Сообщество «Форум» 10:26 3 апреля 2021

Реактивная пассажирская авиация. Интересные вехи истории. Часть 5. История энтузиаста У.Э. Боинга.

Казалось, он один во всей Америке не заметил наступления Великой Депрессии!

Начало 20 века.

Это было время талантов-одиночек.

Что Генри Форд и его велосипедная мастерская, что промышленник-инженер Уильям Эдуард Боинг, на все руки "дока", что инженер-изобретатель и лётчик-испытатель Джеффри де Хевилэнд и его невообразимый прорыв в реактивном авиастроении в Великобритании... Несть числа им, героям- изобретателям, сумевшим довести до серийного производства свои творения. Сумевшим создать "крылатую" машину и поставить её на службу людям...
Крылатую машину, которую тут же забрали у изобретателей для службы Войне... Например, как лайнер Дуглас Эркрафт, тут же обращённый в военный транспортник США...Вспомним роман Стругацких "Трудно быть богом", где гениальный изобретатель мясорубки для нежнейшего фарша сошёл с ума от того, что его кухонный прибор был обращён извращенцами у власти в орудие пыток...

Сам Уильям Э. Боинг (кстати, фамилия немецкая , следует говорить- Бёинг), талантливый инженер-организатор, создал успешное производство, впоследствии концерн, своим энтузиазмом, руками, умом и энергией.

15 июля 1916 года Уильям Э. Боинг в Сиэтле ("крылатом" городе) зарегистрировал свою первую авиастроительную фирму Pacific Aero Products Company, после переименованную в Boeing Airplane Company.


Несколько слов о самом основателе. Уильям Эдвард Боинг (William Edward Boeing) родился 1 октября 1881 года в городе Detroit (другом знаковом, но уже для автомобилестроителей, городе), расположенном в одном из трёх "озёрных" штатов, Мичигане.

двойной клик - редактировать изображение


Сфера интересов У.Э. Боинга , пока ему не исполнилось 28 лет, располагалась в области лесоторговли.

Однако, как весна, как паранойя, вдруг овладела этим человеком страсть к полётам...Как это произошло? В январе 1910 года он стал участником полёта на аэроплане... И крылатая машина затмила собой всё. Уже довольно состоятельный на тот момент У.Э. Боинг решил вложиться в новое для 20 века и для него самого дело. Авиастроение. Как умный и прозорливый делец и инженер, Боинг увидел за передвижениями по воздуху блестящее будущее...для себя и для технического прогресса. И не ошибся. Как в воду глядел...или в хрустальный шар?
Но для осуществления его честолюбивых целей был необходим изобретатель. Фанатик своего ...ммм...их общего дела. И таковой нашёлся. Им оказался друг Боинга, военно-морской инженер Конрад Уэстервельт (Conrad Westervelt). Вместе друзья спроектировали и построили свой первый самолет B&W, названный по первым буквам их фамилий.

двойной клик - редактировать изображение

Как и у братьев Локхид - это был легкий гидросамолет, имеющий полотняно-деревянную конструкцию типа биплан с крыльями разного размаха и элеронами на верхнем крыле. Самое начало авиации, когда фанера, полотно и проволока составляли каркас и крылья...а мотор, да, пока сердце называлось "мотор", подбирали из автомобильных. Для этого гидросамолёта был выбран мотор Hall-Scott A-5. Это уже позже в русском языке для подобных сложных агрегатов привилось новое название "двигатель", более точно описывающее суть и смысл. В 1916 году эта деревянная модель поднялась в воздух...
Вспомним, что Братья Локхид с 1912 года уже вовсю летали...совершая экскурсионные прогулки над Калифорнией для желающих.

двойной клик - редактировать изображение


Да, сильную приливную волну создали братья Райт, подняв в небо первый летательный аппарат...Многие сотни молодых людей по всему миру организовывали свои гаражные цеха по сбору модифицированных моделей, но взяв за основу изобретение братьев Райт. Немногие из этих гаражных мастерских развились в настоящие производства...Но те, что смогли выйти из зачаточного состояния - оставили заметный след в истории развития авиастроения. Идеи новых технологий плотно наполняли воздух, даже не носились в нём, так их было много, только успевай - лови!
Наличие неплохого личного состояния без всякого сомнения уже изначально сыграло У.Э. Боингу на руку. Опыт предыдущей работы тоже оказался далеко не лишним. Уильям Боинг уже умел находить хороших управленцев, смог он найти и талантливого конструктора. В мае 1916 года компания наняла своего первого авиационного конструктора – Вонг Тсу (Wong Tsu). Дело закипело... Возникла модифицированная модель самолета Model C. Армия вроде как заказала 50 аппаратов, но с окончанием Первой мировой войны, выкупила только два. Удар! Пришлось произвести первое в истории компании сокращение, а наиболее ценных сотрудников...что же, временно пришлось занять людей на производстве ...изготовлением мебели, благо, с деревом они обращаться умели.
У.Э. Боинг извлёк первый урок:
Как всегда и во всех уже описанных историях авиастроителей - первые заказы новой компании пришли из военного ведомства США. Что поделать, основной стратегией в США изначально было прописано - нападение. Это в России (или СССР ) - защита -основной вид военных действий, до сих пор означенный так в документах. Англо-сакский мир особенно и не лицемерил...никогда. Нападение. Агрессия. Островное мышление : презрение к "чужакам" и параноидальное "обособление" было перенесено и в Новый свет . И привилось там. Ведь по сути - именно островное мышление всегда играло основную роль и в агрессии, и в чувстве собственной безнаказанности "за морем."

