В этой работе рассмотрим притчу о заблудившейся овце.
«Исус сказал: «Царство подобно Пастуху, у которого Сто Овец. Одна из них, самая большая, заблудилась. Он оставил девяносто девять (и) стал искать одну, пока не нашел ее. После того как он потрудился, он сказал овце: Я люблю тебя больше, чем девяносто девять». (Евангелие от Фомы, Фм. 111.)
Из этого высказывания можно понять, что заблудившаяся овца — это ученица Исуса Мария Магдалина, под которой понимается Его Душа.
«София, которая называется бесплодной (ср. Флп. 36), Мать Ангелов. И Спутница [Сына — это Мария] Магдалина. [Господь любил Марию] более [всех] учеников, и Он [часто] лобзал Её (Уста]. Остальные [ученики, видя] Его [любящим] Марию, сказали Ему: Почему Ты любишь Её более всех нас? Спаситель ответил им, Он сказал им: Почему не люблю я вас, как Её?» (Евангелие от Филиппа, Флп. 55.)
В этом высказывании Мария Магдалина изображается как Истина, Свет и Благодать, снизошедшая из Вышины. Тем самым подразумевается, что Душа Спасителя стала Совершенной. (Ср. Ин. 1, 4, Флп. 113.)
«Явилась Истина; Её знали все Её Эманации. Они приветствовали Отца в Истине вместе с Совершенной Силой, соединяющей Их с Отцом. Ибо, что касается каждого, любящего Истину — поскольку Истина суть Уста Отца, а Его язык суть Дух Святой — то соединившийся с Истиной соединился языком своим с Устами Отца, когда бы ни получил он Дух Святой, ведь он — проявление Отца и Его Откровение Его Эонам». (Раннехристианский текст. Евангелие Истины.)
Здесь речь идёт о том, что, изучая подлинное учение, некоторые приобретают знание. Это изображается в Христианском учении как получение Дара в Виде Святого Духа. (Ср. Флп. 59; 2 Посл. кор. 1, 21-22; 1 Посл. Иоан. 2, 20-21; 2, 27, Флп. 95, Посл. римл. 8, 16-18.)
«[Тот, кто питается] из Уст, [и, если бы] Слово (Истины) выходило оттуда, он стал бы питаться из Уст и он стал бы Совершенным. Ибо Совершенные зачинают от поцелуя и рождают. Поэтому мы также целуем друг друга, зачиная от Благодати, которая есть в Нас, в одних и в других». (Евангелие от Филиппа, Флп. 31.)
Душа Спасителя — это Жизнь и Свет, через который «Мир ...Начал Быть». (1 Посл. Иоан. 1, 9-10.) Она является Душой Космоса, в которой пребывает Всё Сущее и которая является Госпожой и Повелительницей Тела. (Ср. 2 Посл. Иоан. 1-5.)
«...Душа ведает Всем Неодушевленным, распространяется же Она по Всему Небу, принимая порой разные Образы. Будучи Совершенной и Окрыленной, Она парит в Вышине и правит Миром...» (Платон. «Федр», 246 Б.)
«И вот Душа, простертая от Центра до Пределов Неба и Окутывающая Небо по Кругу Извне, Сама в Себе вращаясь, вступила в Божественное Начало Непреходящей и Разумной Жизни на Все Времена. Притом Тело Неба родилось Видимым, а Душа — Невидимой, и, как причастная Рассуждению и Гармонии, рожденная Совершеннейшим из Всего Мыслимого и Вечно Пребывающего, Она Сама Совершеннее Всего Рожденного». (Платон. «Тимей», 36 Е. Ср. 30 Б, 34 С.)
Поэтому когда пастух нашёл одну заблудившуюся овцу, он спас многих людей.
«Христос пришел выкупить некоторых: освободить одних, спасти других. Он выкупил тех, кто чужой, сделал их Своими. И Он отделил Своих, тех, кого Он положил залогом по воле Своей. Он положил Душу (свою), когда пожелал, не только тогда, когда Он Открылся (ср. Флп. 69), но со Дня Существования Мира (ср. Ин. 1, 10, Флп. 5) Он положил Душу (Свою). Когда Он пожелал, тогда прежде всего Он пришел взять Её, ибо Она была оставлена залогом. Она была среди разбойников, и Её взяли как Пленницу. Он освободил Её и Спас (и) хороших в мире, и плохих». (Евангелие от Филиппа, Флп. 9. Ср. Раннехристианский текст. Толкование о Душе.)
Пастух оставил девяносто девять овец и стал искать одну. Тем самым речь может идти о том, что Спаситель прошёл путь не со всеми вместе и не всем известными путями, а Своим Собственным путём, самостоятельно открывая новые пути и познавая Истину. Поэтому Он сумел приобрести подлинное знание, так как не использовал созданные кем-то готовые догмы, а открывал Истину заново, собственными силами.
