ПРАВОСЛАВИЕ И КАТОЛИЦИЗМ. НАШИ ДНИ.
Состоявшаяся в Гаване 12 февраля 2016 года встреча Высших иерархов двух основных ветвей Христианской Церкви - Православной и Католической, безусловно, является в наши дни если не самым, то одним из наиболее значимых событий в истории человечества.
Но, как часто бывает, люди склонны видеть лишь верхушку айсберга.
На самом же деле тенденция к сближению, точнее, к стиранию «острых углов» появилась уже давно. Существовавшая в течение практически всего второго тысячелетия вражда католической и православной церквей (в том числе и благодаря совместному осознанию общих для христианства мировых угроз) начала постепенно преобразовываться во взаимную терпимость. А ко второй половине ХХ столетия и в конкретные действия, и даже порой в документальное оформление нового характера взаимоотношений по сближению двух основных ветвей христианского мира.
Папа Франциск фактически явился продолжателем стратегической линии своих предшественников Иоанна XXIII, Павла VI и Иоанна-Павла I.
Лишь Иоанн-Павел II, бывший краковский епископ Кароль Войтыла, ставший Римским Понтификом после загадочной смерти своего предшественника и принявший, как и он, имя Святых Иоанна и Павла, отошёл от приоритета единства христианского мира. По мнению многих аналитиков, это произошло во многом в силу пещерной ненависти к русскому православию, характерному для достаточно значительной части польского, а также сегодняшнего галицийского клира.
Вопросы взаимоотношения христианских церквей и необходимости их кардинального улучшения вышли на первый план не сегодня. Ещё в 1960 году Папа Римский Иоанн XXIIIсоздаёт Секретариат по содействию единству христиан.
После смерти в июне 1963 года «красного папы», Римским понтификом был избран Павел VI, который завершил начатый его предшественником Второй Ватиканский собор. Одним из наиболее важных решений этого собора явилось признание того факта, что, по сути, между католической и православной церквами нет догматических расхождений в вероучении.
Исполняя решения Второго Ватиканского собора, Павел VI стал первым (с IX века) Римским понтификом, посетившим Константинопольского (в 1964 году) и Александрийского (в 1973 году) патриархов. Он также ввёл в богословский католический оборот фразеологизм «Церкви-сёстры».
Встреча с Константинопольским патриархом привела к взаимному снятию анафемы, что стало стимулом к возникновению обширного экуменического диалога между католической и православными церквами. Тогда же была обнародована совместная Католическо-Православная декларация, которая констатировав, что раскол между двумя церквами не преодолён, тем не менее, подтвердила, что обе стороны стремятся к примирению.
За несколько месяцев до своей смерти в августе 1978 года Павел VI отправил торжественную мессу по смерти Альдо Моро, убитого «красными бригадами». Пока А.Моро был в заложниках, понтифик даже предлагал террористам себя в обмен на бывшего Председателя Совета Министров Италии. Смерть Павла VI, по официальной версии от сердечного приступа, в своё время вызвала целую волну слухов и домыслов. Уж слишком многим реакционным деятелям того времени (как светским, так и представителям различных духовных конфессий, прежде всего их непримиримых, воинствующих течений) деятельность Павла VI была не по нраву.
В августе 1978 года на престол Римской курии взошёл последний Папа- итальянец – Иоанн-Павел I.
Он впервые за всю историю католической церкви взял себе двойное имя. Иоанн-Павел выбрал это имя в честь двух своих непосредственных предшественников (Иоанна XXIII и Павла VI), приложивших значительные усилия по преодолению вражды между католицизмом и православием. Это предсказывало и некоторые нововведения, которые появились практически сразу. Он отказался от средневековой церемонии коронации, заменив её торжественной мессой на паперти Собора Св. Петра. Отказался он также и от тиары. Эти его действия были расценены как окончательный отказ от притязаний на светскую власть.
Он был папой всего 33 дня. И по настоящее время существует несколько теорий заговора об отравлении Иоанна-Павла I.
Нынешний папа Франциск более чем за 1000 лет стал лишь вторым понтификом (после того же Иоанна-Павла I), использовавшим новое имя.
Хочется верить, что Папу Франциска не постигнет судьба последнего Папы-итальянца (как называли Иоанна-Павла I), намеревавшегося продолжить политику своих предшественников, направленную на изменение характера взаимоотношений католицизма и православия.
Из Совместного заявления Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла:
… Православные и католики нередко трудятся бок о бок. Они отстаивают общие духовные основы человеческого общежития, свидетельствуя о евангельских ценностях.
… В то же время, нашу озабоченность вызывает ситуация, складывающаяся в столь многих странах, где христиане все чаще сталкиваются с ограничением религиозной свободы и права свидетельствовать о своих убеждениях, жить в соответствии с ними. В частности, мы видим, что превращение некоторых стран в секуляризованные общества, чуждые всякой памяти о Боге и Его правде, влечет за собой серьезную опасность для религиозной свободы. Мы обеспокоены нынешним ограничением прав христиан, не говоря уже об их дискриминации, когда некоторые политические силы, руководствуясь идеологией секуляризма, столь часто становящегося агрессивным, стремятся вытеснить их на обочину общественной жизни.
… Православные и католики объединены не только общим Преданием Церкви первого тысячелетия, но и миссией проповеди Евангелия Христова в современном мире. Эта миссия предполагает взаимное уважение членов христианских общин, исключает любые формы прозелитизма.
Мы не соперники, а братья: из этого понимания мы должны исходить во всех наших действиях по отношению друг к другу и к внешнему миру. Призываем католиков и православных во всех странах учиться жить вместе в мире, любви и единомыслии между собою (Рим. 15:5). Недопустимо использовать неподобающие средства для принуждения верующих к переходу из одной Церкви в другую, пренебрегая их религиозной свободой и их собственными традициями. Мы призваны воплощать в жизнь завет апостола Павла и «благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании» (Рим. 15:20).
… Мы скорбим о противостоянии на Украине, унесшем уже множество жизней, причинившем бесчисленные страдания мирным жителям, ввергнувшем общество в глубокий экономический и гуманитарный кризис. Призываем все стороны конфликта к благоразумию, общественной солидарности и деятельному миротворчеству. Призываем наши Церкви на Украине трудиться для достижения общественного согласия, воздерживаться от участия в противоборстве и не поддерживать дальнейшее развитие конфликта.
… Выражаем надежду на то, что раскол среди православных верующих Украины будет преодолен на основе существующих канонических норм, что все православные христиане Украины будут жить в мире и согласии, а католические общины страны будут этому способствовать, чтобы наше христианское братство было еще более очевидно.