Революция — любая — это не заря новой жизни, как гласит заезженная формула. Революция — не восход, а закат. Революции происходят там и тогда, где и когда руководители государства, выражаясь на автодорожном жаргоне, "не справились с управлением". Да и само общество не сумело найти в себе духовных сил, чтобы превозмочь болезнь и гниль, которые в нём завелись. Гниль разрослась, подточила несущие конструкции здания — оно и рухнуло, наделав шуму и придавив многих жильцов. Об этом писали современники разных революций.
"Пламенный реакционер" граф Жозеф де Местр, переживший и описавший Великую французскую революцию в книге "Рассуждения о Франции", считал революцию наказанием за грехи прошлого. В этом много правды. Ему вторит Николай Бердяев, переживший опыт иной революции — Октябрьской 1917 года: "Революция всегда говорит о том, что власть имеющие не исполнили своего назначения. И осуждением до революции господствовавших слоёв общества бывает то, что они довели до революции, допустили её возможность. В обществе была болезнь и гниль, которые и сделали неизбежной революцию…".
Памятная всем капиталистическая революция 1991 г. была сломом советской жизни, которую не сумели вовремя и умно починить и перестроить. С 60-х годов стояла грандиозная задача выхода из мобилизационного, военизированного социализма и создания более подходящей новым поколениям системы без разрушения всего строя жизни. Но старые руководители страны предпочли жить по инерции, ничего не меняя. И произошла революция: наша жизнь обвалилась. На этом месте обычно раздаются вопли: она не обвалилась — её обвалили враги! Враги, дорогие товарищи, есть всегда. Вопрос в том, как мы на них реагируем. Когда в 1941-м году нашей жизни угрожала опасность, люди записывались в ополчение, а в 1991-м такие же простые люди ходили на Манежную площадь стоять против советской власти.
Подлинная заря новой жизни занимается не в момент революции, а позднее. Можно сформулировать парадокс: подлинная революция — это контрреволюция. Творчество нового, строительство на расчищенной революцией площадке начинается тогда, когда старая жизнь разрушена. Вот это строительство и создаёт новую жизнь. Разумеется, никакого возврата к дореволюционному порядку никогда не случается, даже если мы видим какие-то стилистические цитаты из прошлого, как это было и во Франции, и в России. Настоящая реставрация в истории невозможна, как нельзя дважды войти в одну реку.
Строительство на расчищенном поле — это преодоление революции, её массового психоза. Революционные эпохи — всегда массовое безумие. Мы это исторически недавно испытали на себе. Как могло случиться, что нормальные с виду граждане массово уверовали, что, отменив 6-ю статью Конституции, устроив такие или сякие выборы, отдав государственные фабрики, которыми так-сяк управляли знающие люди, в руки невесть каких импровизаторов, мы все вдруг заживём богаче и комфортнее прежнего? Откуда возьмётся богатство? Оно что, создаётся на выборах? Но ведь в это верили! Как свято верили в то, что "так жить нельзя", а потому надо сломать, взорвать, пустить по ветру всю старую жизнь. И стояли на площадях, чтобы потребовать: КПСС, уходи! Подлинное затмение разума, как назвал этот процесс С.Г. Кара-Мурза. И это типично для всех революций — такое затмение.
Сейчас у нас, судя по многим признакам, революция-слом заканчивается. Её, конечно, нельзя закончить по сигналу, декрету или иному начальственному предписанию. Её можно только преодолеть, изжить. Сейчас, как мне видится, именно и происходит изживание революции-разрушения. Начало этого процесса раньше всех почуяли наши заклятые геополитические партнёры. И тотчас подняли русофобскую бучу: им нужно, чтобы революция у нас продолжалась, а созидательная фаза так и не наступила.
Переход к созиданию и строительству — это жестокая борьба с теми, кому на руку троцкистская "перманентная революция". Похоже, это общая закономерность: на выходе из революции накал схватки растёт. Именно об этом известный сталинский тезис об усилении классовой борьбы по мере продвижения к социализму.
Сегодня, борьба идёт, но успехи пока скромны: даже деньги из офшоров вернуть не удалось: сильные и властные это просто проигнорировали. Вообще, только интеллигенты, сроду ничем не управлявшие, верят в то, что главное — понять, что делать (а если не понятно — спросить у них, интеллигентов), а дальше довольно приказать — и все возьмут под козырёк и выполнят. На самом деле, даже в маленькой компании сопротивление среды — колоссально и продавить какое-то решение гигантски трудно.
Нынешняя жизнь напоминает мне зарастание леса после пожара. Среди страшных обугленных головёшек поднимается свежая зелень, растёт, тянется к свету. Но каждый лесовод знает: если мы хотим получить лес определённой породы — его нужно сажать. Само собой вырастает вовсе не то, что требуется.
Хочется верить, что те, кто на стороне России, сумеют закончить революцию без особых потрясений, и мы ещё насадим свои леса и построим города-сады.