Сообщество «Форум» 12:29 19 сентября 2023

Революция как пример сумасшествия

абсурдизм окончательно выбивает почву из-под ног традиционно мыслящего большинства
15

Понимаю, сколько – и чего – сейчас иные прогрессисты – да и либералы – запустят в меня. Но что ж делать. Надо наконец-то понять что «революция», сиречь переворот, есть не только переворот в жизни общества и государства, но и – самое главное – переворот в головах немалого количества людей. И зачастую нельзя сказать, что люди к этому перевороту были внутренне готовы, даже если они и желали наступления нового мира и сердечно отрекались от старого, пытаясь отрясти его прах со своих ног. Ибо одно дело – желать, а другое – делать.

В старом мире, при всех его недостатках, у людей выработалось огромное количество привычек, почти бессознательно применяемых, ходов, как, кому и на кого жаловаться, устоев, которые могли казаться стеснительными (да часто и были таковыми), но к которым в трудную минуту люди прибегали. Когда же революция это всё разрушала, то сплошь и рядом образовывалось не новое народовластие (которое при старом режиме не могло нормально выработаться), но хаос, бесцеремонная власть сильного, которая подчас не урезонивалась властью – а, в лучшем случае, новая власть просто убивала на месте обнаглевшего сильного. Опять-таки это было подчас неизбежно – но порождало веру во всесилие «стенки» и призыв решать возникшие проблемы ею. «Сейчас товарищ Каганович расстреляет кого надо – и сразу будет порядок» - так рассуждали подростки в 30-е годы, видя бардак на железных дорогах. А ранее этой веры было ещё больше – когда люди видели, как вконец оборзевшую уездную ЧК прямо на улице в полном составе пристреливала спецкоманда ГубЧК. А далее – романтика крови, смерти, жертв – и своей и прочих, самоценность этого – то, о чём я уже писал ранее.

Но дело не только в этом. Ибо, во-первых, у многих происходила переоценка ценностей. То, что ранее казалось отсталым, уродливым и никчёмным, получало новый вес и цену. А былые мечтания о новом устройстве блёкли. Ибо одно дело – за рюмкой чая рассуждать о народовластии и совсем другое – пробовать эту власть применить. Тем более что она может быть и совсем не по шерсти. Как сказал один ехидный человек, одно дело – слушаться Богоданного монарха – и совсем другое – подчиняться решениям народного собрания, где принимали участие такие сволочи, как ты и твой сосед…

Но и это ещё не всё. Ряд решений, о которых не предполагалось ранее, но которые приходится принимать и проводить в жизнь из-за возникших непредвиденных обстоятельств, не могут не казаться многим абсурдными. А революционные активисты, оказавшиеся на коне, ещё подкидывают всё новые и новые фантазии, которые кажутся органичными только для них – а для остальных выглядят так, как будто бы им сказали, что теперь едят ушами, а слушают ртом. Абсурдизм окончательно выбивает почву из-под ног традиционно мыслящего большинства – и оно оказывается бессильным перед внушениями активистов. Булгаковский проф. Преображенский не зря говорил, что разруха не на улицах – а в головах. Другое дело, что это самое большинство всё-таки старается отстоять свои какие-то остатки прежних опор. Как ни воевали в 20-е годы с семьёй и стремлением украсить жизнь – стоило прийти к власти т. Сталину и провозгласить ценность семьи (за что на него страшно негодовал Троцкий), равно как и допустимость прежних украшений быта (комсомолки смогли, наконец, одевать серёжки, не боясь проработки на собрании, а мужчины – дарить цветы женщинам, не боясь упрёка в пресловутом мещанстве) – как народ, что называется, кинулся к этим остаткам прошлого, радостно благодаря «отца родного». И для многих приснопамятные годы запомнились не «чёрными воронками», а тем, что «жить стало лучше, жить стало веселей» – в том числе и из-за разрешения украшательства… Жизнь стала обретать остатки прежней логики. Но – только остатки. Революция есть революция – то есть ещё и кошмар и сдвиг мозгов.

