Сообщество «На русском направлении» 12:36 10 августа 2021

Пётр Мамонов: когда мычит бездна

Роль старца Анатолия была кульминацией творчества Мамонова
34

В период пандемии мы стали терять известных людей не по одному, как обычно, а целыми блоками. Что очень грустно. Не успеваем оправиться от одной потери, как сразу же следующая. Июль был особенно тревожным. Многих из ушедших я знал лично, за другими с интересом и вниманием наблюдал в течение долгих лет.

Сегодня я хотел бы вспомнить умершего от коронавируса (а от чего же ещё сегодня все умирают…) Петра Мамонова.

Его появление в группе "Звуки Му" в 1980-е годы было самым настоящим явлением, прорывом и открытием нового континента – так же как в случае моих друзей Сергея Курёхина, Егора Летова, Юрия Орлова, Александра Скляра, Псоя Короленко и многих других. Во второй половине 1980-х стало казаться, что совершенно выродившаяся советская эстрада и бессмысленный официоз вот-вот исчезнут. И на их место придут новые люди, не просто по-настоящему одарённые, но ставящие фундаментальные экзистенциальные проблемы – вырождения, патологии, страсти, преступления, греха, токсикомании, подлости, конформизма, смерти… И отталкиваясь от открыто и пронзительно очерченного дна, молодые гении того времени искали выхода в иные, трансцендентные зоны. Но искали честно – не передёргивая, не выдавая желаемое за действительное. И если ничего не получалось, они об этом так и говорили.

Они быстро стали лидерами поколения. Они говорили от лица пробуждающегося общества – говорили честно, убедительно и подчас фантастически талантливо.

Пётр Мамонов эпохи "Звуков Му" был ярчайшим образцом интеллектуального панка. Он вылепил из себя совокупный образ позднесоветского человека, доведённый до гротеска. Слабоумие, предельные стадии дипсомании и белой горячки, кому и паралич сознания, пароксизмы и каталепсию Мамонов представлял гениально. Если бы общество было способно на саморефлексию, то немедленно опознало было в "Звуках Му" не циничный навет и карикатуру, но пронзительную исповедь и невыносимую истину о самих себе и окружающих. Пётр Мамонов взламывал иллюзию того, что всё идёт как надо. Летов говорил: «Всё идёт по плану». Всё шло не как надо, не по плану, а психоделики лишь заменяли собой внезапно обнаруженную катастрофу – вполне мамлеевских пропорций. Мамонов был прекрасно образованным интеллектуалом, изысканным филологом, лингвистом и литературоведом. Но на сцене он преображался в потрёпанного жизнью потустороннего алкаша или олигофрена, пытающегося справиться с неподатливым худым, будто искусственным телом и потоком бессвязных слов и парализованных мыслей.

У Платона в "Государстве" в рассказе об Эре есть образ «мычащей бездны». Сценический персонаж Петра Мамонова был как раз таким. Бездна мычала о чём-то самом важном. И публика вслушивалась заворожённо в это мычание.

Что-то произошло при переходе от 1980-х к 1990-м. В какой-то момент всё внезапно кончилось. Вся контркультура испарилась, мгновенно стала маргинальной – но уже не по политическим, а по каким-то другим причинам. И те, кто, казалось, в 1980-е вот-вот умрёт, весь позднесоветский эстрадный мусор внезапно ожил и с неистовой яростью (только на сей раз с прямым и навязчивым блатняком) затопил территорию музыкальной сцены. И этот кошмар длится до сих пор… Мамонову в 1990-е места не было. Откровение "Звуков Му" не достигло общества. То же, впрочем, стало со всеми остальными. Повезло лишь тем, кто умер раньше других.

В 1990-е Мамонов стал делать моноспектакли и сниматься в кино. Но от своего творческого ядра не отступил.
Кульминацией его творчества стала роль русского юродивого в фильме Лунгина "Остров". Это феноменальная картина. До этого и после этого Лунгин снимал малопривлекательные, насквозь понятные фильмы с пошлой либеральной подоплёкой. Мейнстрим. Но "Остров" и, конечно, Мамонов в "Острове" стали истинным прорывом. Традиция русского старчества, парадоксы святого юродства, грандиозный масштаб тайной скромной, глубоко запрятанной русской святости предстали столь убедительно и полноценно, что пройти мимо этого было невозможно.

