Сообщество «Посольский приказ» 00:00 12 июня 2014

Путин: высадка в Нормандии

Что же предпринимает Россия в условиях, когда ей приходится не только словом, но и делом противостоять американской "стратегии хаоса", реализуемой уже в каких-то пятистах километрах от Москвы?

Для начала — краткая хронология важнейших событий прошлой недели на международной арене.

2 июня — встреча представителей России, Украины и Евросоюза в Брюсселе по урегулированию газового конфликта.

3 июня — встреча президента США Барака Обамы с президентом Польши Брониславом Коморовским в Варшаве. В Сирии проходят президентские выборы, победу на которых одерживает Башар Асад.

4 июня — там же, в Варшаве Обама встречается с "избранным президентом Украины" Петром Порошенко. Путин дает интервью французским радио и телевидению.

5 июня — заседание "большой семерки" в Брюсселе, впервые с 1997 года без участия России. Вечером проходит встреча президента РФ и президента Франции в Париже.

6 июня — празднование 70-летия высадки союзников в Нормандии. Первая после воссоединения Крыма с Россией очная встреча Путина и лидеров Запада.

7 июня — инаугурация "избранного президента Украины" Петра Порошенко.

Как можно видеть, главный узел мировой "повестки дня" по-прежнему завязан вокруг Украины, где после государственного переворота 22-23 февраля, по сути, началась гражданская война. А в этом узле можно отчетливо различить три основные нити: попытку США посредством "украинского вызова" укрепить своё влияние на европейских союзников и своё глобальное лидерство; попытку американо-европейского альянса посредством "украинского вызова" ослабить позиции России как государства и Путина как её лидера; наконец, попытку России найти адекватный ответ на "украинский вызов". Как связаны между собой эти нити, удастся ли распутать этот "гордиев узел" современной политики, и если удастся, то как?

ОБАМА В ЕВРОПЕ

Президент США фактически целую неделю посвятил Европе, буквально гвоздями сколачивая грозящую вот-вот развалиться антироссийскую коалицию с Евросоюзом.

Для начала он два дня провел в польской столице, где всячески настраивал "Новую Европу" (лидеров Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Чехии, Словакии, Венгрии, Румынии, Болгарии и Хорватии) на более жесткое противостояние "империализму Москвы". "Наши союзники никогда не останутся одни перед лицом возможной агрессии. Польша никогда не будет одна. Эстония никогда не будет одна. Латвия никогда не будет одна. Литва никогда не будет одна. Румыния никогда не будет одна", — заявил Барак Обама. Короче, сплошной You'll never walk alone ("Ты никогда не останешься один" — гимн британского футбольного клуба "Ливерпуль").

Слова более чем странные, поскольку все перечисленные выше государства по состоянию на сегодня входят в НАТО, а статья 5 устава этой организации гласит, что "вооруженное нападение на одну или нескольких из них (стран-участниц. — авт.) в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них в целом" и повлечет за собой осуществление со стороны НАТО "такого индивидуального или совместного действия, которое сочтет необходимым, включая применение вооруженной силы с целью восстановления и последующего сохранения безопасности Североатлантического региона".

Надо ли понимать это так, что гарантии НАТО государствам-лимитрофам нового "санитарного кордона" против России по каким-то причинам представляются недостаточными и неэффективными, а потому им потребовались какие-то новые дополнительные гарантии от США? Или же Обама просто решил "сорвать цветы аплодисментов"?

Но риторика риторикой, а по делу речь шла об увеличении американского военного присутствия в Восточной Европе, поставке государствам этого региона новых систем вооружения (made in U.S.A, разумеется) и оказании финансовой помощи.

Президент США в данной связи отметил, что уже предпринятые шаги по "ротации" джи-ай обошлись Вашингтону в миллиард долларов и добавил: "Сейчас мы видим постоянное снижение расходов на оборону. Это необходимо изменить. США горды тем, что реализуют свою часть обязанностей, связанных с оборонными задачами НАТО. Однако каждое государство должно вносить свой вклад". Это был тонкий намек на страны "старой Европы", где милитаризовать свои экономики в связи с Украиной явно не спешат.

На последующей встрече с Петром Порошенко, который одержал победу на "внеочередных выборах президента Украины" 25 мая при явном вмешательстве "вашингтонского обкома", Барак Обама высказался в том духе, что при поддержке США и их союзников, названных "международным сообществом", Украина может стать "жизнеспособным, процветающим демократическим государством". Заметьте, не станет, а может стать. То есть — никаких гарантий, всё максимально осторожно и обтекаемо. Почему?

