Сообщество «Философия истории» 02:00 29 июня 2020

Россия и колониализм

принципиальная разница между экспансией западного капитализма и расширением российского государства

В связи с расовыми бунтами в западных странах некоторые российские либеральные комментаторы стали высказываться, что, мол, нет разницы между колониальной экспансией Запада и расширением России. Однако, на самом деле, имеется принципиальная разница между экспансией западного капитализма и расширением российского социума — единственного в мире с преобладанием крестьянской общины и некапиталистических форм хозяйства, который стабильно рос на протяжении 500 лет. Аборигены и их ресурсы, в первую очередь земля, являлись для западного капитализма как бы ничейными (terra nullius). Сами аборигены рассматривались как элемент окружающей среды, а не люди. Поэтому западный капитализм аборигенов уничтожал или депортировал, или превращал в рабов и схожие виды принудительно эксплуатируемой рабочей силы, а их ресурсы забирал себе, для последующего капиталистического освоения, ставящего единственной целью — извлечение прибыли. (Расизм был идеологическим обоснованием этого процесса; к числу "низших рас" могли быть отнесены отнюдь не только африканцы и краснокожие, но и вполне белые ирландцы, и индоарийские народы Индостана, и славяне, как это произошло у немецких нацистских идеологов, бывших прилежными учениками англосаксонских колонизаторов.)

Проиллюстрирую американским примером. Индейцы в английских колониях в Америке, а затем в США (до 1920-х), не считались подданными или гражданами. Соединенные Штаты были, по сути, созданы геноцидом индейцев — очисткой пространств американского континента от коренного населения и его последующим освоением уже на чисто капиталистических основах. Собственно, некоторое препятствование этому геноциду, точнее переселению колонистов на запад (от Аллеганских гор) со стороны британской короны, и явилось главной причиной американской революции. По мере продвижения колонистов-англосаксов у коренного населения последовательно отнимали землю. Одним из первых деяний независимых США была депортация шести племен ирокезского союза в места вымирания, где за несколько десятилетий их число сократилось на 90%. Можно вспомнить акты Конгресса от 1825 и 1830 г. (Indian Removal Act), согласно которым индейцев Атлантического побережья и районов к востоку от Миссисипи депортировали на запад по пути, получившем, из-за огромного количества жертв, название Дорога Слез. В том числе депортировали и так называемые "цивилизованные племена", которые перешли уже на ведение интенсивного сельского хозяйства, имели школы, издавали газеты и т.д. Это обернулось 40 крупными военными кампаниями американского правительства, сопровождавшимися этническими чистками. На юге США земли депортированных или уничтоженных индейцев переходили под "передовое" плантационное хозяйство, основанное на рабском труде. Предоставленная депортированным племенам т.н. "индейская территория" также была местом их вымирания в условиях скученности и непривычной среды обитания, и уже через 30—40 лет эта земля стала раздаваться белым колонистам. Применение в отношении индейцев обмана и насилия не считалось зазорным в американском обществе; на них не распространялось действие законов. Из 800 договоров, заключенных американским правительством с индейскими племенами, три четверти было нарушено американским правительством.

Геноцид коренного населения перешел в решающую фазу после американской гражданской войны. Строительство трансконтинентальных железных дорог в США сочеталось с масштабным присвоением индейских земель в прериях. С 1867 по 1883 г. были уничтожены около 14 млн. бизонов, иногда из туш вырезали только языки, чаще убивали лишь забавы ради. Этот садистический аттракцион имел геноцидальную подоплеку. Для индейцев прерий наступили очень плохие времена — бизоны были их основным продовольственным ресурсом. Поднявшиеся на борьбу сиу были в массе своей истреблены. Уцелевшие депортировались в резервации. В 1860—90-х гг. земля, еще принадлежавшая индейцам на западе континента, была поделена на квадратики и перешла в распоряжение колонистов-фермеров, после чего немедленно начался процесс укрупнения земельной собственности. Мелкотоварные хозяйства разорялись и через руки банков попадали во владение крупных капиталистических bonanza farms. Самые миролюбивые безобидные племена, как например индейцы Калифорнии, застрявшие в каменном веке, подвергались еще более быстрому уничтожению, чем племена воинственные. Так севернокалифорнийское племя яхи численностью около 2 тыс. человек перестало существовать уже после четырех рейдов вооруженных колонистов-англосаксов, осуществленных в 1865–1868 гг.

К концу ХIХ века вопрос американского коренного населения был окончательно решен. Индейцев, запертых в резервации, осталось всего около 220 тысяч из 4—12 млн., ранее заселявших территорию, относящуюся к США.

Российское государство, несмотря на свое расширение и случавшиеся вооруженные столкновения с какими-то племенами, никогда не прибегало к таким методам. Все туземные племена и народности, оказавшиеся на огромных пространствах под его властью, как вели скотоводческое, земледельческое или присваивающее хозяйство, так и остались со своими землями, со своими угодьями, со своими традиционными системами хозяйствования и местной власти. Российское же правительство, в отличие от американского и прочих западных, всегда выступало охранительной силой по отношению к малым туземным народностям. Еще великокняжеский указ от 1545 г. возбранял пришлым людям селиться на землях самоедов (ненцев) без их разрешения. Хотя в конце ХIХ - начале ХХ вв. эта охранительная политика нередко мешала переселениям на окраины русских крестьян из страдавшего аграрным перенаселением центра страны, и способствовала усилению антиправительственных настроений.

«Общеизвестный факт, — писал более ста лет назад немецкий ученый Виденфельд в книге “Die sibirische Bahn in ihrer wirtschaflichen Bedeutung”, — наблюдаемый между прочим в Сибири, что Россия в своих азиатских владениях бережно относится к имущественным правам туземных племен и относится к ним совершенно так же, как к своим подданным русского происхождения; о такой политике по отношению к туземному населению, какая наблюдается в колониях других государств, здесь не может быть и речи.» В России, как жили ненцы, манси, ханты, якуты, буряты, хакасы, нанайцы и т.д в своих привычных местах обитания, так и остались. За 250 лет после присоединения Сибири к России численность бурят увеличилась в 10,6 раза, якутов — в 7,9, алтае-саянских народов — в 6,5 раза...* Обжёванные русофобами случаи переселения кавказских родов с гор (с их скудной средой обитания) на равнину имели целью искоренить причину набеговой активности и приводили только к улучшению для них хозяйственных условий. Поэтому даже и на российском Кавказе происходило прямо противоположное тому, что повсеместно наблюдалось в колониальных владениях западных держав.

А после установления советской власти малые народы получили свои автономные республики, свои школы, университеты, свою национальную интеллигенцию и так далее.

*Сибирь в составе Российской империи. — М., 2007. С. 219–220.

Илл. Эпизод геноцида индейцев, бойня на Вундед-Ни, Южная Дакота, США, 1890.

Cообщество
«Философия истории»
1.0x