Я думаю, роль старца Анатолия была кульминацией творчества Петра Мамонова. Он шёл к этому всегда – к той точке, где преступление, грех, распад и бездны человеческой подлости преображаются под тихим влиянием духа. Но это преображение доступно лишь тому, кто услышал «мычание бездны». Мамонов и в "Острове" продолжал играть своего персонажа – героя моноспектаклей, престарелого олигофрена эпохи "Звуков Му". Но в русской духовной традиции православия, которое стало главным смыслом жизни Петра Мамонова в последние годы, экзистенциальная боль, поиски и муки нашли своё возвышенное разрешение. Мы теряем себя, чтобы найти. Мы падаем, чтобы подняться. Мы сходим с ума, чтобы вернуться к уму – но к иному, настоящему, преображённому.

15 июля 2021 года Пётр Мамонов отдал Богу душу. Именно Богу и именно душу. Чтобы так сказать, надо было найти в трудном лабиринте жизни и то и другое. Он, видимо, с огромным трудом, а как иначе, но нашёл….

Фото: Михаил Воскресенский / РИА Новости

Источник

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Cообщество
«На русском направлении»
1
Комментарии Написать свой комментарий
10 августа 2021 в 13:29

"Они быстро стали лидерами поколения".

Правда?

Все кажется теперь сводится к тому, что они в лучших традициях идеализма сотворены были самыми высшими силами.

А возможно - банально сделаны.

10 августа 2021 в 13:32

А возможно - банально сделаны.

Из чего спросите - да из глины.

10 августа 2021 в 16:03

Забыл подробности, но помню, что "Остров" потряс моё сознание какой-то душевной искренностью и заставил, в очередной раз, задуматься о тайне и цели жизни.

10 августа 2021 в 17:10

Дугин: Кульминацией его творчества стала роль русского юродивого в фильме Лунгина "Остров". Это феноменальная картина.

***
Кульминация Мамонова стала роль в отвратительном пасквиле "Царь", все того же инородца Лунгина, он и вышел буквально через год. Есть все основания считать, что этот с кашей во рту Остров снял исключительно, как акцию прикрытия.

Да и сам Остров фильм глубоко анти-Православный, с двойным дном. Когда то Кураев сказал про Рериха - Сатанизм для интеллигенции. так вот, Остров, нечто подобное, этакая медовая ловушка.

А вообще, в целях самозащиты, интелям из местечка надо запретить снимать фильмы в России. Навсегда! Что ни фильм, то кровавый навет. Можно ли назвать хотя бы одну достойную ленту после 87 года? Нет!

10 августа 2021 в 17:59

Можно ли назвать хотя бы одну достойную ленту после 87 года?***************************************************************************************

АССА ( хотя вроде, 1986 г.), Такси-Блюз (просто песня, божеж-мой), Мелкий бес (вечная классика русской жизни - бессмысленной и беспощадной)

10 августа 2021 в 18:04

Да, ещё Монах и Бес очень душевно зашел.

11 августа 2021 в 04:42

Ты головой то думай, инородец! Или ты в нее только ешь? Назвать в качестве примера Такси-блюз, может только человек из Жмеринки))) зафиксируй одну важную мысль, никогда человек диаспоры не сможет снять Обломова. Чернуху, типа: Край, Фонтан, Окно в Париж, Как нам свалить из России, то хоть сто порций, Энциклопедию русской жизни - никогда.

Суть художеств этих уродцев из студии Лунгин и Ко, это картина Шагала. Вроде смотришь - летаете. Приглядишься, хезаете под забором.

10 августа 2021 в 19:09

"...отдал Богу душу. Именно Богу и именно душу..."?

И не отдал, и не Богу...

Душу?