Даже оставляя в стороне вопрос о конкретных формах американской "поддержки", адресованной нынешним украинским властям (поставки военного снаряжения, предоставление разведывательной информации, участие наемников частных военных компаний в карательных акциях по всей Украине и т.д.), в данной связи стоит задаться вопросом о том, можно ли сегодня сами Соединенные Штаты, да и большую часть Евросоюза назвать "процветающими государствами"? Судя по всему, нет.

За счёт поистине титанических усилий по сокращению госрасходов США, скорее всего, удастся довести дефицит федерального бюджета в 2013/14 финансовом году до уровня примерно $600 млрд. вместо "стандартной" для предыдущих шести лет правления Обамы планки в триллион долларов.

Но цена этого сокращения чрезвычайно высока. По итогам первого квартала текущего года американская экономика, согласно пересмотренным данным, сократилась на 1,0%. Дефицит торгового баланса за семь месяцев (октябрь 2013-апрель 2014) составил 286,9 млрд. долл., то есть в пересчете на годовой показатель — в диапазоне от 490 до 550 млрд. долл. Для сравнения — в 2012/13 финансовом году он составлял 474,9 млрд. долл., а в 2011/12 — 528 млрд. долл.

Как пытаются трактовать эти цифры американские экономисты? "Наша экономика становится сильнее, поэтому мы импортируем больше. Показатели экспорта тем временем не так сильны, что говорит лишь об умеренном росте мировой экономики" (David Berson, Nationwide Insurance). Если сила экономики заключается в возможности печатать доллары ФРС и навязывать эти долговые обязательства в качестве платежного средства всему миру, — тогда, конечно, американская экономика сегодня сильна, как никогда.

Но во всем мире по этому поводу сегодня утверждается совершенно иное, даже прямо противоположное, мнение. Потому что известно: никакого опережающего роста внутреннего производства и внутреннего потребления в США нет — все дефициты финансируются за счёт дополнительной долларовой эмиссии, в том числе — в рамках "третьей программы количественного смягчения" (QE3). Но бесконечно наращивать эту "долговую пирамиду", а вернее, "вавилонскую башню", нельзя — она попросту рухнет. Уже с начала текущего года QE3 начали сворачивать — с указанными выше минусами для американской экономики.

Где выход?

Выход — в войне, в захвате реальных активов. И эта политика ведется Вашингтоном при помощи своих спецслужб и политических наёмников уже не первый год.

Афганистан, Ирак, Ливия, Сирия, теперь — Украина с прицелом на Россию. Всё это до того банально и до того гнусно и тупо, что даже говорить об этом не хочется. Но — необходимо.

Видимо, Обама варшавской встречей с Порошенко не только окончательно "легитимизировал" официальные итоги выборов 25 мая, но и сигнализировал всему миру о предоставлении "шоколадному поросенку" своеобразного "ярлыка на княжение в Киеве". Мол, "этот сукин сын — наш сукин сын, так и знайте!" Правда, то, что происходило всё это в столице не Украины, а Польши, обозначило реальный статус и перспективы для "нэзалэжной" с точки зрения "вашингтонского обкома": это часть блока "лимитрофов" на западной границе России, центром и частичным бенефициаром которого назначена Польша. Этот же блок может рассматриваться как, пусть частичный, но абсолютно проамериканский противовес немецко-французскому доминированию внутри Евросоюза.

ЗАПАД: НА ВОСТОЧНОМ ФРОНТЕ БЕЗ ПЕРЕМЕН

То, что ни в Берлине, ни в Париже не в восторге от режима антироссийских санкций, давно является секретом полишинеля. Отказ Франции пойти навстречу призывам Обамы и пересмотреть сделку по вертолетоносцам "Мистраль" стоимостью миллиард долларов — только самое яркое, но далеко не единственное свидетельство тому.

Однако в целом ближайшие и важнейшие союзники США, входящие в клуб G7, продолжают следовать тем курсом, который предлагают им из "вашингтонского обкома", возражая только против абсолютно неприемлемых для них позиций.

На встрече в Брюсселе "большая семерка" приветствовала "честные и прозрачные" результаты внеочередных президентских выборов на Украине и победу Петра Порошенко, одновременно охарактеризовав аналогичную акцию в Сирии как "поддельные выборы" и заявив, что у переизбранного президентом Башара Асада "нет будущего в Сирии".