Повторяю: абсурдизм был всюду – и в немецкой революции тоже. И он немало помог фюреру проводить множество таких установок, от которых прежние бюргеры бежали бы бегом. Но сейчас вопрос не в этом. В наше время проводится ряд грандиознейших экспериментов по прививанию ряду народов, оказавшихся в подчинённом положении по отношению к Штатам, именно абсурдистских фокусов. Надо сказать, что в этом ряду были и мы. Наша контрреволюция 90-х оказалась по многим параметрам схожей с революцией. Прежние капиталистические устои, к которым и должна была, по идее, приходить контрреволюция, оказались напрочь забытыми. Будь это на рубеже 50-60-х, когда ещё оставались частники в деревне и были артели в городах, когда ещё были живы те, кто помнил, как оно было при «царе-батюшке» – может, контрреволюция и была бы в чём-то органичной. Но когда всё было напрочь забыто и пришлось с нуля осваивать какую-никакую деловую и трудовую этику, да ещё под давлением восхвалений жизни бандитов и проституток… как выстоял русский народ – уму непостижимо. Тут, пожалуй, помогли какие-то остатки уже сталинской этики труда – в отдельных важнейших областях таковые сохранялись – да огромная страсть русских людей к изобретательству. Помогло и другое. Заполыхавшие окраины жёстко разрушали либеральную картину мира, порой возвращая к реальности даже таких, гм, персон, как г-н Ельцин. Словом, сдвиг мозгов а-ля «город Зеро» (см. анализ этого фильма у С. Г. Кара-Мурзы) в целом провалился.

Зато он вполне воссиял у «небратьев». Конечно, этому способствовало многое. С ними шла отдельная работа. Делалось всё для того, чтобы они почувствовали себя вырвавшимися из-под ярма «старшего брата». Внушались самые несбыточные надежды. Люди, смотревшие на роскошный Запад, думали – а как бы им прикоснуться к такой же жизни, стать своими? И прельщались этой иллюзией, не желая понимать, что никто им этого не даст – исходя из тех же рыночных постулатов. Соблазн шёл и по другой линии. Если Россия как бы не имела для Штатов самостоятельной ценности как сила, противостоящая режимам, Штатам неугодным, да и не особо стремилась к подобной роли (полыхание окраин, повторюсь, отрезвило многих) – то для Украины соблазн противостояния России был велик – хотя бы в плане получения под это поддержки Запада. Кроме того, в некоторых кругах украинской интеллигенции издавна бытовал комплекс неполноценности. В том же XVII веке через Украину проходило на Русь немало западных ценностей; Украина (как и Белоруссия) оказывалась первой в их усвоении, потом всё это переходило на Московскую Русь – и, в отличие от продвинутых, но не слишком сильных украинских реализаций, несущих на себе все черты провинциализма, вырастало в нечто имперски мощное и самобытное. Каково это было впоследствии осознавать украинской интеллигенции, в целом (в отличие от интеллигенции русской) националистически настроенной! К тому же, строго говоря, украинский народ начал формироваться только в XIV веке. Опять же – сколько поводов для уязвления комплекса! Были и соблазны трактовать свою историю как нечто особенное. Так, разруха своевольничания («руина» XVII века), бывшая, по сути, селянской копией антигосударственности польской шляхты, трактовалась как стремление к свободе в противовес «московскому рабству». Всё это всплывало в период противостояния…

В итоге – без всякой революции (нельзя же считать эту самую «гидность»-гадость чем-то серьёзным) появилась почва для всяких фантазий, порывающих со всем, включая здравый смысл, но дающих возможность «пышатися» - сиречь гордиться. Как всё это подталкивает к сдвигу мозгов – и, следовательно, к принятию любых неистовств, вплоть до нацизма – вряд ли нужно говорить. Свою роль сыграло и стремление к власти, к командованию определённой украинской прослойки; и в имперской России, и в СССР эта прослойка усердно делала карьеру; с приходом «нэзалэжности» многим из них карьеру делать стало негде. Снова комплекс… А тут ещё повышенное внимание со стороны Запада, напоминания об «иге Москвы» и проч. В этих условиях даже всякие фокусы городских сумасшедших, вроде г-на Бебика, не будучи принимаемы большинством народа, играли свою роль, постепенно расшатывая сознание. А уж потом шли в ход классические приёмы расчеловечивания, вплоть до создания пародии на «человекопарки» (актёр, играющий роль «москаля», вечно грязного и пьяного, в клетке). Прочие же приёмы, вроде «личинок колорадов»… и говорить не хочется.