Всё это так, но война когда-нибудь оканчивается и, выходит, этот бизнес - сезонный? Нестабильный?
У.Э. Боинг задумался. А что, если в мирное время заняться пассажиро- грузо- перевозками? Естественно, по воздуху? Но для этого нужны более тяжёлые, вместительные машины...
А вот почта! Доставлять почту по бездорожью - это самое милое дело! Для летательных аппаратов начала 20 века сложной инфраструктуры и не требовалось. В 1919 году Боинг установил первый в мире международный маршрут для почтовых самолётов из Сиэтла (США) в Ванкувер (Канада). Первая в мире международная авиалиния...

Для участия в гонке среди равных фирма Боинг разработала передовой для своего времени самолет Model 40. Прототип его поднялся с лётного поля 7 июля 1925 года. Хотели 4 июля, чтобы было знаково, но технические доработки помешали. Это уже не был классический аэроплан из тяжёлого дерева. Каркас из стальных труб и использование воздухозаборников при двигателе для воздушного охлаждения не только облегчили аппарат на 100 кг , но и создали предпосылку для безопасного полёта, чтобы сердце самолёта не стало "пламенным".

двойной клик - редактировать изображение


Эти придумки и модификация С-40 позволили компании получить столь необходимые для выживания авиастроительной фирмы госзаказы на перевозку почты между С.Францико и Чикаго. После были выиграны и другие маршруты...Но пока компания не могла конкурировать с более ранними и солидными. Каковой была, например, компания "Дуглас Эркрафт".

Однако, холодный расчёт всегда был сильной стороной Боинга.
Богатые люди США живут по присловью : Время-деньги.
Сэкономим им время.
И получим их деньги.

двойной клик - редактировать изображение


И вот чуть более, чем за год разработана и пущена в серию модель уже не почтовая, всего на 2-х человек. Это был уже пассажирский Model 80. 12 человек могли разместиться на кожаных сиденьях в теплом комфортабельном салоне, где имелись индивидуальные лампы для чтения, а так же горячая и холодная вода.

двойной клик - редактировать изображение


Были внедрены сразу два новшества, растиражированные и всеми другими компаниями. И сохранившиеся без изменений до сих пор. Это не сколько технические изобретения, скорее психо-социальные.
-Кабина пилотов впервые была сделана закрытой и отделённой от пассажирского салона, чтобы пилот мог сосредоточиться только на управлении. Как не вспомнить табличку в автобусах "Не отвлекайте водителя разговорами"...
- Впервые в мире появились медсёстры для оказания помощи боящимся летать - появились бортпроводницы. Это дало толчок к образованию нового рода профессии, требования были жёсткими. Гораздо жестче, чем для конкурса красоты. Требовалось воспитание, образование, профессиональные навыки. Не случайно в последствии жёнами знатных и богатых часто становились стюардессы... "Мой ангел земной"

Все владельцы, описанные в этой серии историй авиастроительных компаний, кроме, разве что братьев Локхид, на первых порах подбирали под себя подходящую их моделям моторостроительную компанию. Как основу авиастроения. Не стал исключением и У.Э. Боинг. Он приобрел производство двигателей Pratt & Whitney. Теперь он мог быть спокоен за сердце машин...
Как любой "удельный барон" новое производство крылатых машин (да и не только самолётов) стремилось обезопасить себя, создавая всеобъемлющее "натуральное хозяйство" - а именно : инженерный корпус, производство всех узлов и силовых агрегатов, обслуживающий персонал (механики, пилоты, стюардессы) ...и...инфраструктуру аэродромов и авиалиний. Собрать всё это, круто замесить на немецком качестве исполнения и экономности... и получать госзаказы. Вот рецепт простого пути к финансовому успеху авиастроительной компании...
Простого пути, да как его пройти? Тут много тонкостей...И они вовсе не зависят от гениальности исполнителя. Скорее, наоборот. Зависят от его "проходимости", знакомств, договорённостей, принадлежности к ...обществу. Как к высшим деловым кругам, так и к обществам иного, неявного порядка. И это уже не история инженера-изобретателя. Это история политика-.дельца по принципу "Боливар не увезёт двоих". Был ли таким человеком У.Э.Боинг? А вот смотрите дальше.
Итак, владелец, образно говоря, торил путь, а технические таланты авиастроительной компании Боинг (теперь, с приобретением авиалиний и инфраструктуры аэродромов - уже не компании, но концерна) совершали технические чудеса. Наступили 30-е годы 20 столетия и концерн принялся за разработку самолета революционной конструкции. Boeing 247. Это было эпохально. 247-й стал первым современным пассажирским лайнером.
Именно концерн Боинг сформировал концепцию цикла последовательных испытаний. Начиная от наземных(стендовых), до отработки в условиях реальных полётов. Тем самым уменьшил аварийность и людские и материальные потери. Если говорить о возможном девизе У.Э. Боинга - это "Разумность и Надёжность" . Скорее всего, так.