"Ведь душа - это бремя Мрака, и те, которые знают, откуда происходит корень души, смогут постигнуть также и Естество. Ведь душа - произведение нечистоты и унижение Мысли светлой» \К7.Сим.23.Е\. Поэтому вышеупомянутое "Естество было дано Вере, чтобы она сокрушалась и оставалась во Мраке" \К7.Сим.41.Е\.

Это та вера которая ""...пребывает на Земле целый день. Ибо всю ночь и (весь) день она окружает Естество, чтобы взять себе Праведного" \К7.Сим.42.Е\.

«Одно же это пусть не будет скрыто от вас, возлюбленные, что один день у Господа, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» \Г.2Пет.3.8\. То есть "вере" этой 1000 лет...

10 августа 2021 в 20:15

Так называемым экзистенциальным было заполнено всё
н свете. Таланты другого достоинства не допускались,
либо обезумевшие от перестроечной экзистенции массы
их не воспринимали.
Можно ли назвать эту бесовщину гениальной.
Вернее, справедливо ли?
Скорее это феноменально, но и не более того. Ближе к цирку
без страховки.
А так всё красиво написано!! А сколько преступлений
генерировалось тогда бесовщиной на наркотиках, включая алкоголь, и деликах!!

10 августа 2021 в 21:56

Чья бы бездна мычала, а мамонова лучше б молчала. Нечего удивляться, что при переходе к 90-м всё кончилось. Кончилось, потому что контркультура - читай антикультура, потому что это не искусство, а спекулятивная политика, потому что в "Звуках Му". как и у других друзей Дугина искусство не ночевало. В "эстрадном мусоре" и блатняке больше музыки, чем измышленном мычании этих групп.

11 августа 2021 в 04:48

Жму руку, Борис! Это, кстати, очень важная загадка, отчего русского интеллигента всегда так тянет к "блатной музыке"? У них выпадает какой то важный смысловой компонент? Что они ищут "смыслы" этой изнанке. Отчего тогда Дугин не сворует курицу в гипер-маркете, не сядет на пятерик. Вместо того, чтобы восторгаться блатняком на эстраде. Он бы еще написал хвалебный отзыв "Лесоповалу", этой коммерческой группе одного пронырливого жиденка.

11 августа 2021 в 11:38

Ух! - какая точная и емкая аналитика.

А если тут эту мысль о мычании и о ночевании продолжить дальше?

И какой тут тогда социальный из этого всего всего выводится впечатляющий как ни посмотришь прогноз?

10 августа 2021 в 21:59

АССА занудный фильм. В конце песня Цоя.

Режиссёр Соловьёв рассказывает: - Нам дали третью категорию, в кинотеатры не принимали.
Назначили просмотр в клубе завода. И вдруг народ повалил. Что это?

Думаю, диссиденты, евреи позвали всех своих и устроили ажиотаж. Так же они устраивали ажиотаж на каждый НУЖНЫЙ им фильм.
Так на Макаревича ломились. На каждого Давида

11 августа 2021 в 10:03

"Петр Мамонов(...) вылепил из себя совокупный образ позднесоветского человека (...) Слабоумие, предельные стадии дипсомании и белой горячки, кому и паралич сознания (...) Мамонов представлял гениально..."

Вы, Дугин, говорите, да не заговаривайтесь!
"Позднесоветский", как вы изволили выразиться, человек, был, в массе своей, вполне нормальным и целеустремленным. Избавившийся от иллюзий относительно коммунистической доктрины о неизбежности "светлого будушего", осознав лицемерие и гнилость светочей и вождей от КПСС, "совокупный позднесоветский человек" обратился к поиску решений проблем материального обеспечения собственных нужд.
И это было правильно.

А белую горячку и прочие параксизмы, Петр Мамонов "гениально" продуцировал из самого себя, ибо был и алкоголиком и наркоманом...

Слава Богу, Петр Николаевич Мамонов сумел избавиться от алко-нарко-зависимости и ушёл в мир иной свободным человеком. А дальнейшее, Бог решит.

