пнвтсрчтптсбвс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Сегодня 10 июня 2025
Авторский блог Андрей Школьников 01:07 30 мая 2025

Природа упрощения процесса социального познания

Государство обязано бороться с инфантилизмом

Представление о будущем как немного улучшенной / немного ухудшенной версии настоящего широко распространено и является частным случаем упрощённого понимания индивидов об общественной сфере, что является естественным. До 10-летнего возраста основной моделью, структурной единицей общества для ребёнка выступает семья. Присущие ей отношения, взаимодействия, принципы дублируются и переносятся на всё общество. Последнее воспринимается как совокупность множества родоплеменных кругов. После 10 лет процесс социального познания усложняется, помимо семейных и родоплеменных структур в модели мира появляются различные социальные институты, отношения и формы: школа, работа, спортивные болельщики, клубы и секции по интересам, политические партии и т.д.

По мере взросления и получения социального опыта происходит усложнение и детализация картины мира, увеличение палитры оттенков, сложности поведения, но картина продолжает быть цельной. Подросток или молодой человек искренне считает, что его понимание и знание законов общества и мироздания единственно верно и правильно. Условно говоря, все начальники ведут себя одинаково, любой вопрос можно решить за деньги, мотивы у всех одинаковы и т.д. Ограниченный личный опыт, чтение учебников и биографий создаёт иллюзию всезнания и простоты мира, что естественно для данного возраста.

Следующий, качественный переход чаще всего происходит в рамках общего преодоления кризисов среднего возраста, когда ограничения своего представления, многообразие вариантов и понимание, что твоё представление может быть ошибочно, становится нормой. К сожалению, очень многие не хотят проходить через усложнение мировоззрения, до старости и смерти считая, что принципы, законы общества универсальны, едины и соответствуют именно их представлениям. Сталкиваясь с противоречиями, они их игнорируют («никакой геополитики нам не надо, мы просто хотим жить») или отрицают, выбирая простые и банальные объяснения.

Индивид может быть очень успешным в жизни и статусным, но так и продолжать жить в парадигме вечно молодого человека, отказываясь принимать сложность мира. Весной 2022 г. для очень многих стало настоящим откровением, что их представления о мире далеки от реальности, что принципы и мотивы людей очень сильно различаются. Для многих оказалось большой неожиданностью, что привычные им правила не действуют для других слоёв и уровней.

Фактически, три года назад для очень многих в России был принудительно запущен личностный кризис, затрагивающий вопросы геополитики. Инфантилизм в части социального познания характерен не только для простых людей, искренне уверенных, что кардинал и галантерейщик – это сила, но и для представителей верхних слоёв, принципиально не понимающих проблемы и чаяния остального населения, в логике, если нет возможности покупать хлеб, то можно покупать булки и пирожные.

Процесс социализации и социального познания растянут во времени, переход от ребенка к взрослому плавный, проходящий через личностно-возрастные кризисы. Очень немногие, чаще всего вдумчиво и много читающие книги подростки и молодые люди способны к сложным моделям. В зрелом возрасте такими могут стать все, просто взрослея, но большинство этому сопротивляется, желая жить внутри матрицы, ограниченной картины мира, где всё кажется им понятным и простым.

Информационная политика государства опирается на сложившуюся структуру и глубину понимания. Если большинство взрослых людей так и остались в плане социального познания на уровне 20 лет или даже меньше, то нет ничего удивительного, что политические и ток-шоу делаются именно под них. Государственная политика должна не потакать слабости, лени, нежеланию работать и развиваться, а воспитывать, подростковая культура не может быть нормой для всех.

И, да, массово превратить детей во взрослых в части социализации не выйдет, но государство обязано бороться с инфантилизмом, недопустимо, когда взрослые люди смотрят на мир глазами подростков…

Источник

1.0x