двойной клик - редактировать изображение


Что сказать о модели Boeing 247? Он имел винты с изменяемым шагом, отапливаемый салон, убирающиеся шасси, антиобледенительные устройства на крыле и хвосте, триммеры и автопилот. Салон был оборудован звуко- и теплоизоляцией. Это был первый двухдвигательный самолет, который мог продолжать полет при отказе одного двигателя, а посадочная скорость в 100 км/ч позволила отказаться от механизации крыла. Ещё ряд технических новшеств и усовершенствований вывели этот самолёт в лидеры.

В истории авиации этот самолёт описывается так:

"Boeing 247 (военное обозначение С-73) — американский 10-местный пассажирский самолёт, первый серийный цельнометаллический авиалайнер со свободнонесущим крылом, убирающимся шасси, фюзеляжем типа полумонокок и автопилотом. "

Многие авиалинии желали приобрести этот самолёт. Концерн Боинг был завален заказами. Но прежде всего производство решило обеспечить себя, своё новое подразделение United Airlines и построить 60 самолётов!.

Это подразделение United Airlines - авиаперевозчик почты и пассажиров - было собрано из закупленных и объединённых под рукою У.Э. Боинга мелких и разрозненных компаний авиаперевозчиков. Репутация надёжного перевозчика позволила концерну Боинг захватить и контролировать 50% почтовых и пассажирских перевозок в США. В 30-е годы прошлого века. Что не могло не вызвать зависть и раздражение других компаний в этом бизнесе. И как это отразилось на концерне Боинг? Увидим.

Итак, первой ошибкой У.Э.Боинга было решение обеспечить сперва себя, как авиаперевозчика, новой моделью Boeing 247.

Задержка в исполнении заказов других авиакомпаний привела к тому, что Авиакомпании TWA (Trans World Airlines, часть империи, возглавляемой таинственным и эксцентричным талантом в различных областях ,миллиардером, Говардом Хьюзом - о нём упоминалось в истории авиастроительной компании Локхид ), American Airlines и KLM обратились к крупной и мощной авиастроительной фирме Дуглас Эркрафт с просьбой о подобном самолёте. А вернее, обращения были непосредственно к её хозяину, Дональду Дугласу. Всё решали личные связи и знакомства...

Не обладая авиалиниями и будучи более свободным в своих действиях, чем концерн Боинг - Дуглас Эркрафт быстро создал модель DC-1.

двойной клик - редактировать изображение


Затем вышли новые модификации DC-2 и знаменитый DC-3.

двойной клик - редактировать изображение


Существенно ли, что, как утверждали, взяты были все передовые конструкторские идеи 247-й модели Боинга, но развиты. Сообщалось о более усовершенствованной конструкции самолёта модификаций DC. Уверяли о более тщательных испытаниях в аэродинамической трубе... В общем, плагиат с отмазками.
Но тягаться с гигантами самолётостроения и империями типа Говарда Хьюза У.Э. Боингу было невозможно.
Рассерженные гиганты пошли ещё дальше.

Тут стоит сказать о том, как перенес Великую Депрессию концерн Боинга.
Если Дональд Дуглас (как описано во второй истории из этого цикла) стал закрывать производства и увольнять 2/3 сотрудников, если фирма братьев Локхид оказалась банкротом, то У.Э. Боинг поступил иначе. Потому, что имел для этого средства и, что главное, горячее желание.
Он стал содержать персонал из "своего кармана". Затратив личное состояние на поддержание своего детища. Новые разработки шли полным ходом. Да и идея Боинга - почтовые и пассажирские грузовые авиаперевозки - оказалась гениальной! Казалось, он один во всей Америке не заметил наступления Великой Депрессии! Люди летали. Почта приходила вовремя.
И тут на У.Э. Боинга ополчились все. Скопом. И гораздо более сильные конкуренты и государство...или те, кто лоббировал более сильных конкурентов...?
У.Э. Боинг слишком умён и независим.
Его концерн - слишком лакомый кусок.
У.Э.Боинг должен уйти.