11 августа 2021 в 15:09

Кандараков, вы совершенно неточно выразили анатомию слома Красной цивилизации. Никакой народ не избавлялся от иллюзий, вы наоборот погнались за иллюзиями, вам перед носом повесили морковку, вы и побежали. И страну эпохи Просвещения, вы поменяли на глухое средневековье. Да так, что Кандараков мечтает как бы свалить из этого буржуазного рая на хутор под Минусинском.

Это же вы, Кандараков, полагали, что получать вы будете как при капитализме, а защищены как при социализме. Вы то у нас Папайя-морячок, весь слом перекантовались рядовым матросом, а в это время на материке шахтеры Кузбасса орали - Эльцын! Шахты в частные руки. Вот вы и получили то самое светлое прошлое. Более чудовищного отношения между трудом и капиталом сегодня в мире не найти.

И никак не пойму чему вы так радуетесь, что человек ушел в мир иной. Смерти желать, не по христиански, Кандараков.

11 августа 2021 в 10:19

какой бы пётр не был
но он стремился к Богу
хотел попасть на небо
хоть и шагал не в ногу
шагал летал по небу
а пётр мычал в падучей
народу на потребу
и кто из них был круче
связав судьбу с жидами
он создавал искусство
дегенератной брани
в сообществе прокруста
он вырвался из плена
прокрустового ложа
над ним разверзлась бездна
помилуй его Боже

11 августа 2021 в 15:11

Быков, ну никак не пойму, как можно создавая дегенеративное искусство, как можно исторжением серы стремится к Создателю нашему. Вы вообще как себе это представляете?

11 августа 2021 в 16:06

Сергей, я тоже не представляю,
но верю такому святому, как отец Димитрий Смирнов.
Таки да, Пётр Мамонов, стремился к Богу)

11 августа 2021 в 16:16

Вадим, блажен, кто верует. Самому думать не надо. Да и отвечать не за что... Да и незачем. Антисоветчик и русофоб Дудко много чего мог присоветовать. Особенно, когда он с Неврозовым спорил. Те еще были, два советчика...

Вадим, а как же данная Создателем нашим свобода воли? Ведь для чего то он нам ее дал?

11 августа 2021 в 17:05

Плюнуть и растереть)
Нет никакой свободы воли,
а есть только свобода выбора,
нашего внутреннего человека.
В принципе, это не мои слова)

11 августа 2021 в 18:35

"Господь же ответил и сказал: "В чём достоинство ваше, если вы исполняете волю Отца, а она не дана вам им как дар, пока вы искушаемы Сатаною? Но если вы угнетены Сатаною и преследуемы, и вы исполняете его (Отца) волю, то говорю я, что он будет любить вас, и сделает вас равными мне, и будет считать вас ставшими возлюбленными (Его) через провидение Его по вашему собственному выбору (между жизнью и смертью). Так не перестанете ли вы любить плоть и бояться страданий?" \К1.Иак.10.М\.

11 августа 2021 в 14:08

БАЛЕТ И ФИЛОСОФИЯ

Попса, а это уже теперь очевидно почти младенцу, научившемуся гладить стекло смартфона — была заказом определенных кругов по части подготовки к знаковым событиям начала девяностых и по части зачистки здравомыслия, прежде всего в среде молодежи.

Попса:

С ее мычанием.

С ее блатным шансоном.

С ее эстрадным мусором.

Выполнявшей социальный заказ кругов, круто и основательно готовившихся к социальному реваншу.

И реванш победоносно взявших.


Причем ее эти круги могли использовать как бы даже и без излишней благодарности и щепетильности.

Хотя многие из ее представители, из тех, кто был повменяемее, отдадим им должное, были, кроме как бы везде провозглашаемой супер одаренности, еще и друзьями денег.


Потом их кинули.

За ненадобностью.

Класс, рвавшийся к власти по части щедрости, ныне это тоже не секрет, скуповат на различные там жесты и жертвы благодарности и благотворительности.


Теперь ее представители за редким исключением все числятся по разряду гениев.
Совести ли нации.

И все что они создали, числится теперь по разряду нетленки и парадокс парадоксов — наших духовных скреп.

Мычание же их выдается за откровение.

Чуть ли не самого высшего сорта и самого знакового озарения.


