Авторский блог Владимир Винников 21:50 26 сентября 2018

Праздник каждый день

что же более значимо: выраженная в "праздничной сетке" государственная система ценностей или "голая" прагматика?

19 сентября Трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений одобрила проект правительственного постановления по переносу выходных и праздничных дней в 2019 году. Такой перенос, начиная с 1992 года, стал уже привычной практикой, закреплённой ст.112 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.08.2018), и не вызывает никаких нареканий у нашего общества. И, правда же, зачем миллионам людей выходить на работу, скажем, рано утром в пятницу после праздничного четверга или, наоборот, в понедельник перед праздником, который приходится аккурат на вторник? Разве не проще и удобнее "приплюсовать" этот праздничный день к выходным за счёт "воткнувшегося" между ними рабочего дня, поменять их местами? Конечно, так будет правильно: и с точки зрения работодателя, и с точки зрения наёмного работника.

Но вот если задаться вопросом о том, каковы последствия переноса праздников с точки зрения системы государственной власти, то нельзя не прийти к выводу, что если практически любую праздничную, то есть важную для этой государственной власти, дату можно спокойно "гонять" по календарю туда-сюда (в целях рационального использования или чего-то ещё), то что же в итоге оказывается более значимым: выраженная в "праздничной сетке" государственная система ценностей — или "голая" прагматика? Не получается ли так, что переносом праздничных дней государственная власть подаёт обществу пример неуважения к самой себе, собственными руками уничтожая вроде бы задекларированную и даже утверждённую ею систему ценностей?

Ещё раз: прекрасно понимаю, что "экономика должна быть экономной", что человеку отдыхать от трудов праведных лучше три или четыре дня подряд, чем в режиме "два дня через день", или "два дня через два". Точно так же понимаю, что современная российская система государственных праздников — в полном соответствии со структурой и настроениями разделённого, расколотого на три части нашего общества — представляет собой "вселенскую смазь" "консервативных", "советских" и "либеральных" ценностей, в которой пока нет даже намёка на их органическое и гармоничное единство и взаимодействие — так, механическая смесь воды с маслом и ртутью "в одном стакане"... Ну разве что вот празднование Великой Октябрьской социалистической революции отменили ровно в канун её столетия под рефрен: "Не понимаем, что тут праздновать..." Разумеется, при этом говорящие так представители власти "забывают", правопродолжательницей какого государства признаётся нынешняя Российская Федерация на международной арене, чьи права и обязанности она (и вместе с ней — все наши власти предержащие) получила. Но зато конституционный "запрет на государственную идеологию" соблюдается на все 146 %...

Но речь-то здесь — немного о другом. О том, что власть сама себя не принимает всерьёз, полностью полагаясь на "голый интерес", на "невидимую руку рынка", которая, мол, правит любым человеческим сообществом и человечеством в целом. Это уже какой-то "ультрамарксизм" и "ультраматериализм" получается, граждане-господа-товарищи, разве нет?

Даже представить нельзя, чтобы, например, в Советском Союзе решили годовщину Великой Октябрьской революции праздновать не строго 7 ноября, а "как начальству виднее…" (кстати, после провозглашения лозунга об "экономной экономике" вроде бы насквозь идеологизированный СССР не прожил и 15 лет). А если, скажем, в США решат, что празднование Дня независимости можно иногда с 4 июля переносить на какую-то другую, более удобную с точки зрения "рабочей недели" или там "политкорректности" дату. Долго ли после этого простоит Америка? Аналогичных примеров из разных времён и народов можно привести множество. Особо радикальные государственные власти даже календарь меняли, как это было при Великой Французской революции (большевики здесь оказались куда "спокойнее", только приняв новый "григорианский" стиль вместо старого "юлианского", хотя в результате из отечественной истории "выпал" период с 1 по 13 февраля 1918 года, да и с "пятидневками"-"шестидневками" до войны немало помутили).

У этой, вроде бы сугубо календарной, проблемы есть и обратная сторона. Ведь, поскольку такое отношение к государственным праздникам со стороны самой государственной власти стало возможным лишь потому, что в "сети" нынешних праздников нет системы взаимосвязи и взаимодействия между её элементами, а подобное состояние дел резко снижает уровень внутренней организации и, соответственно, потенциал нашей страны, — наверное, стоит проработать эту важную системную и оперативную проблему — с тем, чтобы в итоге вынести "новый календарь праздников" на референдум и на этой правовой основе впредь отказаться от подобного рода "переносов"?

1.0x