Сообщество «Форум» 00:00 29 января 2015

"РД-181 лучше американских"

Как показывает практика, обычно полноразмерное производство (особенно таких, технологически сложных вещей, как мощные ракетные двигатели) развернуть в Соединенных Штатах, в силу многих причин, экономически невыгодно. В этих условиях американцы искали у себя замену российским двигателям. Насколько я знаю, Министерство обороны США и фирмы-провайдеры пусковых услуг были даже готовы заплатить какие-то деньги. Но потом выяснилось, что заменить так просто не получится. Потому что готовых двигателей данной размерности у наших заокеанских коллег попросту нет.

"ЗАВТРА". Игорь Борисович, на днях стало известно, что Ракетно-космическая корпорация "Энергия" будет поставлять американской компании Orbital Sciences Corporation ракетные двигатели РД-181. Контракт на сумму более чем $1 млрд. подписан. На фоне действия антироссийских санкций со стороны Запада это выглядит настоящим прорывом. Насколько для людей, близких к ракетно-космической отрасли, данное решение было ожидаемым и предсказуемым?

Игорь АФАНАСЬЕВ. Сразу хочу сделать ряд уточнений. Во-первых, двигатели, о которых вы говорите, делает НПО Энергомаш, входящее в структуру ракетно-космической корпорации "Энергия". И второе. Американская компания пока официально не подтвердила информацию о заказе двигателей в России. Хотя тот факт, что переговоры о поставках велись уже давно, имеет место быть.

Что касается прорыва, о котором вы говорите… Это ведь не первый, а третий крупный договор о поставках ракетных двигателей, заключенный с американской стороной.

"ЗАВТРА". Но на фоне действующих санкций — первый. Как стало известно, в документе предусмотрены ограничения на использование РД-181 в военных программах — ракеты, оснащенные российским двигателем, не могут использоваться для выведения на орбиту военных космических аппаратов. Здесь в ход был пущен аргумент о гражданской направленности программ — ведь, к примеру, работу по Международной космической станции стороны в результате санкций не свернули. Получается, что когда дело касается национальных интересов США, всегда найдутся лазейки?

Игорь АФАНАСЬЕВ. Что касается "национальных интересов", американцы только так и поступают.

"ЗАВТРА". Хотя можно сказать, что в данном случае нам это только на руку? Насколько эта сделка является выгодной для обеих сторон?

Игорь АФАНАСЬЕВ. Очень выгодна. Иначе бы ее не было. Когда в мае 2000 года на пресс-конференции, посвященной первому пуску ракеты Atlas III с российским двигателем РД-180, я поинтересовался у руководителя НПО Энергомаш:"Что в результате получит Россия и что — американцы?", Борис Иванович Каторгин сказал: "Мы — деньги, а они — двигатели". Напомню: договор о поставке 101 двигателя РД-180 на сумму около $ 1 млрд был заключен между НПО Энергомаш и Lockheed Martin в начале 1996 года и выполняется до сих пор. На те времена это были очень хорошие деньги — они фактически позволили сохранить предприятие, дали ему перспективы на 20 лет. Вторым договором было соглашение о закупке двигателей НК-33 для ракеты Antares.

Сегодня ситуация во многом аналогичная.

Но если задуматься… Переговоры о замене НК-33 начались, по-видимому, еще до введения санкций. Кроме того, американцы очень обеспокоены нашей риторикой о возможном запрете поставок двигателей в ответ на санкции. С их стороны запретов на поставку двигателей до недавнего времени не было. Более того, ощущалась необходимость (которая была озвучена руководством правительственных органов, в том числе со стороны военных) иметь полные гарантии того, что американские ракеты будут летать при любых политических раскладах. Именно поэтому они хотели заменить наши НК-33 и РД-181 своими аналогами. Американское законодательство при заключении сделок подобного рода заставляет продавца (в данном случае — российские компании) предоставить полный комплект конструкторско-технологической документации на закупаемое изделие, чтобы американская сторона имела возможность наладить его выпуск. Другое дело, как показывает практика, обычно полноразмерное производство (особенно таких, технологически сложных вещей, как мощные ракетные двигатели) развернуть в Соединенных Штатах, в силу многих причин, экономически невыгодно. В этих условиях американцы искали у себя замену российским двигателям. Насколько я знаю, Министерство обороны США и фирмы-провайдеры пусковых услуг были даже готовы заплатить какие-то деньги. Но потом выяснилось, что заменить так просто не получится. Потому что готовых двигателей данной размерности у наших заокеанских коллег попросту нет.

"ЗАВТРА". Вы предвосхитили мой следующий вопрос. Санкции в отношении России являются лишь одной из причин, препятствующих поставкам российских двигателей в США. Существует еще и американское лобби, настаивающее на прекращении сотрудничества наших стран в космической сфере, которое заявляет, что Соединенные Штаты в состоянии самостоятельно производить необходимое оборудование, а не спонсировать своего главного геополитического противника. Сколько времени потребуется американцам на создание подобного двигателя? И вообще, есть ли смысл им этим заниматься?