Это даже не "двойные стандарты" — это отсутствие каких бы то ни было стандартов вообще. Видимо, "горизонт будущего" для западных политиков сейчас настолько ужался, что девиз "После нас хоть потоп" стал у них прямым руководством к действию. Тем самым США и их союзники полностью утратили главный политический кредит — кредит доверия в глазах остального мира. Разумеется, эта утрата скажется на них далеко не сразу, но скажется обязательно и очень мощно.

Что же касается "мессиджа", посланного из Брюсселя в Кремль, то он, судя по всему, стал результатом достаточно жестких споров и непростых компромиссов между участниками G7.

Требования, выдвинутые, в конце концов, от лица "Большой семёрки" к России, фактически сформулированы в четырех пунктах:

— признать легитимность Петра Порошенко как президента Украины;

— отвести свои войска от российско-украинской границы;

— прекратить все формы помощи "сепаратистам" на территории Украины;

— гарантировать все поставки газа через территорию Украины.

В противном случае против России с начала июля будет введен режим еще более жестких санкций (без уточнения форм и объёма).

По сути дела, это, конечно, ультиматум. Даже несмотря на то, что вопрос о возвращении Крыма в состав Украины формально не ставится. И выполнение такого ультиматума чревато не просто "потерей лица" Кремля на международной арене и внутри страны, но прежде всего — возникновением форс-мажорных последствий, способных привести к распаду Российской Федерации.

Во-первых, безоговорочно признавая легитимность Порошенко, Россия тем самым признаёт легитимность не только выборов 25 мая, но и госпереворота 22-23 февраля, о неприемлемости которого до того постоянно заявляли и Путин, и Медведев.

Во-вторых, соглашаясь отвести свои войска от российско-украинской границы, Россия тем самым создает прецедент бездоговорного, неравноправного, на ультимативной основе ограничения своих прав как суверенного государства.

В-третьих, останавливая помощь ополченцам Новороссии на фоне артиллерийских и авиационных ударов украинской армии по городам Донбасса, Россия отказывается от принципа "своих не сдаём", не раз заявленного Путиным и фактически обрекает русскоязычное население не только Донбасса, но и всей Украины на судьбу заживо сожженных в Одессе 2 мая сторонников федерализации "нэзалэжной".

В-четвертых, гарантируя поставки газа при любом развитии политической и финансово-экономической ситуации на Украине Россия взяла бы на себя заведомо неисполнимые обязательства, за неизбежное нарушение которых в одиночку несла бы всю полноту ответственности перед "белым и пушистым" Западом.

США и их союзники, выдвигая этот ультиматум в адрес России, прекрасно понимали, что именно они делают. Они загоняют "русского медведя" на номера для отстрела, заранее разделив его шкуру. При этом а) явно опасаясь, что косолапый может в любой момент свернуть в сторону, но б) используя нынешние киевские власти как

Весьма показательно, что за один только май месяц, не платя "Газпрому" и России ни копейки, украинская сторона закачала в свои подземные газохранилища 3,71 млрд. кубометров газа, что при заявленной цене в 485 долл. за тысячу "кубов" эквивалентно 1,8 млрд. долл. И будет качать еще, пока дают. Комментируя этот факт, "премьер-министр Украины" Арсений Яценюк заявил, что "этого не хватит, чтобы пережить зиму, но хватит для того, чтобы обогреть зимой украинский народ". При этом прозвучала фраза о том, что Украина (читай — киевская хунта) будет платить за полученное "голубое золото" лишь по той цене, которую считает "справедливой", или же не будет платить вообще.

В качестве такой "справедливой" цены Яценюк назвал 268,5 долл. — да еще с правом реэкспорта российского газа далее в Европу, где цена сегодня колеблется в пределах 350-390 долл.

Иными словами, один из лидеров киевской хунты, известный также под кличками "Яц", "кролик Сеня" и "американский брат", внаглую предложил Кремлю содержать за российские средства антироссийский неонацистский режим на территории некогда братской республики. Расстрелы гражданского населения, "эскадроны смерти", продвижение НАТО на Восток, вплоть до акций "свидомых" террористов на территории России. Ясно, что всё это — не его личная линия и не его собственная инициатива. Протеже американского госдепартамента, которого лоббировала в премьер-министры Украины заместительница Джона Керри Виктория Нуланд, не то что шагу в сторону не сделает без санкции американского посольства, но и слова мимо шпаргалки оттуда не скажет.

