Авторский блог Александр Балтин 07:49 28 декабря 2024

Анри де Ренье

к 160-летию со дня рождения

Приключения в Венеции будут напоминать воплощение жемчужной изысканности, хотя энергия повествования Ренье словно противоречит старинным и таинственным декорациям города-романа.

Ренье выработал среднюю линию: между парнасцами и символистами: он следовал ей в поэзии, растя изысканные звуко-смысловые цветы; отчасти в прозе, уподобляя фразу – строке.

Заветный час настал. Простимся и иди!

Пробудь в молчании, одна с своею думой,

Весь этот долгий день - он твой и впереди,

О тени, где меня оставила, не думай.

Иди, свободная и легкая, как сны,

В двойном сиянии улыбки, в ореолах

И утра, и твоей проснувшейся весны;

Ты не услышишь вслед шагов моих тяжелых.

(пер. И. Анненского)

Впрочем, сквозная интонация, не подразумевающая никакой символики, не была чуждой Ренье.

…любовь, данная под различными масками: анатомия и оттенки главного чувства исследуются Ренье всю жизнь: и роман «Дважды любимые» ярко подтверждает сие.

…воспитанница гугенотской церкви столкнётся с миром, ничего не подозревая о нём, отсюда и возникнет «Грешница» - кровоточащий роман, развёртывающий панорамы яви так, что предпочтительнее становятся сны.

Желательно – жемчужно-изысканные.

Стилист, эстет, стилизатор Ренье раскрывал недра красоты с тою мерой понимания, когда и другим – читателям – яснее становится, насколько она – определяющий фактор жизни.

Должна быть таковой, по крайней мере…

1.0x