Астахов Павел. Простые чудеса. Чудо на войне. — М. : Сретенский монастырь, 2025. — 480 с. : ил.
Со школьных лет многим из нас знакомы слова классика: "В жизни всегда есть место подвигу". И мы знали об этих подвигах. О них говорили, воспевали людей, их совершивших. Знали: не обязательно подвиг — удел военных. Мирное время, но вот рабочие запустили в строй завод, электростанцию, космонавты взмыли в небеса, строители ликвидировали последствия Чернобыльской аварии, лётчики отвели от города неисправный самолёт: "Пускай мы погибнем, но город спасём". Школьник, увидев провалившихся под лёд тонущих малышей, бросился и спас их, рискуя жизнью…
И каждый знал, что в жизни есть место чуду. И если подвиг не каждому удавалось совершить, даже быть свидетелем подвига не всякому посчастливилось, то чудо случалось в жизни, наверное, каждого человека. Чудо бывает явлено, но не очевидно. О чужом подвиге ты знаешь, а в чужое чудо ты веришь, потому что и у тебя оно случалось. Хотя и воскликнешь порой: "Быть того не может!"
Чудо даётся и неверующему — во вразумление. И верующему — в укрепление веры. Чудо — от Бога. Но Он даровал нам это ощущение, когда невозможное возможно. Если человек — по образу и подобию, то и чудо ему может быть явлено, может быть сотворено им.
Расхожее выражение: "На войне неверующих нет". По рассказам фронтовиков Великой Отечественной знаем, что едва ли не каждый на войне был свидетелем чуда, и многие бывшие атеистами после случившегося с ними уверовали, поняли, что есть сила над нами.
Автор книги "Чудо на войне" Павел Астахов — заслуженный юрист РФ, писатель, журналист, ведущий православного телеканала "Спас" — создал уникальную книгу, в которой собрал свидетельства о чуде на войнах. Ранее широкую известность получила его книга "Простые чудеса", где он рассказал о случаях своей и не только своей жизни, которые кроме как чудом и назвать нельзя. Книга захватывающая, какие-то истории на грани "Не верю!" А какие-то — попросту откровения: чудесное — вокруг нас! Мы порой не понимаем, что с нами произошло чудо. Судьбоносная встреча, когда ничто её не предвещало, чудесное спасение, когда человек уже отчаялся…
И вот новые "Простые чудеса" — "Чудо на войне". Порой зная об известном человеке, казалось бы, всё, ты почти случайно узнаёшь детали биографии, историю его семьи, что открывает для тебя личность ещё более незаурядную, чем ранее считал. Так, не всякий, кто знает Астахова, в курсе, что на СВО ушёл сын Павла Алексеевича, продолжая славную династию защитников Родины, что сам он включился в борьбу за Новороссию с самого начала этой борьбы. "Когда в Донбассе начались военные действия, я не мог остаться в стороне. В 2015 году я ещё работал уполномоченным по правам ребёнка и кинул клич по своим друзьям и знакомым — тогда мы все объединились ради того, чтобы включиться в работу большой гуманитарной миссии".
Этой миссией были не только КамАЗы, гружённые необходимыми борющемуся Донбассу вещами, но и спасение детей из разгромленной больницы в Славянске, возвращение домой девочки Ани, приехавшей на каникулы к бабушке и оказавшейся "за линией фронта".
Жанр книги трудно определить, поставить в какие-то рамки. Это описание современных, злободневных событий? Да. Это исторический труд? Верно. Это документальное свидетельство? Да. Это образное повествование? Тоже верно. Разделы и главы книги говорят сами за себя: "Чудеса на передовой", "На войне атеистов нет", "Бойцы "святых" батальонов о чудесах на передовой", "Рождённый в рубашке", "Промысел Божий в спасении бойца", "Чудеса на СВО. Истории разных бойцов"… А порой короткое название главы — это описание судьбы: "Мастер боевых искусств в облачении священника".
Павел Астахов постоянно выезжает на фронт, снимает фильмы, доставляет помощь, встречается с бойцами, которые делятся пережитым. "Особенно запомнился случай, про который мне рассказали ребята из батальона "Восток". К ним на передовую привезли список Бачуринской иконы Божьей матери "Умягчение злых сердец"… Едва оказавшись на фронте, икона сразу замироточила прямо на глазах собравшихся солдат. А когда они стояли и молились возле неё, внезапно начался сильнейший обстрел "Градами". И вот бойцы видят, как прямо к ним летит эта "градина", и ничего уже тут не сделаешь. Тогда они просто продолжили молиться. И вдруг ракета делает разворот под 90 градусов и улетает куда-то в сторону… Они у себя в штабе на стене написали: "Здесь произошло чудо во время молебна у мироточивой иконы Донецкой "Умягчение злых сердец".
"Молодого бойца отправили в экипаж БТР, и он в башне своей машины наклеил бумажную Казанскую икону Богородицы… Однажды они ехали, меняя позицию, и в них прилетел вражеский снаряд. Он попал в башню, прямо в то место, где с обратной стороны скотчем была приклеена эта икона. Снаряд должен был пробить металл кабины и убить всех, но он… просто отскочил!" Если среди очевидцев тех событий и были атеисты, то они сменили убеждения безо всяких дополнительных увещеваний.
Да, в жизни есть место чуду. И чудо сопровождало воинов на протяжении истории. Описанию таких чудес посвящён раздел "Святые воины древности" — главы "Архангел Михаил", "Иисус Навин", "Преподобный Арсений Латрийский"…
Особое внимание в книге уделено чудесам на войнах, которые пришлось вести нашей стране. "От Первой мировой до Чеченской": "Песчаная икона — защитница на фронте", "Чудеса Великой Отечественной", "Звезда Героя на рясе монаха", "Русский офицер. Спасение в Беслане"…
Каждая глава — готовый сценарий фильма, где интересно, познавательно, захватывающе всё: место действия, незаурядные ситуации, герои, сочетающие в себе черты "парня из нашего двора" и былинного богатыря.
Сейчас, во время проведения СВО, особенно явна преемственность героизма наших воинов от героев русской истории, которым в книге посвящён раздел "Святые воины на Руси": "Святой благоверный князь Владимир Мономах", "Преподобный Илия Муромец", "Святой благоверный князь Александр Невский", "Святой благоверный князь Дмитрий Донской", "Александр Суворов", "Святой праведный воин Фёдор Ушаков".
Наши ребята на СВО не просто пишут историю, они делают нашу историю героической, победной.