Пока неясно, намерены ли киевские "власти" погасить выставленный "Газпромом" счет по остаточной задолженности за 2013 год в размере 1,41 млрд. долл., последний срок оплаты которого с 3 июня был перенесен сначала на 9 июня, а затем и на 11 июня. "Газпром" и украинские партнеры близки к окончательным договоренностям… Мы давно могли приостановить поставки, перейти на предоплату… Я… попросил компанию ("Газпром". — авт.) передвинуть этот срок в надежде договориться", — пояснил ситуацию Путин в беседе с журналистами 6 июня.

Возможно, стремление российской стороны до последнего сохранять возможность доступа к украинской "трубе", а равно и стремление европейских потребителей получать гарантированные объемы энергоносителей, киевская хунта по указке своих американских кураторов намерена использовать как обоюдоострый инструмент и для шантажа Кремля, и для шантажа Евросоюза.

Степень обеспокоенности Европы нынешней ситуацией с Украиной вообще и с "украинским транзитом", в частности, демонстрируют не только беспрецедентные усилия еврокомиссара по энергетике Гюнтера Эттингера, но и столь же беспрецедентные усилия Меркель, Олланда и Кэмерона вывести Путина на прямой личный контакт и с Порошенко, и с Обамой.

Однако европейцы, судя по всему, в результате конфликта рассчитывают на получение неких преференций с российской стороны: и по доступу к месторождениям полезных ископаемых на территории РФ, и по участию в деятельности "естественных монополий".

РОССИЯ СОСРЕДОТАЧИВАЕТСЯ

"La Russie ne boude pas; elle se recueille" (фр. "Россия не сердится — она сосредотачивается"), — знаменитая фраза из циркуляра министра иностранных дел Российской империи А.М.Горчакова от 21 августа (3 сентября) 1856 года давно стала классикой мировой дипломатии. Путин использовал её в одной из своих предвыборных статей "Россия сосредотачивается — вызовы, на которые мы должны ответить" ("Известия", 16 января 2012 года).

"Сейчас крупнейшие экономические центры вместо того, чтобы служить локомотивами развития, придавать устойчивость мировой экономической системе, во все возрастающей степени порождают проблемы и риски. Стремительно увеличивается социальное и этнокультурное напряжение. В ряде регионов планеты "раскручиваются" и агрессивно заявляют о себе деструктивные силы, в конечном счёте угрожающие безопасности всех народов Земли. Объективно их союзниками подчас становятся те государства, которые пытаются "экспортировать демократию" с помощью силовых, военных методов", — проецируя эти слова путинской статьи двухлетней давности на современную Украину, можно увидеть почти точное "попадание в десятку", хотя тогда "майдан" казался вовсе не близким будущим, а уже далеким прошлым украинской политики.

Что же предпринимает Россия в условиях, когда ей приходится не только словом, но и делом противостоять американской "стратегии хаоса", реализуемой уже в каких-то пятистах километрах от Москвы?

В принципе основных вариантов действия всего три.

Первый — прямая военно-политическая конфронтация с "вашингтонским обкомом" и его союзниками, введение частей Российской армии на Украину, прекращение поставок газа и нефти через территорию, которая контролируется нынешней киевской хунтой. То, что этот вариант возможен и не исключается полностью даже сегодня, подтверждается принятием закона, разрешающего президенту РФ как верховному главнокомандующему использовать российские войска за рубежом, если того потребует соблюдение интересов национальной безопасности. О плюсах и минусах реализации этого варианта говорить можно долго, но для нынешнего руководства страны он категорически неприемлем тем, что делает ситуацию определенной и в значительной степени саморазвивающейся, то есть "выскочить" из неё будет чрезвычайно сложно, практически нереально.

