Сообщество «Посольский приказ» 00:00 21 октября 2020

Президентская гонка на лафетах

Золотой век супердержавы уже позади

Внутриполитическая ситуация в Соединённых Штатах на протяжении почти трёх десятилетий после уничтожения Советского Союза была отмечена тем, что представители двух крупнейших партий проводили в Белом доме по два четырёхлетних президентских срока, и только после этого уступали место своим политическим конкурентам. Так было с демократом Биллом Клинтоном (1993–2001), республиканцем Джорджем Бушем-младшим (2001–2009) и демократом Бараком Обамой (2009–2017). Последним по времени "неудачником", который не смог переизбраться на второй президентский срок, можно считать республиканца Джорджа Буша-старшего (1989–1993), но сам он являлся преемником своего однопартийца Рональда Рейгана (1981–1989), у которого был вице-президентом. А с учётом этого обстоятельства "президентом одного срока" в чистом виде оказывается вообще Джимми Картер (1977–1981).

И вот теперь на 45-м президенте США Дональде Трампе эта неформальная традиция может прерваться. Даже не потому, что он чем-то категорически хуже своих предшественников. Плохо самой Америке. Её "глобальное лидерство" скукоживается, наподобие описанной Бальзаком шагреневой кожи, а любые попытки сохранить это лидерство наряду с "империей доллара" и "однополярным миром" Pax Americana приносят обратный желаемому результат.

Как известно, политическую реальность СССР первой половины 1980-х годов, когда место умершего 75-летнего Леонида Брежнева занял 68-летний Юрий Андропов, а его, в свою очередь, сменил 72-летний Константин Черненко, называли "геронтократией", то есть "властью стариков". Но даже на этом фоне соперничество 74-летнего Дональда Трампа с 77-летним Джозефом Байденом может считаться проявлением "супергеронтократии". Конечно, нет смысла ставить знак равенства между США образца 2020 года и, скажем, СССР образца года 1980-го, но некие системные аналогии между ними налицо.

Стоит посмотреть хотя бы на слоганы избирательной кампании "Keep America Great!" ("Сохраним Америку великой!") у Трампа и "Build Back Better" ("Построим лучше прежнего") у Байдена. Они буквально кричат о том, что "золотой век" Америки уже позади, что всё лучшее — в прошлом, что ничего нового там не придумано и придумано — во всяком случае, с этими политическими лидерами — не будет. Можно сказать, что Байден всего лишь перепевает, а сам Трамп повторяет Трампа четырёхлетней давности, с его MAGA, "Make America Great Again!" ("Сделаем Америку снова великой!").

Сейчас весьма распространено мнение о том, что исход "битвы Донни с Джо", этой "президентской гонки на лафетах", будет иметь судьбоносное для Соединённых Штатов и для всего мира значение. Такая оценка, несомненно, справедлива — но эта "судьбоносность" касается лишь того, как будет разваливаться современная американская государственность: быстро или медленно, с "большой войной" (против Ирана, Китая, России, etc.) или без неё. В том же, что она развалится, сомнений практически не остаётся — это вопрос уже не "если", а "когда".

Сама ожесточённость идущей с ноября 2016 года "холодной гражданской войны" в США показывает, что обе стороны этого политического конфликта озабочены не столько сохранением, укреплением и развитием американского государства, сколько контролем за активами на его территории. Собственно, Байден и занимался этим практически всю свою политическую карьеру, в 1973–2009 гг. будучи сенатором от "офшорного" штата Делавэр, а в 2009–2017 гг. — вице-президентом США.

Решение Комиссии по президентским дебатам (CPD) отменить второй тур предвыборных дебатов между Трампом и Байденом, который должен был пройти 15 октября в Майами (штат Флорида), — явный подарок демократам.

