Сообщество «Посольский приказ» 03:48 12 июля 2022

Прощай, Борис

Британия, к которой мы привыкли, уходит

Парламентский кризис в Британии напоминал пожар в Вороньей слободке — поджигали старательно сразу с нескольких сторон, так что удивляться костру, взвившемуся до небес, не приходится. Оглядываясь на то, сколько скандалов, передряг и нелепых историй пережил Борис Джонсон за три года своего пребывания на посту премьера Британии, диву даёшься, что он продержался так долго. Но последние два месяца явно намекали, что Борис на премьерском посту не дотянет до осени.

Всё началось ещё в мае, когда Консервативная партия голосовала по поводу выдвижения вотума недоверия своему руководителю. Формально это связали с нашумевшим скандалом вокруг вечеринок в офисе премьера на Даунинг-стрит, когда Джонсон и его ближайшее окружение радостно нарушали собственноручно установленные ковидные ограничения, не забыв напиться даже в преддверии похорон принца Филиппа. На деле, многие увязывали ту попытку сместить Бориса из-за его слишком глубокой вовлечённости в украинский кризис: стараниями премьера и его ближайших министров — обороны и иностранных дел — Лондон поставил на далёкую страну слишком много и слишком мало внимания уделял внутренним проблемам.

Проблемы эти начались не вчера и даже не привязаны к СВО: ковид, ударивший по экономике сильнее, чем у соседей по Европе, сменился топливным кризисом конца прошлого года, на смену которому пришли ограничения в связи с военной повесткой.

Вотум недоверия так и не выдвинули: с перевесом в 63 голоса Борис был спасён. После этого вскрылись интересные подробности, как Джонсону покровительствовали директор МИ-6 Ричард Диарлав, советник Минобороны Гуитэн Принс и издатель-миллионер Тоби Блэквелл — они спланировали и осуществили операцию "Сюрприз", в результате которой летом 2019-го оказалась смещена Тереза Мэй и приведён к власти Джонсон, осуществивший брекзит в самой его бесцеремонной форме. Что ж, мавр сделал своё дело — мавр ушёл.

К концу июня, судя по циркулировавшим в британской прессе слухам, стало видно, что Бориса пытаются «уйти» и тщательно ищут для этого повод. Сначала раскручивали тему с назначением в Палату лордов «барона Лебедева», против которого высказались не только лейбористы, но и разведчики, — не взлетело. Потом газетчики взялись за какую-то мутную историю с ремонтом квартиры Джонсона за счёт пожертвований — никого это не заинтересовало. Наконец, когда терпеть стало совсем невмоготу, подняли историю заместителя парламентского организатора Консервативной партии Криса Пинчера. Этот бывший казначей королевской семьи, ранее замеченный в порочащих его связях, 29 июня напился и в баре приставал к каким-то мужикам, распуская руки. Разумеется, уже 30 июня все либеральные газеты в один голос с депутатами-лейбористами возопили о том, что пьяные выходки консервативного гея — целиком и полностью вина Бориса Джонсона.

Казалось бы, мало ли было скандалов, в которых соломенного премьера назначали виновным с самого старта? Этот, однако, отличился тем, что солидарность с лейбористами и неправедно ощупанными завсегдатаями лондонских злачных мест выразили уже консерваторы. Начался период, названный в прессе «двое суток головокружения». Сначала в отставку ушли канцлер казначейства Риши Сунак и министр здравоохранения Саджид Джавид — да, это министры Британии, а не Пакистана. Затем в течение дня в правительстве Бориса в отставку ушли ещё 34 человека, а на следующий день за ними последовало 60 депутатов и некоторые другие министры, в числе которых была новоназначенная позавчера министр образования. Всё это время пресса усиленно намекала Борису, что пора бы уже и честь знать, — некрасиво, когда из-за упорства цепляющегося за власть премьера уходят депутаты и министры. 7 июля Джонсон внял этим намёкам и всё же объявил о своей отставке с постов главы государства и главы Консервативной партии, назначив, однако, себя временно исполняющим обязанности премьера.

Отставка Бориса Джонсона тут же активизировала внутрипартийную грызню. Фаворитов на пост премьера изначально было трое, но министр обороны Бен Уоллес, не ушедший со своего поста в ходе «министропада», решил отказаться от борьбы. Сейчас претендентов, если верить английской прессе, двое — известная у нас Лиз Трасс, дипломированная дура и человек выдающегося косноязычия, и упомянутый здесь ушедший в отставку Риши Сунак. Разница между кандидатами в их подходах: Трасс в духе американских ястребов готова продолжать украинскую эпопею Бориса, а Сунак призывает сконцентрироваться на внутренних проблемах, что можно считать призывом тихо слиться.

Если про Трасс всё более-менее понятно — она суть тот же Борис, но в юбке — то на фигуре Сунака стоит остановиться подробнее. В прессе к нему приклеили эпитет «технократ». С журналистского на человеческий этот термин применительно к западному политику переводится как «племянник Дяди Сэма». Риши закончил Стэндфордский университет и, если верить The Guardian, платит налоги в США. Сунак долго ждал шанса выступить — поговаривают, что домен для сайта избирательной кампании он зарегистрировал ещё в декабре, когда раскрутка скандалов с пьянками на Даунинг-стрит совпала с дефицитом бензина по всей Британии. Уходом в отставку этот канцлер казначейства индийского происхождения запустил цепочку событий, которая, скорее всего, приведёт его к власти.

Конечно, отставка Бориса дала нам редкий повод согласиться с Дмитрием Песковым. Комментируя события 7 июля, он заявил: «Он нас не любит — мы его тоже». Но скучать по взбалмошному аристократу с соломенными волосами мы всё же будем. Дело здесь вовсе не во взглядах на мир, не в попытках эпатажа в массмедиа и уж тем более не в деятельности британского правительства под управлением Бориса.

Дело в том, что Британия, к которой мы привыкли, уходит. Ушёл чудной клоун голубых кровей, уступив место вашингтонскому индусу (или даме невообразимой некомпетентности), ушли пышные церемонии, уступив место торжествам симулякров и парадам карет-телевизоров, вот-вот уйдёт (на пенсию или в мир иной) и сам символ всей этой богадельни. Англия остывает, теряет импульс, лишается гравитации, упуская свои колонии на собственных островах. Кровожадная номенклатурщица или безликий технократ с американским гражданством не будут представлять известную нам Британию — им в управление достанется какая-то другая страна. Британия же, которую мы так любили ненавидеть, уйдёт в прошлое вместе с чудачествами Бориса Джонсона.

27 октября 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
Cообщество
«Посольский приказ»
31 октября 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x