Будь я священником – наверное, здесь, вспомнив все эти «пышания», сказал бы, подъяв важно палец, проповедническим тоном: «Гордыня – мати многим грехам». Но я не священник, на это права не имею…

Впрочем, разумному достаточно.

Cообщество
«Форум»
13
Cообщество
«Форум»
4
Комментарии Написать свой комментарий
19 сентября 2023 в 13:49

Вообще-то вся жизнь это "перевороты", отрицание предыдущего и усилия, иногда мучительные, встраивания в настоящее и будущее. Рождение ребёнка, выход из материнской утробы во внешний мир с разрывом пуповины - ещё какой "переворот" !

Первые шаги с падениями, ушибами и шишками, освоение в мире, воспринимаемом из плоского, лежачего положения в новом вертикальном положении, с возможностью перемещения и осязания отдалённых предметов. Затем взросление, переход от беззаботной жизни и материнской опеки к учёбе, далее самостоятельной жизни.... Сплошные "перевороты" и переходы к новым условиям с необходимостью преодоления прежних привычных условий обитания и восприятия к новым, незнакомым, с болезненным опытом и ошибками.

Общественная жизнь такая же. Общность, народ взрослеет, с коленок встаёт на ноги, начинает себя осознавать, как растущий ребёнок и со временем покидает отчий дом, став взрослым, став нацией. Если бы дети копировали во всём своих родителей и жили по их "лекалам", то никакой эволюции не было бы вообще. А революции это то же неостановимое движение развития, когда эволюционное движение по какой-то причине не возможно. Переход то ветхого к новому это всегда сумашествие с позиции ветхого. Ветхозаветные распинают "сумашедших" несущих новое Слово.

19 сентября 2023 в 14:04

"...традиционно мыслящего большинства"

Ну, уж коли в зад вертать, к традициям, то и до людоедства совсем недалеко. Падение не взлёт, затрат не требует...

Большинство, в деидеологизированном обществе, - это точно не самые умные люди. Стадо.

Традиционно мыслящее - это брюхом что ли? Или тем что пониже?

У кого башка назад повёрнута, и сам лучше не станет и другим не даст... Мертвец...

Чо-то так ЛДПР-ом пахнуло...

19 сентября 2023 в 14:08

Если человек не понимает различия РЕВОЛЮЦИИ и ПЕРЕВОРОТА. то вряд ли стоит разговаривать с ним об этих явлениях общественной жизни. Видимо, вначале надо бы хорошо выяснить смысл и значение этих понятий ... ))))

19 сентября 2023 в 17:09

Фамильярно, но по-другому никак:"Ну,Лёва, молодец! Навешал лапшу на уши и рад.

19 сентября 2023 в 17:19

Ох... неужели я так плохо и путано пишу? "Вся жизнь это перевороты" - да не революционного же масштаба! Иначе люди бы и не выживали. Это раз.
Два. "Традиционно мыслящее большинство" - это те, кто и в 1920-е полагали, что семья имеет ценность, что женщина вполне может себя украшать, что дарить ей цветы - никак не мещанство, что теория "стакана воды" (дескать, комсомолка должна отдаться комсомольцу так же просто, как выпить стакан воды) - это оправдание блуда собачьего, что в ту пору, когда сифилис цвёл и пах, было вообще кошмаром - и т. д., и т. п. Это что - троглодитство - или наоборот?
Три. Различие революции и переворота. Октябрь - это революция? Так о нём в основном и речь. А дальше? Дальше я оговариваюсь, до какой степени можно сравнить с революцией нашу "контру" 1990-х, говорю, что нечего величать укр. безобразие революцией. Что, г-н Шеметов с этим несогласен? Серьёзно?

19 сентября 2023 в 19:21

С первым комментарием Вас, Лев!