Игорь АФАНАСЬЕВ. Американцы занимаются этим вопросом. По их словам, у них уже существуют какие-то наработки. И для создания своего двигателя им потребуется три года. Честно говоря, я не очень-то верю в такие сроки. Несмотря на то, что Америка самая передовая технологическая держава, при производстве ракетных двигателей они применяют совсем другие технологии, и "привить" наши на американской почве сложно или невозможно. Им придется делать подобный двигатель если и не полностью с нуля, то во многом близко к таким условиям. Поэтому им придется в спешном порядке что-то изобретать.

Коллеги с "Энергомаша" говорят, что разработка подобного двигателя займет семь-восемь лет. Видимо, истина находится где-то посередине, и на разработку потребуется от трех до пяти лет.

Сколько это будет стоить? Американцы называют сумму от 1,5 млрд долларов.

"ЗАВТРА". После ваших слов становится абсолютно ясно, почему американцы решили закупать двигатели у нас. Им получается это дешевле по деньгам и быстрее по времени.

Игорь АФАНАСЬЕВ. Этот двигатель необходим нашим заокеанским коллегам именно сейчас, а не через несколько лет.

У фирмы United Launch Alliance, которая делает и запускает ракету "Атлас", существует некий резерв российских двигателей РД-180, которого должно хватить на два-три года. Они создавали его на тот случай, если санкции с наших сторон будут взаимными, и если мы запретим поставки двигателей. Мы этого пока не делали.

"ЗАВТРА". Но угроза имеет место быть?

Игорь АФАНАСЬЕВ. Я бы сказал, что не столько угроза, сколько вопрос. Мы сомневались в том, что наши двигатели не будут установлены на ракеты, которые смогут выводить военные полезные нагрузки. Насколько я понимаю, данный вопрос является чисто риторическим, поскольку в документации при продаже ничего не говорилось о том, какие полезные нагрузки будут выводиться американскими носителями.

"ЗАВТРА". А у фирмы, которая запускала "Антарес", запасы НК-33 есть?

Игорь АФАНАСЬЕВ. Какое-то количество, безусловно, имеется. Но после октябрьской аварии от использования данного двигателя было решено отказаться — американцы считают его ненадежным. Кстати, заявление об этом прозвучало уже через две недели после трагедии.

"ЗАВТРА". Но от РД-180 они не собираются отказываться?

Игорь АФАНАСЬЕВ. Не только не собираются отказываться, но и еще срочно дозаказали партию.

Сегодня же наши СМИ, говоря о поставках двигателей РД-181, называют сумму контракта более одного миллиарда долларов. Но при этом речь идет о шестидесяти двигателях, а не о ста, как в случае с РД-180, которые к тому же в два раза уступают им по мощности. Поэтому лично мне названная сумма кажется, мягко говоря, странной. Думаю, следует подождать, пока американцы сами подтвердят и сумму сделки, и количество приобретаемых двигателей.

Здесь важно понимать и еще один момент. Всю сумму, оговоренную в контракте, никто сразу не выплатит. Денежные средства будут поступать траншами в зависимости от количества поставленных двигателей — так было при поставках РД-180. Естественно, что сначала американская сторона должна дать нам гарантии, что закупит большую партию. Но, повторюсь, конкретные платежи будут осуществляться только за поставленный товар. Таким образом, получение озвученной суммы растянется на несколько лет.

"ЗАВТРА". Можно ли сказать, что заключенный контракт является показателем того, что американцы признают безоговорочное лидерство России в производстве двигателей данного класса?

Игорь АФАНАСЬЕВ. Однозначно! При всех нюансах они фактически признают это наше лидерство. Они верят в этот двигатель, в его высокие характеристики и в его надежность.

"ЗАВТРА". Президент РКК "Энергия" Владимир Львович Солнцев недавно заявил: "Статистика однозначна: наши жидкостные реактивные двигатели демонстрируют 100-процентную надежность; кстати, почти половина всех космических запусков в мире в прошлом году была осуществлена с помощью двигателей НПО Энергомаш".

Игорь АФАНАСЬЕВ. Хотя сам РД-181 еще ни разу не летал, поскольку это новый двигатель, сделанный на базе РД-191, разработанного для "Ангары", но американцы уверены в том, что НПО Энергомаш сможет поставлять двигатели нужного качества и надежности. Кроме того, я думаю, что четкость поставок для американцев также чрезвычайно важна. А мы сможем соблюдать все установленные сроки.

Данный контракт показывает, что именно в области создания мощных двигателей для первых ступеней ракет-носителей нам нет равных. Американцы делают свои очень неплохие двигатели, но область их применения другая.

Беседовала Юлия Новицкая

На фото: в цехах «Энергомаша»

1.0x