Официально это решение мотивировалось тем, что: а) после первого тура этих дебатов Трамп переболел коронавирусной инфекцией; б) отказывается провести второй тур в режиме онлайн; в) тем самым подвергает окружающих лишнему риску заражения COVID-19, на что CPD не считает нужным идти…

Наверное, здесь следует напомнить, что в первом туре Джозеф Байден был чрезвычайно бодрым и адекватным по сравнению с самим собой "обычного" образца. Многие наблюдатели связали эту удивительную трансформацию с медикаментозным стимулированием. Замеченный на предплечье официального кандидата Демпартии типичный след от катетера и тот факт, что после дебатов Байден "взял паузу" длительностью около недели, — только подогревали эту версию. Тем более, что, вновь появившись на публике, "сонный Джо" продемонстрировал фирменную дезориентацию в пространстве и времени, сообщив, что он, как гордый демократ, баллотируется в Сенат, и так далее.

При организации второго тура дебатов в режиме онлайн Байдена опять могли подключить к животворящему катетеру — и уже по-серьёзному, в стационарных условиях специально подготовленной студии. Видимо, поэтому Трамп и требовал второго тура "лицом к лицу", но фактор коронавируса помог "синим", то есть демократам, этого не допустить, да ещё и "сохранив лицо" своему кандидату. Скорее всего, та же история может повториться и с третьим туром дебатов, который планировался на 22 октября в Нэшвилле (штат Теннесси). Таким образом, весьма неприятная для демократов и "глубинного государства" проблема способности выдвинутого ими претендента адекватно исполнять обязанности главы Соединённых Штатов вообще выводится за кадр нынешней президентской гонки.

Не исключено, что, в конце концов, с развитием информационных и прочих технологий виртуальные избиратели будут отдавать виртуальные голоса за виртуальных кандидатов, выбирая, скажем, между "синим" Суперменом и "красным" Капитаном Америкой, а промежуточным этапом станут голограммы-аватары реальных политиков, выступающие одновременно сразу в нескольких местах…

Впрочем, до этого, будем надеяться, пока далеко, и речь идёт о более-менее живых людях. А у них, помимо прочего, обычно имеются родственники, включая детей. У Джозефа Байдена сейчас их осталось двое: дочь Эшли Блейзер (1981) от второго брака и сын Роберт Хантер (1970) от первого. Эшли вообще предпочитает "не светиться", вроде бы оставив за бортом своей нынешней семейной жизни и работы (социолог) свойственную ей в молодости склонность к мелкому криминалу и наркотикам. А вот с Хантером всё намного сложнее.

Тема его работы в совете директоров украинской газодобывающей компании Burisma Holdings олигарха Николая Злочевского, где сын вице-президента США получал около 600 тыс. долл. в год, уже давно была "забита" республиканцами как потенциально коррупционная и тем самым бросающая тень на его отца. Как заявляют сегодня на "незалежной", за 2014–2016 гг., то есть под фактическим руководством Джозефа Байдена, было вывезено из этой страны в США около 15 млрд. долл. Деньги, заработанные там Хантером, наверное, вообще никого бы сейчас не интересовали. Так — мелочь и дело давнее. Но Байден включился в борьбу за президентский пост — и "дело Burisma" заиграло другими красками. Тем более, что ранее Байден уже неоднократно (и так, что это все запомнили) заявлял о полной непричастности к украинскому бизнесу своего сына.

По-видимому, эта история не отразилась не рейтинге кандидата от демократов, так как результаты социологических опросов, вроде бы, свидетельствуют в его пользу, но вот насколько они адекватны — большой вопрос. Ведь четыре года назад те же самые опросы давали безусловное лидерство Хиллари Клинтон, и она действительно получила почти на 3 млн. голосов избирателей больше, чем Дональд Трамп. Но в коллегии выборщиков от штатов уступила республиканскому кандидату со счётом 227:304. Сегодня США ещё более хаотичны и расколоты, чем осенью 2016-го. И в этих условиях традиционные механизмы "американской демократии" теряют эффективность, вплоть до полной неработоспособности. Что мы сегодня и можем наблюдать в ходе президентской гонки Дональда Трампа и Джозефа Байдена.

5 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
20 марта 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x