20 сентября 2023 в 16:52

"Если человек не понимает различия РЕВОЛЮЦИИ и ПЕРЕВОРОТА. то вряд ли стоит разговаривать с ним об этих явлениях общественной жизни", - dixi! Однако, не всё безнадёжно. При желании можно избавиться от ложного понимания тождественности РЕВОЛЮЦИИ и ПЕРЕВОРОТА. Для этого надо "отделить мух от котлет",т.е. вместо второстепенных схожих признаков РЕВОЛЮЦИИ и ПЕРЕВОРОТА надо определить эти понятия с помощью семантически существенных и достаточных признаков каждого явления в его особом смысле и значении.

20 сентября 2023 в 19:22

Извольте. Не претендую на полноту - но... Прежде всего переворот (coup d'etat), за исключением власти, ничего не переворачивает. Никаких смещений понятий в мозгах. Никакого ощущения некоего нового мира. Хунта влезла наверх и рулит - и только. В революции же происходит переворот и в мозгах. Во время Кромвеля многие верили: настало последнее время. "Грядет Господь Иисус на белом коне сразиться со Змеем, сидящим на троне Англии". Во время Великой Французской люди верили: идёт новая эра, воскресает республиканский Рим в новом виде. Во время нашей... ну, тут долго даже писать. Вот вам и отличие.

19 сентября 2023 в 18:16

"абсурдизм" - это по-крупному!

20 сентября 2023 в 19:25

А как прикажете оценивать всю эту шизню 1920-х?

20 сентября 2023 в 22:00

" шизню 1920-х"?

Что Вы имеете в виду? Двадцатые - это несколько эпох...

21 сентября 2023 в 13:29

Да всё это - от войны с семьёй до фокусов "бригадного образования", препохабные шутовские процессии, идеи "половой свободы" в комсомоле - ну и всякие фокусы на окраинах сего движения типа "долой стыд". Надо ещё отметить, что всё это происходило на глазах у поколений, живущих реально по патриархальным нормам. Мозги выбивались только так.

21 сентября 2023 в 14:57

Здасти были... Долой стыд... В не в курсе откуда ноги растут?

Вот, это место: "И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились".

Вы тут на кого, на попов-обновленцев или на комсомол наезжаете, я не понял?

Правда в цитате речь о наготе по отношению к знанию Отца. Но вы то этого не знаете...

Тк что, как говорил, не побоюсь этого сова "тов.", Шариков: "Тут не без водолаза. Потаскуха была моя бабушка, царство ей небесное, старушке.

Что верно, явление отрицать нельзя. Было дело... Но, масштабы... Сейчас , при Гундяеве этого "эксгибиционизму может в тысячу, может и в десять раз больше... А Вы на комсомол бочку катить?.. Озорник...

21 сентября 2023 в 20:10

"Наезжаю", как изволите выражаться, на комсомол. Да и на всех тогдашних сумасшедших, торпедировавших семью и проч. Далее, по отношению к цитате из Писания - чтобы этак не стыдиться - надо было быть в раю и быть райскими обитателями. А сейчас на земле никак не рай. Потом, при чём тут Святейший и эксгибиционизм - не пойму. Что-то я не слышал, чтобы кто-то из церковной верхушки призывал голышом по улицам бегать. Если что знаете - просветите.

21 сентября 2023 в 23:34

"А сейчас на земле никак не рай"

Тут вы батенька опять ошибаетесь... Как раз самый тот рай и есть, - рай архонтов... Рай вашего "Святейшего" и компании... А вот паства и есть тот самый Адам которого они себе "слепили", в 91-ом... Вы, Лев, хотя того и не понимаете, тоже сейчас слепенького "Адама лепите". Задача ваша чтобы не вспомнил откуда он в этот "рай" упал... Поэтому и поёте хром, - не вкушай... Наводите на него забытье. То есть оставайся в дураках, и глупости своей не стыдись.

"Потом, при чём тут Святейший и эксгибиционизм"?
Так - при дураках... Этот мир, от кого, от Советского человека? Нет, этот мир ваш, дело рук архонтов, правителей мира сего. Не нравится я заметил? Значит покушали...

Вы что-то там про семейные ценности?.. Нукся... Как понимаете: "Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией,
ибо в воскресении не женятся, не выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах"?

1.0x