"Станица" (Россия, 2013, режиссёр — Владимир Шевельков, в ролях — Нина Усатова, Мария Шукшина, Павел Трубинер, Максим Дрозд, Сергей Никоненко, Евгений Сидихин, Леонид Громов, Денис Шведов, Николай Добрынин, Никита Салопин, Мария Баева, Александра Лупашко, Дмитрий Куличков, Лариса Шахворостова, Ирина Ефремова, Руслан Ягудин, Андрей Стоянов, Игорь Филиппов, Сергей Холмогоров)
И вот, Первый канал закончил демонстрацию телесериала "Станица", вызвавшего широкий общественный резонанс по всей стране. Фильм, основанный на реальных событиях, случившихся в кубанской станице Кущёвской и завершившихся зверским убийством двенадцати человек, в том числе и детей, в доме фермера Ахметова. Сей сюжет возмутил и казачество, и местных коммунистов, да и простых уроженцев тех мест. У остального народа показанное вызвало противоречивые чувства.
Действие фильма начинается в 2010 году, когда в процветающую станицу Лощинская приезжает разведенная и крайне самоуверенная Марина Горобец (Мария Шукшина). Обнаружив, что из интерната сбежала её дочь Светлана, женщина начинает бороться и искать. Очень быстро она понимает, что в станице всем заправляют некие Волковы, руководит бизнесом казачка Надежда Алексеевна (гениальная Нина Усатова), и все официальные структуры области находятся у нее под каблуком. И пока старший сын "Волчихи" — как зовут Надежду в народе — Николай (убедительный Максим Дрозд) — творит полный и тотальный беспредел, в области появляется загадочный киллер, решающий проблему правосудия несколько по-своему.
Любой, кто помнит трёхлетней давности репортажи Первого канала из станицы Кущёвской, знает, что за образами Волковых стоит реальное семейство Цапков, многие годы провозгласивших государство в государстве и превратившие свой край в кровавую баню террора. Сделать таких людей героями фильма, более того — попытаться оправдать их действия ("Пока с криминалом боролась, сама криминалом стала") — шаг более, чем странный на первый взгляд. Но только на первый.
Все дело в том, что аккурат во время трансляции сериала суд в очередной раз рассматривал дело Сергея Цапка, главного виновника массового убийства в доме Ахметова. В фильме младший сын Надежды Волковой, положительный, образованный Сергей не только не является бандитом, но и даже, как сказано в песне, "раздаёт крестьянам негодяйское добро", идёт против волчьей семьи белым пушистым танкером. Этот факт многие расценивают как вариант давления на судей. Более того, существует мнение, что Сергея Цапка собираются оправдать, — к ужасу людей, реально замешанных в кущёвской трагедии и шокированных таким взглядом на реального преступника.
А вот претензии к сериалу активистов Краснодарского РО партии "Коммунисты России" поразили отсутствием связей с реальностью. Они собираются подавать на создателей в суд. Мотивация — очернение прекрасной Кубани по заказу империалистических ястребов из Пентагона. "Коммунисты России" добавили, что не считают больше Владимира Шевелькова гардемарином, а относятся к нему как к американскому провокатору, нанятому с целью изменить благодатное представление о Краснодарском крае в преддверии Олимпиады. И это при том, что многие жители Кубани утверждают, что реальный беспредел, творящийся в провинции и по сей день, создателям "Станицы" даже не снился.
И всё же в плане очеловечивания волчьей натуры сценарий способен дать фору и Сетону-Томпсону и Джеку Лондону. Несмотря на довольно жёсткий для телевизионного формата антураж, в фильме, действительно, существует попытка увидеть в бандитах не самых плохих по сути своей людей, крепких хозяев, заботящихся о народе и его благе, но периодически допускающих перегибы на местах. По большому счету главным преступлением Волковых, на котором они, собственно, и погорели, согласно фильму, является "хождение в интернатский гарем". Именно этот факт чудовищного беззакония довёл борзую и упёртую как "баба для лома домов" Марину Горобец до города, где есть "башня с часами", как называют в сериале Кремль. И оттуда — не забываем, что "Станицу" целиком и полностью спонсировал Первый канал — пришла обязательная помощь. В реальности же несчастные кущёвцы обожглись пламенем метрополии ещё сильнее. Ибо убедились и продолжают убеждаться в том, что нет разницы между реальными бандитами и представителями столичной власти, и справедливость уже давно ушла в область чистой фантастики. На место Цапков просто пришли другие. "Станица" же кончается оптимистически: зло обезоружено и наказано, счастливая Марина Горобец воссоединилась с семьей и, как говорится, зажила жизнью.
Существуй такая Марина на самом деле — она не прожила бы в Кущёвской станице и дня. Но "умная красивая" женщина, борющаяся с бандитами и режущая правду-матку в лицо, образ более, чем привлекательный, а главное, понятный для народа, которому настойчиво подаётся мысль о том, что молчание не всегда золото. А слово, сказанное не раз, обязательно долетит до Москвы аки горлица. И призовёт на помощь "путинских журавлей".
Что же касается формы, то "Станица" до определённого времени походила на итальянские фильмы про мафию, активно снимавшиеся в 70-е и закупавшиеся в наш прокат. Та же колоссальная обречённость, бессилие перед насилием, многоуровневая коррупция и массовые убийства. Тот — далёкий от реальности факт — что с этим явлением можно справиться с помощью столичной прокуратуры, несколько поменял вектор восприятия в иную сторону. Но общей целостности не нарушил. Главное в другом. Российское телевидение чуть ли не впервые показало остросоциальную ленту о нашей современности. О проблемах общества, куда более глубинных и вечных, нежели эксцессы с мигрантами и прочей накипью смутного времени. И в данном контексте становится совершенно неважным, заказуха ли это или искренний взгляд на вопрос. Зритель разберётся.