Это к вопросу о качестве всего как сегодня, так и вчера — попсы, литературы ли, всех ли мировоззренческих наук вкупе.


Но не это главное в этом явлении.

Вчерашние покровители попсы, после того как реванш стал явью, а попса (такая, понимаешь, духоподъемная!) была списана в утиль за ненадобностью, стали вдруг в понятиях тех или иных новомодных философских схем разом именоваться — исчадием ада.

Попса — последним светом в окне. А их покровители — исчадием ада.

Что за чудеса?


И когда видишь нестыковку эту как бы, то тотчас же возникает вопрос о движении и движухе.

О том, кто общественными всеми процессами движет?

А что за папы и мамы у них такие обнуленные как бы были? Воспользуемся этим ныне сегодня модным словом.

Тоже темен всякий раз вопрос.

И как они сами возникали как бы из ничего?


Это под силу объяснить только субъективной идеалистической философии.


Объясняющей, если надо, все что хочешь. И отменяющей все что хочешь.

Все измы. Прогресс. Движение. Материю.

Которая может тебе объяснить все, что только душе (а душа — ее ключевое понятие!) вольно.

Как в старой советской шутке о балете:

«Балет — это искусство, которым можно выразить все — любовь, ненависть, а так же желание вступить в жилищно-строительный кооператив».


А кто нам помешает, скажем, здесь слово балет поменять на слово «философия».

11 августа 2021 в 21:50

"Позднесоветский" человек, был, в массе своей, вполне нормальным и целеустремленным.
++++++ Помню в 1985-1988г я не пил совсем месяцами и годами!!!
Потому что партия сказала. Приказ нужен.

11 августа 2021 в 23:01

Мамонов -очень весомое явление в русской культуре. Безусловно, странный, нездешний, а мож потому и натурально русский, местный талант. Странный, поражающий язык его телодвижений и мимики - это что-то неожиданное, но принимаемое,сверхъестественно узнаваемое, родственное к неожиданности, но узнаваемости и понятности гоголевских образов и героев. Кстати, Мамонов и пришёл к тому же, к чему пришёл в конце и Гоголь. К открытию в себе чистоты и верховенства Духа по отношению к любому внешнему, мелкому, слишком человеческому проявлению в искусстве или науке. Когда-то, когда Мамонов ушёл от городской тусовки в отречение, на вопрос " а не скучаете ли, не одиноко ли ?", он ответил , что с богом не бывает ни скучно, ни одиноко. А это означает его действительное достижение и успокоение в истине. Светлая ему память, он на верном пути.

12 августа 2021 в 10:25

Уважаемый Кирилл Пахомов, спасибо Вам за эти слова о Петре Мамонова. Он, слава Богу, нашёл свой спасительный путь.

13 августа 2021 в 06:29

"Шахова", он то может и нашел, как знать. Хотя , вы то знаете это наверняка. Наверное, исповедовали старика?

Но сколько христианских душ он своей матерной речью отправил в объятие Князя мира сего. И вы с Дугиным ему в помощники.

А на что оба клюнули, стыдно сказать, на фальшивку инородца, на "Остров" один из самых талантливых анти-православных фильмов в новейшей истории.

12 августа 2021 в 23:24

Философ - он и в Африке философ. Узник,пленник,невольник придуманного им( хи-хи) мира. Но мир этот возник в момент ,когда жена вкусила и дала вкусить мужу. И этот мир постоянно " совершенствуется",растет,ширится. Населен существами,которые думают что они разные,свободные ,что каждый из них есть личность). ....ладно).
Летов,Курёхин,Мамонов для Дугина творческие. Дугин для Летова,Курехина и Мамонова ,вероятно,тоже. ....но этот мир для творческих этих людей непостижим. Они не способны постичь,почувствовать,что в их мире живут....живёт,например,какой нибудь Чикатило,или Фрейд,или джек- потрошитель ,или Билл Гейтс,или Сологуб,или Вольтер,или Гегель,или Жванецкий,или Хрущов,или Чубайс,или Троцкий,или Прометей,или Коровьев,или Кураев,или Ирод( ы оба)...неужели философ не понимает - чтобы увидеть этот мир,нужно посмотреть на него со стороны,а значит покинуть этот мир? Понимает. Но покинуть этот мир не может. Вообще то никто не может сделать это сам,а обратиться за помощью ..не даёт тот,кто предложил жене плод,солгав. Тогда и возник тот мир,добровольных жителей тут не перечислить, сколько имен не называй).