Второй — принять ультиматум Запада, предъявленный "большой семеркой". Помимо уже отмеченных выше прямых и косвенных негативных последствий такой капитуляции, этот вариант также не оставляет для России никаких "степеней свободы", позволяющих его в обозримой перспективе "переиграть". Да и никаких объективных предпосылок для капитуляции перед Западом сегодня у России нет. Не считать же таковой "разруху в головах" у части нынешней кремлёвской "элиты", для которой и солнце встаёт на Западе. Кстати, слова Бжезинского "если ваша элита хранит у нас 500 миллиардов долларов, то еще неизвестно, чья это элита", демонстрируют либо недостаточную информированность, либо, наоборот, сознательную провокацию со стороны "гуру американской геостратегии": постсоветские элиты не хранят, а активно оперируют сегодня активами, примерно на порядок превышающими указанную им сумму. И гарантией свободы/легальности этих средств выступают сегодня не законы США, Великобритании или Швейцарии, а российский ракетно-ядерный стратегический потенциал. Если он исчезнет или критически снизится, наши элиты окажутся в положении Остапа Бендера на румынской границе. Кстати, без участия украинской "оборонки" качественная модернизация российских стратегических ядерных сил после 2015 года будет чрезвычайно затруднена, и данное обстоятельство занимает далеко не последнее место в интересе США к украинским проблемам.

Отсюда для нынешней России единственно актуальным остаётся третий путь: сохранять для себя максимум "степеней свободы" — что и выразилось в очередном путинском афоризме "я не собираюсь ни от кого бегать". Порошенко — так Порошенко, Обама — так Обама, Меркель — так Меркель. "— Вы признаете легитимность президента Порошенко? — Мы уважаем выбор украинского народа и будем работать с избранной им властью".

Что всё это значит? Это значит, что Россия сегодня действительно не собирается присоединять к себе Новороссию и вводить свои войска на территорию бывшей Украины. Но превратить это пространство в источник постоянной "головной боли" для США и Евросоюза — в полном соответствии с философией восточных единоборств: "обратить силу нападающего против него самого", — ничуть не против.

На практике это будет означать выбивание из нынешних киевских "властей" максимально возможных сумм оплаты за газ (с последующим жестким "перекрытием вентиля" и соответствующим скачком мировых цен на энергоносители); создание "гуманитарных коридоров" для поставки продовольствия, медикаментов и других жизненно необходимых товаров жителям Донбасса с параллельной эвакуацией оттуда части русскоязычного населения, прежде всего стариков, женщин и детей; поставки ополченцам Новороссии военного снаряжения и организацию добровольческого движения через сеть общественных негосударственных структур плюс максимальную активность по "украинской проблеме" на международной дипломатической и информационной арене.

Тем самым пространство для политического маневра в случае необходимости оказывается достаточно широким, а затраты на его поддержание — не слишком большими, позволяя России сосредоточиться на развитии собственного геостратегического потенциала.

Видимо, осознавая это, тот же Збигнев Бжезинский в одном из своих телеинтервью, датированных серединой апреля, обозначил следующую альтернативу развития событий на Украине для США: её превращение либо в аналог Вьетнама 60-х годов, либо в аналог Финляндии 70-х годов. С ясным подтекстом, что второе гораздо лучше первого для всех заинтересованных сторон.

Если рассматривать "путинский десант" в Нормандию 6 июня с этой точки зрения, то станет очевидным, что "градус противостояния" между Западом и Россией значительно снизился (скорее всего, на время). На официальной фотографии участников празднования 70-летия высадки союзников российскому президенту отвели далеко не центральное, но вполне почетное место в первом ряду мировых лидеров, Франсуа Олланд говорил о "решающем вкладе" Советского Союза в победу над нацистской Германией, а Обама, объясняя факт своего неформального разговора с Путиным, сослался на то, что, мол, США и Россия, несмотря на категорические разногласия относительно Украины и Крыма, тесно сотрудничают между собой по целому ряду важнейших международных проблем.

ВМЕСТО ПОСТСКРИПТУМА

В речи после принятия президентской присяги Петр Порошенко сформулировал четыре основных принципа своей политики: Украина — унитарное государство, государственный язык — только украинский, Крым принадлежит Украине, его воссоединение с Россией не признается, переговоры с мятежными регионами могут начаться только после расформирования их органов власти и одностороннего полного разоружения их военных формирований. Понятно, что эти принципы означают продолжение гражданской войны на Украине. Руки Порошенко как президента "нэзалэжной" уже на следующий день после инаугурации оказались в крови защитников и мирных жителей Краматорска и Славянска.

Это обстоятельство еще раз подчеркивает, что "шоколадный поросёнок Пётр", как и другие "майданные" выдвиженцы, для "вашингтонского обкома" является полностью контролируемой и разменной фигурой, которая будет "сдана", как только это окажется выгодным.

На фото: "Вся королевская рать"

5 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
20 марта 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x