Авторский блог Владимир Ищенко 15:04 5 января 2017

Разделяй и властвуй (часть 1)

«разделяй и властвуй» – это стратегия, которая используется более слабым меньшинством для управления большинством

Согласно ст.145 Конституции СССР «Органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, автономных округах, районах, городах, районах в городах, поселках, сельских населенных пунктах являются соответствующие Советы народных депутатов».

После разгона Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ (4 октября 1993 г.), спешно, в декабре 1993 г., приняли Конституцию РФ, которой прекратили принцип (модель) Советской власти. Более того, уничтожили государственную власть на местном уровне.

Был принят новый принцип государственного управления «разделяй и властвуй» – это стратегия, которая используется более слабым меньшинством для управления большинством.

В действующей Конституции РФ (ст.132) «Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству».

По количеству чиновников (не от хорошей жизни) мы впереди планеты всей. При этом, государство практически не наделяет органы местного самоуправления государственными полномочиями, или наделяет «невыгодными для центральной власти» полномочиями (ремонт дорог, жилищно-коммунальная сфера, и т.д.), при этом перекладывают самые трудные социальные вопросы на местное самоуправление, без передачи необходимых материальных и финансовых средств (На тебе десять копеек и ни в чем себе не отказывай!)

Все главы местной администрации полностью зависят от государственных «подачек».

Рассмотрим действующую систему разделения полномочий на примере строительства многоквартирных домов.

Градостроительным кодексом РФ установлен следующий порядок строительства многоквартирных домов:

1. Застройщик (как собственник или арендатор земельного участка), получает технические условия и заказывает проектную документацию на строительство многоквартирного дома. После получения положительного заключения государственной экспертизы, застройщик сам утверждает проектную документацию.

2. Орган местного самоуправления выдает разрешение на строительство многоквартирного дома (ст.8, Градостроительного кодекса – далее ГК).

Глава муниципального образования выдачу разрешений поручает Органу местного самоуправления (главному архитектору или другому должностному лицу, все по закону - с себя ответственность снимает).

3. Саморегулируемая организация – это некоммерческая организация, созданная в форме ассоциации (союза) в соответствии с Градостроительным кодексом, выдает строительным организациям свидетельство о допуске к работам (ч.17, ст 1; ч.2, ст.52 ГК).

Саморегулируемая организация вправе осуществлять контроль за деятельностью строительных организаций, в части соблюдения ими требований технических регламентов в процессе осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов (ч.1, ст. 55.13 ГК). «Вправе осуществлять» - можно не осуществлять, спроса не будет.

4. Орган государственной власти субъекта РФ (Госстройнадзор) осуществляет региональный государственный строительный надзор (ст.7, ГК).

Орган местного самоуправления не допускается к участию в строительном надзоре.

По окончанию строительства, должностное лицо регионального Госстройнадзора единолично (раньше были комиссии) подготавливает Акт итоговой проверки при строительстве объекта, на основании которого региональный Госстройнадзор выдает застройщику Заключение о соответствии построенного объекта нормам и проектной документации (не допускается вводить в эксплуатацию многоквартирный дом без внутренней отделки, без перегородок, без инженерных сетей и т.д. – но Акты подписывает всего один человек).

Как анекдот – Госстройнадзору, Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ (ч.2, ст.44), передали функции по осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (специалист Госстройнадзора оказывается должен быть и санитарным врачем).

5. Заключение о соответствии построенного объекта нормам и проектной документации Саморегулируемая организация не выдает, не требуется от неё.

6. Орган местного самоуправления (опять тот, кого назначит глава местного самоуправления) выдает разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, не посещая объект – только на основании Заключения Госстройнадзора (ст.8, ГК), такой порядок установлен законом. Поэтому, соответственно – местное самоуправление за качество строительства не отвечает.

7. Застройщик передает квартиры покупателям, а по вопросам плохого качества строительства (недоделок) отсылает всех в организацию, которая строила многоквартирный дом и которая получила свидетельство о допуске к работам, выданное Саморегулируемой организацией.

Судиться с застройщиком – это для тех, у кого есть деньги (Сергея Полонского депортировали из Камбоджи, богатые дольщики).

8. На строительный брак жильцы (собственники квартир) имеют право обратиться в саморегулируемую организацию, которая сделает все, чтобы не тратить свой компенсационный фонд, и докажет, что здание не разрушилось и обеспечена безопасность эксплуатации (ст. 60 ГК).

9. Региональная Государственная Жилищная инспекция не подчиняется местным властям и не рассматривает вопросы строительного брака.

10. Если вам передали квартиру с недоделками, в многоквартирном доме, как участнику долевого строительства – это окончательный тупик (оказывается, что вы должны были контролировать строительство сами).

Мое мнение, к которому возможно присоединятся многие:

1. Необходимо создать единую государственную систему управления и контроля капитального строительства с обязательной передачей государственных полномочий местному самоуправлению. Кто выдает разрешение на строительство, тот должен отвечать за всё, что построено и введено в эксплуатацию.

2. Саморегулируемые организации не должны выдавать свидетельства о допуске к работам – это государственная функция, которую должен выполнять Госархстройнадзор.

3. Саморегулируемые организации, если хотят, пусть преобразуются в профсоюзы строителей и защищают рабочих, которым не платят зарплату или эксплуатируют.

4. Функции по осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте должно выполнять министерство Здравоохранения, а не министерство Строительства и ЖКХ.

Другие нелепости, раздела полномочий между властями, рассмотрим в части 2.

1.0x