12 августа 2021 в 23:51

А бездна,она и мычит,и гавкает,и поет голосом Пугачевой,говорит словесами некоторых иерархов,и пестрит кадрами Лунгина,,картинами Рафаэля,вещает устами римского папы,мамы принца Чарльза, благоухает изысками кошерной кухни и халяля,дарит счастье обитателям экопоселений,вдохновляет русских космистов,заставляет мечтать писателей ,убеждает мужчин в том,что они женщины,наставляет астрологов ,учит психологов,направляет политиков,управляет " элитой" и рождает философов...такое вот оно,мычание бездны).

13 августа 2021 в 10:07

Со дна бездны донеслось пламное МУ невещего Олега, подтверждающие знаменитую формулу Достоевского "все виноваты за все и за всех".

13 августа 2021 в 13:18

Вообще-то бездна - это то, что открывается книзу. К примеру - задница. В раннехристианском нарративе бездна как образ, мать плоти – плотского человека-скота которым правят боги – архонты.

Тут нужно пояснить, иудейское слово «Элохим» (ивр. «אֱלֹהִים») \Г.Быт.1.1\, – нарицательное имя бога), происходит от древнесемитского (ханаанского) божества бронзового века, называемого «Эль» (ивр. ‏אל‏‎); морфологически слово Элохим (Элоим, Элогим) является словом Элоах (ивр. «אלוה», араб. «الله» ‎– Алла́х), переводимым как «Бог» (общий для аврамических религий) или «бог» (что, – как говорил Остап Ибрагимович, – одно и то же) с окончанием множественного числа «ים», то есть – «боги», что никак не согласуется с декларируемым единобожием, поэтому слово «Элохим» подается как Pluralis majestatis (единоличное местоимение множественного числа – типа: «Мы, … Император и Самодержец…».

Вот эти архонты, самодержцы, пастыри и есть те самые боги.

Кроме того, бездна – это ещё и те врата, через которые рождаемая плоть попадает (падает) в ад, то есть в это мир – рай архонтов.

13 августа 2021 в 13:36

Мне думается, что слово бездна в светском понимании легко распознаваемо - "без дна". Т.е. - бесконечность. Помните же у Ломоносова - "открылась бездна звезд полна. Числа нет звездам, бездне дна". В данном случае ситуация также на уровне одноходовки. За неимением своих мыслей и чужих аргументов, "Шахова" таким экономичным способом решила укозявтить Олега. И вся не долгая.

Кстати, вопрос к знатокам, Виктору Хохлачеву. Виктор, а разве Ветхий завет не начинается с упоминания Создателя во множественном числе?

13 августа 2021 в 21:30

"...а разве Ветхий завет не начинается с упоминания Создателя во множественном числе?"

Именно так, с первой строчки: "בְּרֵאשִׁית בָּרָא אֱלֹהִים אֵת הַשָּׁמַיִם וְאֵת הָאָֽרֶץ" \Бытие (Берешит)1.1\ - используется слово "элохим" - "אֱלֹהִים" (читать справа налево) с окончанием множественного числа - «ים».

Ну и далее (синодальный перевод): " И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему" \С.Быт1.26\. Кому- то же он это сказал: "сотворим"...

20 августа 2021 в 10:37

Сыновьям своим сказал. Кому ж ещё?

А ещё сказал: "смотреть будут и не увидят, слушать будут и не услышат..."

От себя же добавлю: читать будут и не поймут...

21 августа 2021 в 00:52

"Сыновьям своим сказал. Кому ж ещё?"

В некотором смысле они сыновья (эманации), но не бога, а сатаны... Примерно как дни в неделе или месяцы в году.

Развернутый ответ я дам статьёй. Здесь просто формат не позволяет.

1.0x