«Он — Пастух, опередивший те девяносто девять овец, которые не были потеряны. Он же пошёл искать ту одну, что введена в заблуждение. Он возрадовался, когда нашёл Её, ибо девяносто девять — то число, которое (находится) в левой руке, держащей её. Но когда Эта Одна нашлась, Полное Число переходит в правую (руку). Как то, чему не достаёт одного, то есть полной правой (руке) — получает то, что было ущербным и берёт его у левой руки и несёт (его) к правой, также и Число Это становится Сотней. Оно — Знак Того, который в Звуке их; это — Отец. Даже в (Священную, иудейскую) Субботу Он трудился на благо тех овец, которых Он нашёл падшими в яму. Он дал жизнь овцам, вытащив их из ямы, чтобы вы могли знать внутренне — вы, сыновья внутреннего познания — что есть (Священная) Суббота, в которую Спасению не подобает быть праздным, чтобы могли говорить вы от Дня Свыше, не имеющего ночи, и от Света, не имеющего отвода, поскольку Он Совершенен». (Раннехристианский текст. Евангелие Истины.)
В следующем древнеегипетском тексте в Образе Пастуха показан Бог, и это соответствует тому взгляду, которого придерживается Платон в диалоге «Политик». Подлинно Знающего Человека Платон именует Сведущим Правителем, и отделяет такой вид политического правления от других видов правления «как Бога от людей». (303 Б. Ср. Притча о Добром Пастыре. Ср. Платон. «Законы». Книга 4, 713 Б — 714 Б. Ср. Притча о талантах.)
«Охранены люди, стадо Бога, Он создал Небо и Землю по их желанию, Он уничтожил хаос воды, Он создал воздух, чтобы жили их носы. Они Его подобия, вышедшие из Его Тела.
Он восходит в Небе по их желанию, Он создал для них расттения, животных, птиц и рыб, чтобы их питать.
Он убивает Своих врагов, Он уничтожает (даже) своих детей, если они замыслят зло против Него.
Он сотворил Свет по их желанию, Он плавает (в Небе), чтобы они могли видеть. Он воздвиг молельню позади них, — когда они плачут, Он их слышит.
Он создал для них князей (еще) от яйца, правителей, чтобы поднять хребет слабого. Он создал для них чары, как оружие, чтобы отвратить то, что может случиться, и сны ночью как днем».
(М. Э. Матье. "Древнеегипетские мифы". Гераклеопольское сказание. Издательство АН СССР, 1956 г. Ср. Платон. «Политик».)
В следующем фрагменте речь идёт о Душе, о том, как можно сделать Её Совершенной, и кто достигает успеха на этом поприще.
«...Туда, Откуда Она пришла, никакая Душа не возвращается в продолжение десяти тысяч лет — ведь Она не окрылится раньше этого срока,
249
за исключением Души человека, искренне возлюбившего Мудрость или сочетавшего любовь к Ней с влюбленностью в юношей (здесь имеется ввиду ум, имеющий мужскую природу, ср. Поучения Силуана. — Прим.): эти Души окрыляются за три тысячелетних круговорота, если три раза подряд изберут для себя такой образ жизни, и на трехтысячный год отходят. Остальные же по окончании своей первой жизни подвергаются суду, а после приговора суда одни отбывают наказание, сошедши в подземные темницы, другие же, кого Дике [33] облегчила от груза и подняла в некую область Неба, ведут жизнь соответственно той, какую они прожили в человеческом образе.
b
На тысячный год и те и другие являются, чтобы получить себе новый удел и выбрать себе вторую жизнь — кто какую захочет. Тут человеческая душа может получить и жизнь животного, а из того животного, что было когда-то человеком, душа может снова вселиться в человека; но душа, никогда не видавшая Истины, не примет такого образа, ведь человек должен постигать [Её] в соответствии с Идеей, исходящей от многих чувственных восприятий, но сводимой рассудком Воедино.
c
А это есть припоминание [34] Того, Что некогда видела наша Душа, когда Она сопутствовала Богу, свысока глядела на то, что мы теперь называем Бытием, и поднималась до подлинного Бытия. Поэтому по справедливости окрыляется только Разум философа: у него всегда по мере его сил память обращена на То, Чем Божествен Бог. Только человек, правильно пользующийся такими воспоминаниями, всегда посвящаемый в Совершенные Таинства, становится подлинно Совершенным.
d
И так как он стоит вне человеческой суеты и обращен к Божественному, большинство, конечно, станет увещевать его, как помешанного, — ведь его исступленность скрыта от большинства».
(Платон. «Федр». Ср. Евангелие от Филиппа, Флп. 51.)
Из этого объяснения можно понять, что Пастух изображается в притче как человек, проходящий три тысячелетних круговорота за время которых окрыляется Душа философа.