Ирония мироздания иногда поражает. Спроси сейчас: что произошло 18 марта 2018 года? Сразу назовут выборы президента, некоторые вспомнят о годовщине возвращения Крыма.
Между тем, 18 марта того же года случилось еще одно знаменательное событие. С этого дня начал действовать новый пункт правил дорожного движения Российской Федерации, который обязал водителей иметь в автомобиле жилеты из световозвращающего материала. По сути, власти обязали огромное количество граждан России иметь у себя под рукой те самые «жёлтые жилеты», которые так прославились после событий во Франции.
Разве в этом нет иронии?
Однако, как у нас часто происходит, жилеты обязали иметь, но никаких штрафов за их отсутствие не предусмотрено. То есть, перед нами еще одно правило, которое можно не выполнять. В самом этом правиле ничего дурного нет. Ночью человека в тёмной одежде водитель замечает за девятнадцать метров. А человека в специальном жилете — за сто пятьдесят. Речь идет о реальной безопасности на дорогах.
Но сегодня, когда люди читают новый пункт ПДД, они не верят, что власть беспокоится о какой-то там безопасности. Люди думают, что речь идет об очередном коммерческом проекте. Производители жилетов и те, кто утверждают стандарты, должны быть довольны. А то, что пока штрафов нет, — так это первый этап. Это такая политтехнология.
На этом у нас сегодня многое построено. Ввели знак «шипы», отменили знак «шипы». Отменили штрафы за превышение на двадцать километров в час, а теперь снова собираются вводить, поиграв при этом с суммой штрафа. Людей постоянно дёргают по мелочам, заставляя думать, что никакой осмысленной политики у нас не проводится вообще. Это же не только автомобилистов касается. Так во всем.
Поэтому 2018 год в России можно назвать годом победивших унылых политтехнологий. Эти технологии подменили собой все: реальную политику, реальное социальное взаимодействие, реальную жизнь. Нет больше никакого содержания в действиях властей, кроме политтехнологического. Сидят какие-то мальчики и девочки, начитавшиеся западных учебников о методах политических манипуляций, и подбирают необходимый пункт для каждого отдельного случая. Хуже всего, что население все это прекрасно видит. А тот, кто этого не видит, тот это чувствует.
Вот сейчас закончилась эпопея с выборами губернатора Приморья. Победил на них на этот раз ставленник властей Олег Кожемяко. Победил, как и положено единороссу, — с результатом чуть выше шестидесяти процентов. Где-то там в каких-то учебниках написано, с каким результатом представителю властей побеждать прилично.
Казалось бы, самое время лоялистам открывать шампанское. Вроде бы, власть провела необходимую работу над ошибками, учла требования населения — и вот вам результат.
На деле никто туш не играет. Возможно, конечно, очередной политтехнолог в каком-нибудь кабинете даст отмашку, и мы еще услышим все необходимые суконные слова по поводу этой победы. Ничего они, разумеется, не изменят.
История с выборами в Приморье подчеркнула главную политическую тенденцию нынешнего времени. А именно: власть больше не хочет слышать людей и даёт понять, что это новая реальность. У рядовых граждан не осталось больше никаких законных рычагов влияния. Всё превратилось в бесконечный симулякр.
Протестное голосование в сентябре должно было дать элитам сигнал. Они идут не туда, курс внутренней политики перестал устраивать общество, придите в себя и примите меры.
Чем ответила власть?
Повышенным градусом хамства, враньём — причем, враньём наглым, в глаза, когда лгущий даже не делает вид, будто говорит правду. Там, где губернаторов от власти прокатили, в дело вступают репрессии. Хабаровск демонстративно лишают эфемерного столичного статуса. Хакасию, уже понятно, будут давить. Во Владивостоке поступили ещё проще: сначала нагло сфальсифицировали выборы, потом фальсификации признали, но победу у победителя отобрали, а затем и вовсе не допустили его к выборам.
Самое главное, что все эти телодвижения бессмысленны. Зачем было возвращать вообще прямые выборы губернаторов, если не давать эти выборы нормально проводить? Жили же мы и без этих выборов, их вернули только для того, чтобы с властей федеральных снять любую формальную ответственность, переложив её на население.
Чем-то недовольны у себя в регионе? Ну так пеняйте на себя, сами такого губернатора себе выбрали. Однако люди же не идиоты, все понимают, что сегодня губернатор полностью зависит от федерального центра, а не от своих избирателей. Москва решает, как, когда и сколько денег и какому региону выделит. Поэтому галочку о голосовании вы в своих политтехнологических книгах поставить можете, но граждане всё равно всю ответственность за происходящее возлагают на Москву, на федеральное правительство и лично на президента. И правильно, кстати, делают.
Так и зачем бесконечно тратить деньги на бессмысленные декорации, если эти декорации никого и ни в чем не убеждают?
Беда системы не в том, что она коррумпирована, порочна или антисоциальна. Беда системы в том, что она пытается прикрыть фиговыми листками эту свою сущность, но ничего прикрыть не может. Это больше всего раздражает. Люди ненавидят, когда их держат за идиотов. Люди устали от бесконечных оскорблений со всех сторон. Ведь не только власть возлагает всю ответственность на народ (инфантильный, паразитирующий, с низкой производительностью труда), но и системная оппозиция (покорный, тупой, безынициативный).
А граждане теперь стоят перед непростым выбором. С одной стороны, все понимают, что власть окончательно потеряла берега и сделала это с пугающей стремительностью.
С другой стороны, опыт подсказывает, что любые резкие телодвижения в нашей стране могут привести к самым печальным последствиям для самих же граждан.
Так что жёлтые жилетки пока останутся в багажниках.
Но если говорить о Франции, то там один из самых страшных лозунгов протестующих такой: «Вы нам не нужны». Это обращение общества ко всей элите. Когда мы переносимся в Россию, то эту фразу можно слышать с обеих сторон. Элита отчетливо говорит обществу: «Вы нам не нужны, вы — обременение. Вы — бессмысленная трата денег, вас слишком много, вы слишком много хотите».
Но и общество отвечает элите ровно тем же самым. Зачем обществу нужна элита, которая заставляет граждан бесконечно жить в осаждённой крепости, а сама позволяет себе иметь паспорта осаждающих государств? Зачем обществу элита, которая все выкачивает из страны, которая откровенно говорит, что никакого развития не будет в ближайшие десятилетия, которая никак не ассоциирует себя со страной, в которой живет, и даже не считает себя частью народа?
За последний век предательства элит утомили общество бесконечно.
Так что мы имеем здесь у нас состояние развода. Двое живут в одной квартире, разъехаться им некуда, приходится длить и длить это невыносимое совместное существование.
Печально еще и то, что это похоже сегодня не только наша, но уже и мировая тенденция.