Регулярно в качестве подкрепления алармистских позиций и страхов ссылаются на высказанные мнения и комментарии различных бывших чиновников, что ругают систему в целом и своих коллег в частности. Если смотреть на мир с их позиции, то России / отрасли остаётся жить несколько месяцев, после чего будет необратимая катастрофа и крах. Повторяются подобные прогнозы годами и десятилетиями, до краха всегда остаётся совсем чуть-чуть, как тех самых ракет, которых у России осталось на две недели, не больше.
Никто не умаляет опыт и знания подобных людей, но там, где они чувствуют дыхание катастрофы, мне видится обычная рабочая ситуация, даже не кризис. Зазор восприятия определяется предшествующим опытом, бэкграундом и профдеформациями. Опыт работы в крупных компаниях и наблюдения за реализацией больших, важных для страны проектов, с позиции стратега, который видит не только тренды, общие задумки и проблемы, но и течение и ход реализации, накладывают свой отпечаток.
Насколько такой взгляд верен, предлагаю решать самостоятельно, просто сравнивая данные мной много лет назад прогнозы в отношении власти в стране. Например, призыв пассионариев, «дерзких полковников» в элиту, описанный задолго до начала СВО, способность России без особых проблем выдержать удары санкций и блокады начала 2022 г. и т.д. Сравните с прогнозами многих отставных чиновников, со странной смесью: «Всё будет плохо» и «Партия, дай порулить!».
Хороший и профессиональный корпоративный стратег обязан быть универсалом, влезающим в реальные процессы. Он часто берёт на себя смежные узкоспециализированные задачи, которые никто не может решить в компании и выбор прост: берём отдельного специалиста, который сделает, но большую часть времени потом будет пинать балду, или кто-то возьмёт на себя допфункционал. Совершенно реальный выбор – взять отдельного человека или тратить суммарно несколько дней в году на его задачу, ну а если ещё и премия / надбавка, то вообще хорошо.
У профессиональных чиновников иное представление о мире и процессах, они не ходят по земле и смотрят на всё из окна кабинета, сквозь планы и отчёты. Не владея глубиной вопроса, но стремясь контролировать и управлять, они придумывают совершенно оторванные от реальности формы, шаблоны, требования и критерии, что должны резко снизить их риски и гарантировать успешный успех. Люди на местах прекрасно это понимают и рисуют проекты согласно шаблонам, прекрасно понимая, что это изначально бред, но проект нужно делать.
Чиновники радостно принимают данные программы, компилируют их в общее развитие и готовятся ждать наград и медных труб. Однако, по ходу реализации всё идёт совсем не так, как на бумаге, в итоге денег требуется в два раза больше, а результат в два раза меньше (в своё время анализировал отдельные ФЦП), да совсем не тот, что был описан в паспортах проектов. Ужас и провал? Отнюдь. Люди на местах примерно этого и ждали, но в изначальном виде проекты не были бы приняты, так как не удовлетворяют высокому требованию министерской идеальности.
Реальные большие проекты государства реализуются на 4- или 3+, относительно реальных целей, как собственно и работает вся система. Ваши завышенные ожидания – ваши проблемы, нравится вам это или нет. Простой пример, если бы в инвестиционные проекты вносил реальную макроэкономику и тренды, никто бы их не принял по финансовым показателям, но эти проекты очень нужны стране, их польза была вне моделей. Ни один крупный инфраструктурный проект в России не прошёл бы одобрения согласно методикам, если бы изначально в него внесли все параметры, но это не означает, что их не нужно делать.
Указанные чиновники подобны бухгалтерам в крупных компаниях, что искренне не понимают, как интересы бизнеса могут быть превыше их инструкций, перестраховки и обязанности обо всём докладывать в налоговую. Они живут в отдельном контуре на отшибе, чтобы никому не мешать, а для всех нормальных вопросов и решений ведётся управленческий учёт. Схожая ситуация и для представителей среднего и малого бизнеса, которые живут вне стратегических интересов страны. Для них пишутся формальные проекты и программы, которые никто не собирается реализовывать, а они ровно так же читают их, верят, ждут, а потом разочарованно возмущаются, почему ничего из этого не происходит. Наверное Президент и Правительство не контролируют ситуацию... Ну да, конечно.
У меня изначально нет никаких сверх ожиданий и жажды чудес, люди остаются людьми, но в последние годы видны положительные изменения – растёт ответственность, многие не справляющиеся уходят, откровенных вредителей и … скажем не очень мудрых, чистят и выпроваживают. Это лишь первые шаги изменений, которые идут ровно так, как должны, с приемлемой скоростью.
И, да, профессиональных чиновников быть не должно, работа в министерстве только через несколько лет реального сектора, перерос пост - опять в отрасль, и только после повышение, чтобы профессиональный чиновник не был подобен бухгалтеру во главе компании…