спит. Конвейерное производство многочисленных ток-шоу вертится без устали как чёртово колесо, адская машина для переработки вербальных эмоций. На этот раз мы становимся свидетелями того, как происходит запись очередного выпуска патриотической передачи "Наследники". Молодой ведущий (Леонид Бичевин) — в миру амбициозный карьерист и циник — на экране профессионально преображается в чуткого человека, ратующего за судьбы страны. Шоу посвящено 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Для разговора по душам в студию приглашаются патриот (Александр Балуев), историк (Александр Коротков), чиновник (Анатолий Белый) и популярная поп-певица (Агриппина Стеклова). Позднее к ним присоединяются молодая врач из Сергиева Посада (Алла Юганова) и тихий священнослужитель. Среди зрителей находят место и два типичных "пацана с района", у которых своя история.

Поначалу все идет по плану. Много разговоров, построений религиозных концепций, споров о России и её пути. Но в перерыве ведущий узнает, что "Наследники" списаны в утиль, а ему грозит увольнение. Тогда он прикрепляет к своей авторучке миниатюрную вебкамеру и запускает шоу в прямой эфир. Сам же начинает вести себя как обличитель лжи и фальши и борец за сомнительную правду. Постепенно студию заполняет дым из другой передачи — "Русский апокалипсис", а на происходящее с равнодушным безмолвием взирает огромная статуя Годзиллы.

Новый фильм Владимира Хотиненко "Наследники" сложно назвать кино в привычном смысле этого слова. Режиссёр и сам вел на канале "Культура" собственное ток-шоу под названием "Смотрим…Обсуждаем…" и знает телевизионную изнанку бытия глубоко изнутри. Другое дело, что, сознательно или нет, но "Наследники" выглядят крайне утрированной версией реальности. Невероятные в своей постановочности диалоги словно пришли сюда из второсортной пьесы. Актёры подчеркнуто переигрывают. Моделируется какая-то параллельная реальность, русская жизнь приближается к действительности в очень редких моментах. Возможно, этот ход — и есть суть происходящего — но, увы, он не даёт ответа на вопросы, актуальные сегодня для современной России. Как не дают на них ответа и настоящие ток-шоу, эмоционально сотрясающие воздух, но не способные принести реальную, ощутимую пользу обществу.

При этом, "Наследники" смотрятся с большим интересом. Во многом и в силу того, что замкнутость пространства здесь играет центральную роль, а декорации просто превосходны. Именно визуальность придаёт картине необходимую глубину, стимулирует мыслительный процесс куда лучше, чем все беседы, вместе взятые. Как говорил сам режиссёр, решение вместо традиционного байопика про преподобного Сергия снять ленту о проблемах дня сегодняшнего, показалось ему более правильным. Понятно, что в ход пошёл совершенно бронебойный кинематографический приём — при помощи привычных для отечественного зрителя реалий образ Сергия Радонежского показан как антагонист, пример высокой духовности и настоящего патриотизма. Более того, священник, которого вроде как на передачу никто не звал, оказывается чуть ли не духом русского святого, посетившего погрязший в грехе телевизионный русский мир. А что же остальные герои — безымянные носители штампов российской действительности? Метафорично то, что "патриота" в середине шоу с сердечным приступом увозят на "скорой", поп-дива оказывается не такой пещерной дурой, как это кажется на первый взгляд, "чиновник", продавший свои идеалы, никогда не будет прежним, а интеллигентный либерал "историк" попытается найти свое мужское счастье с духовно зрячей девушкой-врачом. Главный же зачинщик "беспорядков" — ведущий — не слишком рефлексируя, мимикрирует под "изменчивый мир". Обозначенная тема, что после этого шоу все герои отправятся домой иными, не дожата до конца, не очевидна и иллюзорна. Как и судьба страны, которую унаследовали эти типажи. И только символический образ безмолвно сидящего под фигурой ящера непростого служителя церкви сообщает зрителю некий зашифрованный код. Изменится только один — парнишка с городских окраин — за такими, как он, по мнению авторов, и останется будущее.

3 декабря 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x