Первым шагом все авиаперевозчики переключились на самолёт DC-3, а Boeing 247 оказался не востребован. Что странно само по себе.

Второй шаг был много страшнее.
Успех “United Aircraft & Transport Corporation ” во времена депрессии, якобы, вызывал подозрения. Как это - процветать и контролировать 50% рынка? Поэтому, поднаторевшие в коррупции авиагиганты решили свалить успешного конкурента обвинениями... в коррупции. В 1933 году за свержение концерна Боинг взялся сенатор Хьюго Блэк (Hugo Black), который обвинил Boeing в сговоре с почтовыми отделениями с целью получения контрактов. Сенатор обвинил их в том, что они наживаются за счет налогоплательщиков. Стандартная фраза! Он требовал, чтобы контракты были расторгнуты, а компания “United Aircraft & Transport Corporation” расформирована.
Уильям Эдуард Боинг был вызван для дачи показаний в суд. Его допрашивали почти 6 часов. А потом обвинили в том, что он незаконно наживается на почтовых контрактах. Его объяснения и показания были проигнорированы. Решение конгресса было беспощадным и фатальным для детища У.Э.Боинга.
Его холдинг было приказано разбить. Поскольку слияние авиастроительной фирмы и авиакомпаний давало их владельцу слишком большую власть... Привет свободному рынку и честной конкуренции...

Новые правила гласили, что авиастроитель не может быть одновременно авиаперевозчиком.
Эти решения привели к развалу холдинга Boeing, который создавался таким потом и кровью...но не пассажиров. Ибо устойчивость в воздухе и надёжность - всегда были первыми требованиями У.Э. Боинга.


Третий шаг. Потом в дело вступил и президент Франклин Рузвельт. Для поддержания вооружённых сил США решили передать почтовые перевозки ...вооружённым силам США.
Кроме разгромленного концерна Боинга пострадали ещё 83 гражданские компании.


Перестройка в США, начатая гибелью Титаника и продолженная Великой депрессией 1929 года, шла полным ходом. Выкашивали оставшихся, либо народившихся "слишком умных и самостоятельных". И это не был бизнес. Это было личное. Направленное против определённых личностей "глубинным государством".

Что смыслила армия в "устойчивости и недёжности"? Армия, заточенная на разрушение и убийство? Вскоре при перевозке почты военными произошло 12 катастроф и более 60 аварий.
Отлаженная авиатранспортная система страны практически развалилась.

Но когда через несколько месяцев Рузвельт осознал ошибку (?) своего решения и отменил его, было уже поздно: компания Boeing была разрушена. Та компания, тот уникальный концерн, который был создан У.Э. Боингом, однажды в январе "заболевшим" страстью к полётам, ушёл в небытие.

(На фото - молодой У.Э. Боинг на речном пароходе ...)

двойной клик - редактировать изображение


Сам Уильям Боинг не смог это пережить. Он ушёл из авиационного бизнеса, продал свой пакет акций и занялся...разведением капусты, как некий римский экс-император? Нет, но схоже. Он занялся разведением лошадей. В конце жизни он уединился на собственной яхте у берегов Канады, где и умер 28 сентября 1956 года, не дожив до своего 75-летия всего три дня.
Итак , подведём итоги :
В результате весьма схожих обстоятельств все таланты - одиночки (кстати, включая и "таинственную маску" -Говарда Хьюза) , Де Хевилэнд, братья Локхид, Дональд Дуглас и У.Э. Боинг были лишены возможности продолжать свой успешный бизнес.
Лишены в пользу ... эффективных менеджеров глубинного государства... Налаженные производства, имя-брэнд основателей-изобретателей были сохранены новыми владельцами, а истинные хозяева - отброшены в тень Истории, отторгнуты от своего детища.

Как не вспомнить известного литературного классика Честертона и его приводящий в раздумья ...якобы детективный рассказ "Странные уши". Там классик без обиняков объясняет политику Короны (Британия) по намеренному разорению древних английских дворянских родов путём непосильных налогов на наследство и передачу(выкуп) безликим дельцам еврейской национальности имений, принадлежавших разорённым наследникам, совместно с титулами и именами, чтобы, якобы, "род" был продолжен, а знатное имя - не потеряно для Истории (!)...Почитайте...занятно.

История аутентичной авиастроительной и авиа- компании Боинг на этом закончилась.


Началась история авиастроительной компании под тем же названием, но уже без пламенного сердца энтузиаста. И с явно другими идеалами и целями...


Но об этой новой компании Боинг - в следующий раз.

1.0x